Космическая гармония и духовная красота человека
КОСМИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ И ДУХОВНАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА
В ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКЕ А. ФЕТА
Аннотация. В статье раскрывается глубина духовного мира Афанасия Фета. На примерах философской лирики поэта рассматривается осознание им Времени текущего и Времени космического бесконечного. Рассмотрены примеры, как реальное время загружает поэта текущими делами, но он, соприкасаясь с безбрежной бездной звезд, осознает высокое предназначение человека.
Гармония Мира, с которой соприкасается поэт, помогает ему духовно подняться над обыденностью и прикоснуться к беспредельной красоте Космоса.
Выяснена глубокая философская мысль, которую поэт раскрывает читателям, что только просвещенный и просветлённый человек может открыть таинственную сакральную дверь, за которой таится неизведанное.
В статье раскрывается аспект познания Мира через сопричастность к глубокой философской лирике А. Фета, которая помогает осознать величие Мира, гармонию и красоту Космоса, красоту человека духовную.
Ключевые слова: Фет, красота, философская лирика, космос, хаос, звезды, гармония, время, душа, бытие.
N.M. Novikov (Kursk)
Cosmic harmony and spiritual beauty ofa man in the philosophical lyrics of Fet
Abstract. The article reveals the depth of the spiritual world of Athanasius Fet. On the examples of the poet's philosophical lyrics, he considers his awareness of the current time and the cosmic infinite time. Examples are considered as real time loads the poet with current affairs, but he, in contact with the vast abyss of stars, realizes the high destiny of man.
The harmony of the World, with which the poet comes into contact, helps him spiritually to rise above the ordinary and come into contact with the boundless beauty of the Cosmos.
A deep philosophical thought has been clarified, which the poet reveals to readers that only an enlightened person can open a mysterious sacred door behind which the unknown lurks.
The deep philosophical lyrics of A. Fet help to realize the greatness of the World, the harmony and beauty of the Cosmos, and the spiritual beauty ofa man.
Keywords: Fet, beauty, philosophical lyrics, cosmos, chaos, stars, harmony, time, soul, being.
ПОЭТ О СМЫСЛЕ БЫТИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ
Афанасий Фет размышляет в своих стихах о смысле бытия и о человеческих ценностях. Философская лирика поэта - это всегда раздумья о месте человека и его предназначении в жизни. Этими мотивами пронизано всё творчество поэта
Философская лирика Фета по глубине, многогранности, психологизму, метафоричности представляет собой творчество величайшего мастерства. Литературное мастерство поэта настолько глубоко и проникновенно, что его слово весомо и значимо в любом столетье.
Поэт действительно слагал восторженные гимны личности:
Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой – душа и мысль моя… («Добро и зло», 1884г.)
Здесь поэт показывает, что хотя космический материальный вечный мир и тяготеет над человеком, погружая в свой мир человека, но тот старается остаться равноправным этому могущественному миру.
Мир духовности и разума делают поэта равноправным Бытию.
Здесь происходит не возвеличивание человека, а только некоторое раскрытие А. Фетом сущности человека как мыслителя и творца.
И как в росинке чуть заметной
Весь солнца лик ты узнаешь,
Так слитно в глубине заветной
Всё мирозданье ты найдешь… («Добро и зло», 1884.)
Поэт, внимательно наблюдая за явлениями Природы, подмечает, что на заре при восходе Солнца капельки росы, набравшись света, начинают сиять, как звездочки. Они сияют и переливаются, радуя душу просветленного человека. Нечуткому и грубому душой человеку не откроется такая земная красота, как напишет в дальнейшем поэт.
Эти земные росинки для поэта являются олицетворением звездного мира. И он приводит строки, которые содержат какую–то тайну познания мира: «Так слитно в глубине заветной…». Здесь он до конца не раскрывает суть «глубины заветной», оставляя читателям поле для размышления.
Но если на крылах гордыни
Познать дерзаешь ты как бог,
Не заноси же в мир святыни
Своих невольничьих тревог... (Добро и зло», 1884г.)
