59-й урок

Запишем методом Ильи Франка текст 59-го урока из переводного учебника Любы Ювилер
и Нахума М. Бронзника «Основы иврита» (1993), с. 294. Ударные гласные в русской
транскрипции выделены большими буквами. Если ударение не указано, то оно падает
на последний слог. КРУПНО (PDF, DOCX): https://disk.yandex.com/d/QlzG0TUTlxx3uA

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Интерес к изучению иностранных языков является хорошим индикатором интереса
к жизни, как таковой. Если он теряется или ослабевает, это указывает либо на избыточную
нагрузку на работе, либо на недостаточную нагрузку дома, либо на длительный
перерыв в занятиях, который, как известно, «стирает города и цивилизации».

2. Лучшей мотивацией для разбора этих учебных текстов является отсутствие их
русских переводов, как в самом учебнике, так и в Сети.

3. Это одна из самых известных (и, возможно, самых цитируемых) притч, содержащая
принцип относительности Галилея, впоследствии развитый в Специальной (1905)
и Общей (1915) теории относительности Альберта Эйнштейна.

4. Ивритское [эз] (коза) созвучно с нашим «коза». Любопытна первая реакция
учителя-бедняка на вопрос о козе. Он инстинктивно называет её худой – чтобы
не отняли!.. Раввин мог бы ответить в стиле М.Н. Задорнова: «Я тебя не спрашиваю,
худая она или толстая. Просто скажи: есть или нет?»

Курицу, представляющую гораздо меньший интерес для продовольственной безопасности
его семьи, учитель называет толстой. Интересно, что он имел в виду? Пышность её
перьев или форм?

5. В ивритском [и-эфшар] (не-возможно) слышится укр. «ні»;
ивритское [разА] (худая) совучно с нашим «размер»;
[мэ-ha-бАйит] (из-дома) звучит, как «Мегабайт»;
[hитбайэш] (постыдился, постеснялся) созвучно с «поБОЯлся».

6. Фрактальность мира бывает не только геометрической, но и смысловой.
Коротко это можно выразить так: «Всё на всё похоже!» Я попросил Джемини
пересказать эту притчу в терминах атомной и ядерной физики, и он отлично
справился. См. его версию под основным текстом, записанным в стиле Ильи Франка,
то есть с вкрапленным переводом.

7. Одна из полезных функций ИИ заключается в возможности быстро восполнить
пробелы в тех областях знаний, на систематическое изучение которых попросту
не хватит времени. Я бы рекомендовал этот инструмент сдудентам, аспирантам и
докторантам, чья терминологическая вооружённость во многих случаях оставляет
желать лучшего. Как и моя!..

* * *
ha-рАби вэ-ha-эз (Раввин и коза)

Ба-аяра ахат (В городке/«местечке» одном) гар мэламэд ани (жил учитель бедный).
ha-мэламэд hая (Учитель был) бАаль мишпаха (главой семьи) гдола (большой).

ha-бАйит шэло (Дом его) hая катан мэод (был очень маленьким), вэ-ha-цфифут бо
(и теснота в нём) hайта раба (была большой). Йом-йом (Каждый день) hайта ha-иша
омЭрэт (говорила жена/«была жена говорящей») ле-ваала (мужу-своему/«её»):

– кАма ра (Как плохо) у-мар ли (и горько мне)! Эйн ани йэхола (я не могу)
лисболь эт ha-цфифут (терпеть эту тесноту) ба-бАйит (в-доме).

ha-мэламэд hая (Учитель был) иш дати (человек религиозный), вэ-hая митпалель
(и молился/«и-был молящимся») шалош пэамим ба-йом (три раза в день) бэ-вэйт
ha-кнЭсэт (в синагоге/«в-доме собрания») шэль ha-рАби (раввина).

Йом эхад (Однажды/«день один») hэхлит ha-мэламэд (решил учитель) лалЕхэт эль
ha-рАби (пойти к раввину) левакэш мимЭну эца (попросить у-него совет). ахарЭй
тфилат ha-бОкэр (После молитвы утренней) кам ha-мэламэд (встал учитель)
вэ-hалах эль ha-рАби (и-пошёл к раввину).