Если человек дерзновенный поднимается духовно над миром, постигая новые
закономерности мира, то поэт сам, прикоснувшись к горнему миру, более глубоко осознает высший мир и просит не вносить в тот сакральный мир свои сумятицы и тревоги.
Здесь, конечно, поэт не бесспорен. Постижение Мира человеком он воспринимает как гордыню человека, с чем многие ученые даже того времени не все соглашались.
Поэту кажется, что в такие мгновения человек становиться причастным к Богу, приближаясь к его горнему небесному миру. И это дерзновенное познание поэт не совсем приемлет.
Философские мотивы в лирике поэта всегда звучат так, что заставляют читателя невольно вслушиваться и вдумываться в то, о чём пишет поэт.
Такая особенность поэзии присуща только настоящим гениальным творцам. Ведь у поэта любое стихотворение содержит глубокие мысли. Например, в строфе:
Трава поблекла, пустыня угрюма,
И сон сиротлив одинокой гробницы,
И только в небе, как вечная дума,
Сверкают звёзд золотые ресницы… («В тиши и мраке таинственной ночи», 1864г)
Поэт прикасается к вечности, что воплощается в произведении через упоминание вечного вопроса бытия, и к таинственному и зачаровывающему ночному небу. И необычная метафора оживляет загадочную глубину звездного неба: «Сверкают звёзд золотые ресницы…». Здесь понятие «ресницы» человека или девушки он переносит на небесный небосвод, превращая их в «золотые ресницы».
Такой прием одухотворяет и оживляет Природу, приближая её к восприятию читателей. Например, в стихотворении «Целый мир от красоты» он соединяет безбрежную глубину Космоса, его неизмеримую бездонность и непостижимость.
Каждому лучу любого светила поэт придает двойственность. Луч у него и «плотской» (жизненный – Н.Н.) и не «бесплотный» (не жизненный – Н.Н.). И эти лучи мчатся «по безднам эфира».
Поэт глубоко осознает парадоксальность бытия и солнечного света. Фотоны света всегда живут лишь в движенье. Когда они встречаются с препятствием, то вспыхивают и угасают. И этот отблеск «солнца мира» и видим мы. Эту короткую жизнь частиц света (частицы света от Солнца до Земли летят всего восемь минут) поэт сравнивает с мимолётным сном.
И всё, что мчится по безднам эфира,
И каждый луч, плотской и бесплотный,
Твой только отблеск, о солнце мира,
И только сон, только сон мимолетный…(«Измучен жизнью коварством надежды», 1864 г.)
Этот мимолётный сон поэт хотел бы продлить полётом мысли, погружаясь в состояние душевного полёта к звездным мирам и к Солнцу.
КОСМИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ФЕТА
Необычную особенность стихов Фета подмечали многие литераторы того времени.
Валерий Брюсов в 1903 году посвятил поэту специальную статью «А. А. Фет. Искусство или жизнь». Эпиграфом к ней были слова Афанасия Фета: «Стану буйства я жизни живым отголоском».
По словам Брюсова, А. Фет прославлял душевное величие человека: «Какие бы великие притязания ни высказывала поэзия, она не могла бы сделать большего, как
выразить человеческую душу».
Любое стихотворение поэта содержало такую мысль, под сильным эмоциональным всплеском которой возгоралась, как свеча, душа читающего или слушающего стих человека. И сливалась с образами, которые содержит произведение, душа человека проникается ими. Например, в строфе:
И так прозрачна огней бесконечность,
И так доступна вся бездна эфира,
Что прямо смотрю я из времени в вечность
И пламя твое узнаю, солнце мира.(«Измучен жизнью коварством надежды»,1864 г.)
Здесь поэт пробует осознать мощь и непостижимость бесчисленного множества звезд, которые всё равно дают полёт мысли поэту, впуская того в свою прозрачность.
И он понимает, что за этой кажущейся доступностью таится глубокая бездна. И эта бездна эфира открывает поэту свои врата для постижения времени. Он как бы становится над своим временем. И поэт, смотря из своего времени, постигает всю глубину и времени, и вечности. Бездна эфира не подавляет поэта, а помогает ему подняться над своим временем.
У поэта нераздельно и неразрывно связаны между собой понятия: мир и человек, весь род человеческий и Вселенная. Стихотворения Фета основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей.
Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.
Поэт, соприкасаясь с могущими силами Природы, набирается у них и силы и бесстрашия: « И пламя твое узнаю, солнце мира».
Под «солнцем мира» поэт олицетворяет наше светило. Поэт, постигая силы природы, соприкасается с ними и приветствует их.
А. Фет в произведении «Среди звёзд» одушествляет звезды, обращаясь к ним как к живым существам с укорами. Здесь звездам он придает земные черты «мчитесь вы, как я покорны мигу». И время звезд он сравнивает со своим временем. Поэт старается постичь гармонию звёздных систем, основывается на божественных «прирожденных числах».
Пусть мчитесь вы, как я, покорны мигу,
Рабы, как я, мне прирождённых числ,
Но лишь взгляну на огненную книгу,
Не численный я в ней читаю смысл…(«Среди звёзд», 1876г.)
Это наводит на мысль, что Фет хорошо знал правило Тициуса–Боде (1766–1772 г.), по которому можно упорядочить с помощью чисел расстояния планет в Солнечной системе. Но кроме этого, возможно, он предполагал, что и звёздные системы также таят в себе ещё не раскрытые небесные закономерности.
Он поясняет, что не численный, а иной смысл созерцает он в небесной книге. И постижение этого смысла помогает ему постичь сущность Вечности и Времени. Поэт придаёт звездам человеческие черты. Звёзды ведут диалог с поэтом: «Вечность мы, ты –миг».
В венцах, лучах, алмазах, как калифы,
Излишние средь жалких нужд земных,
Незыблемой мечты иероглифы,
Вы говорите: "Вечность – мы, ты – миг……(«Среди звёзд», 1876г.)
Поэт в произведении упоминает о египетских иероглифах и о какой–то «незыблемой мечты» постичь их тайный смысл.
Это говорит о том, что Афанасий Фет интересовался великими открытиями своих современников. Ведь «…сравнительно недавно, в 1822 году, молодым французским ученым Жан–Франсуа Шампольоном были прочитаны (дешифрованы) древние надписи, сделанные иероглифами на Розеттском камне. После этого ученые стали читать надписи на египетских пирамидах и каменных стелах». Там были описаны древнейшие события истории. И где даже имелись сведения об изменении направления земной оси.
В стих отворении «Соловей и роза» приводится описание мира космоса.
И оказывается, что космос это не просто недвижная и застывшая навеки субстанция, а бездна движущаяся и «дрожащая». И космос Фет наделяет живущими там ангелами.
Такая дрожащая бездна
В дыханьи полудня и ночи,
Что ангелы в страхе закрыли
Крылами звездистые очи. …(«Соловей и роза», 1847г.)
Ангелам здесь поэтом приписываются человеческие эмоции. Они так же страшатся этой дрожащей бездны дыханья космоса, которое непредсказуемо даже для ангелов « …в страхе закрыли крылами звездистые очи».
Здесь поэт олицетворяет звезды, придавая им человеческие черты. Он наделяет их, как и человека, очами. И очи у них не обычные, а « звездистые».
Вечность мира и временность человека в произведениях поэта
В созданном в 1887 году стихотворении «Муза» (Ты хочешь проклинать, рыдая и стеня...(стеная – Н.Н.) А. Фет использует эпиграфом великолепные строки А. Пушкина «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Но в продолжении он как–бы опровергает эти, заложенные в эпиграфе, смысл и призывы. Вначале поэт как бы был созвучен Пушкину.
Пленительные сны лелея наяву,
Своей божественною властью
Я к наслаждению высокому зову
И к человеческому счастью. … («Муза», 1887г.)
Афанасий Фет признает в поэте божественную власть над миром человека. По его мнению, эта божественная власть просветляет человека, поднимает его над миром. И это, по мнению поэта, должно привести к высокому наслаждению радостью мира. И высокое наслаждение не совсем совпадает с обыденным человеческим счастьем. Погружая читателя своим мощным одухотворяющим стихом в пленительный сон, писатель пытается приблизить его высокому горнему миру.
Но он подразделяет высшее духовное наслаждение и обыденное земное человеческое счастье. Он призывает читателя к возвышенному высшему духовному наслаждению.
Но далее, как бы даже в чём–то противореча эпиграфу Пушкина, он призывает читателей погрузиться в страдание.
Но призывает он к страданию осознанному, одухотворенному, очищающему. «Страдают все, страдает тёмный зверь…» Здесь под тёмным поэт, по всей видимости, подразумевает не просвещенного. И подчеркивает, что перед тёмными и не просвещенными закрыта сакральная дверь. Им не достичь той радости, которая скрыта за этой таинственной дверью. Он подчёркивает, что страдать без осознанья могут многие.
Страдать! Страдают все, страдает тёмный зверь
Без упованья, без сознанья;
Но перед ним туда навек закрыта дверь,
Где радость теплится страданья. …(«Муза», 1887 г.)
Поэт признается, что для него страданье в определенной степени теплит в какой –то мере и радость душевную. И эту полученную через страдание радость души поэт приносит слушателям.
К чему противиться природе и судьбе?
На землю сносят эти звуки
Не бурю страстную, не вызовы к борьбе,
А исцеление от муки. («Муза», 1887 г.)
На этот вопрос «К чему противиться природе и судьбе?» – дается поэтом неоднозначный ответ. От верхнего горнего мира на Землю приносятся звуки–послания не к перевороту– буре, не к яростной борьбе, а всего лишь к исцелению от муки душевной.
Ожесточенному и черствому душой
Пусть эта радость незнакома…. («Муза», 1887 г.)
Поэт здесь и полувопрошает и полуутверждает, что только нежному душой человеку доступна такая радость страдания и радость творчества, а грубому и чёрствому человеку такое страдание и прикосновение к высокому недоступны.
Эти откровения поэта показывают, что через всю жизнь он нёс боль–страдание о юной девушке, сгоревшей из–за него заживо. И которую он продолжал любить всю жизнь.
НЕБЕСНАЯ ГАРМОНИЯ В ЛИРИКЕ ФЕТА
В стихотворении «Молятся звезды, мерцают и рдеют…» поэт олицетворяет звезды, наделяя их человеческими свойствами. Он как бы сам растворяется в мире природы. Он с благостным чувством наблюдает, как молится месяц и молятся звезды, и лёгкие тучки плывут по лазури. И в этом безмятежном покое не притягиваются с тёмной земли даже черные грозовые тучи. Здесь описывается небесная идиллия, и нет проявления земных бурь:
Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Легкие тучки, свиваясь, не смеют
С тёмной земли к ним притягивать бури… («Молятся звезды, мерцают и рдеют», 1883г.)
Звездам в молитве видны земные страсти, земное горе и земное томленье людей. Звезды у поэта даже прослезились из–за сострадания к землянам, ведущим «неподсильные» битвы. Но ничего не изменяют молитвы звезд, они продолжают безмолвно сиять и гореть, не доходят к Всевышнему их молитвы за людей, и «всё же безмолвно горят (в вышине – Н.Н.) их молитвы».
Видны им наши томленья и горе,
Видны страстей неподсильные битвы,
Слезы в алмазном трепещут их взоре –
Всё же безмолвно горят их молитвы. («Молятся звезды, мерцают и рдеют», 1883г.)
Стихотворение «Соловей и роза» глубоко по философской насыщенности. Поэт описывает, что Творец и Повелитель Неба и Земли дает счастье и радость всякой твари на Земле.
И равны все звенья пред Вечным
В цепи непрерывной творенья,
И жизненным трепетом общим
Исполнены чудные звенья. («Соловей и роза» 1847 г.)
Все явления Природы в череде рождения, преобразования и распада чудесным образом взаимосвязаны с Вечностью, со Временем.
Нежному ангелу стало
Их видеть так грустно и больно,
Что с неба слезу огневую
На них уронил он невольно. («Соловей и роза» 1847 г.)
Поэт в этом произведении придает небесным ангелам человеческие страдания и чувства. У него небесный ангел и грустит и переживает эмоции. А падающий и сгорающий в небе метеор Фет называет «слезой огненной», показывая этим, что небесный ангел сочувствует земному человеку.
В небольшом по объему стихотворении «Целый мир от красоты» поэт пытается осознать само явление Время как ипостась, как сущность.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно. («Целый мир от красоты», 1883 г.)
Время одно из непостижимых субстанций Вселенной. Сегодня существуют несколько различных теорий, связывающих пространство и время.
С моей точки зрения в утверждении, что «то, что вечно, – человечно» А. Фет неявно пытался донести до людей тот факт, что Мир Космоса так же одухотворён. И Вселенная (или Мир) живёт по своему масштабу и по своей размерности. И также вся Вселенная содержит сущность Времени и живёт по своим астральным законам.
Это утверждение поэта о том, что Космос не является пустым пространством, где только царствует мрак и холод, а в нём существует признаки «человечности», Даже современная наука не может это ни подтвердить, ни опровергнуть.
Поэт задает в своих произведениях не простые вопросы об отношении мига существования человека и вечности Космоса. И как они переплетаются в жизни человека? Как Вечность звёздного мира действует на сознание человека?
Однажды летом мне пришлось посетить Крымскую астрофизическую обсерваторию и там наблюдать звездные скопления и спиральные галактики в большой телескоп, прикоснувшись к гармонии и величию Космоса.
И удивительно, как А. Фет своей интуицией постиг многое, что недоступно было обычным людям в то время.
Литературные критики того времени высоко оценивали силу слова поэта, его умение кратко сказать о многом в существующем мире.
Стихам Фета присуща форма диалога. В них иногда наблюдается сближение авторского «я» и сознания героя почти до неразличимости.
А. ФЕТ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Некоторым современным писателям и поэтам строки поэта являются определёнными путеводными звездами.
А литературные праздники, проводимые в имении А.Фета, дают им новый творческий импульс для творчества.
Приезжая в имение Воробьевку, писатели насыщаются и красотой места, и обстановкой воссозданной усадьбы, и, конечно, глубиной поэтических строк поэта, которые звучат здесь на празднике поэзии. Здесь на тебя непроизвольно нисходят строки:
ИМЕНИЕ ФЕТА
Здесь чистые звезды сияли поэту,
Шумели балы, – громыхали коляски,
друзья наезжали в имение Фета.
Дорожка луны серебрилась в пруду,–
Ещё не было ряски.
В сиянии лунном темнели аллеи,
Всю ночь напролёт соловьиные трели.
Творческий дух над усадьбой царил,
В небе таинственно месяц парил.
Хор величаво, раздольно поет,
танцев народных летящий полёт.
Здесь много поэтов, – собрался народ,
Светлую душу имея,
– сюда всякий идёт…
Мощь философской мысли А. Фета, заложенная в его лирике, поднимает духовную силу читающих творческих людей на новую высоту.
В своих произведениях Афанасий Фет, воспевая гармонию небесную и космическую, воспевает и красоту человека духовную.
И именно благодаря этому его поэзия вне времени и ныне современна.
Используемая литература:
1) Фет, Афанасий Афанасьевич. Стихотворения /А.А. Фет; – Москва: Художественная литература/. 1970. – 570 с.
2) Новиков Н.М. «Истина свыше» Курск: ВИП, 2023. 203 с. С.57
3) Лившиц И. Г. Дешифровка египетских иероглифов Шампольоном// Шампольон Ж.–Ф: О египетском иероглифическом алфавите/ Пер., ред. и коммент. И. Г. Лившица.—М.: АН СССР, 1950.—286 с. – С.85.
Свидетельство о публикации №125060807043