– Ма ha-иньяним (Как дела)? Биглаль ма (Из-за чего) бАта элай (пришёл ко мне),
бни (сын-мой)? шааль ото ha-рАби (спросил его раввин).

– рАби (Ребе), йэш ли царот (есть у меня неприятности), ана ha-мэламэд
(ответил учитель). ha-мишпаха шэли (Семья моя), барух ha-шэм (слава Богу/
«благословенно [Его] имя»), гдола (большая), аваль ha-бАйит катан
(но дом маленький) вэ-эйн бо (и нет в-нём) маком лазуз (места пошевелиться/
«сдвинуться с места»).

ha-рАби hикшив ла-бэая (Рабби выслушал проблему), вэ-ахарэй дакот ахадот
(и-после минут нескольких) шааль (спросил):

– ha-им йэш леха (Есть ли у тебя) эз (коза)?

– Кэн, рАби (Да ребе), ана ha-мэламэд (ответил учитель),
йэш лАну (есть у-нас) эз раза ахат (коза худая одна).

– Им кэн (Если так), амар ha-рАби (сказал раввин), hахнэс эт ha-эз
(введи [эту]-козу) эль ha-бАйит (в дом).

ha-мэламэд hитпале (Учитель удивился) аль ha-эца ha-зот (насчёт совета этого),
аваль бэ-холь зот (но несмотря на это/«во-всём этом») ло пикпэк бэ-хохмат
ha-рАби (не усомнился в-мудрости раввина), ки (потому что) hээмин (верил)
ба-рАби (раввину/«в-раввина») бэ-холь либо (всем сердцем-своим/«его»).

hу hалах (Он пошёл) вэ-hихнис эт ha-эз (и ввёл козу) эль ha-бАйит (в дом).
ha-иша ло hитнагда (Жена не сопротивлялась). hи hиштадла леhитрагэль
(Она постаралась привыкнуть) ла-мацав hэ-хадаш (к положению новому),
аваль ло яхла (но не смогла).

– Эйзэ мин эца (Какого рода совет) натан леха hа-рАби (дал тебе раввин)!
цаака ha-иша (кричала жена). лефИ даати (По мнению-моему) зо эца раа
(это совет плохой)! Лех вэ-haгэд ло (Иди и-скажи ему) шэ-ахшав од йотэр цафуф
(что-сейчас ещё более тесно) ба-бАйит (в доме).

ha-мэламэд hистакэль (Учитель посмотрел/взглянул) бэ-ишто (на жену свою)
вэ-ло ана давар (и не ответил ничего/«[ни] слова»), ки гам hу
(потому что и он [тоже]) ло hэвин эт ha-эца (не понял совета)
шэль ha-рАби (раввина). hу яца мэ-ha-бАйит (Он вышел из дома)
у-миhэр эль ha-рАби (и поспешил к раввину) левакэш эца ахЭрэт
(попросить совет другой) мимЭну (у-него).

– ha-им йэш лахэм (Есть ли у-вас) баалей-хайим ахэрим (животные/«обладатели
жизни» другие) хуц мин ha-эз (кроме/помимо козы)? шааль ha-рАби (спросил раввин).
Ле-машаль , тарнэголь (Например, петух) о тарнэгОлет (или курица)?

– Кэн, рАби (Да, ребе), ана ha-мэламэд (ответил учитель).
йэш лАну тарнэгОлет (есть у-нас курица) шмэна ахат (жирная одна).

– Им кэн (Если так), амар ha-рАби (сказал раввин),
hахнэс ота эль ha-бАйит (введи её в дом).

ha-пАам ([На] этот-раз) hая ло (было ему) од йотэр кашэ (ещё трудней/
«более трудно») леhавин эт ha-эца (понять совет) шэль ha-рАби (раввина),
аваль бэ-холь зот (но всё же/«при всём этом») шама бэ-коло (он послушался
[голоса] его) вэ-аса (и сделал) кмо шэ-цива ha-рАби (как приказал раввин).
hу hалах (Он пошёл) вэ-hихнис эт ha-тарнэгОлет (и ввёл курицу) эль ha-бАйит
(в дом).

Бэ-дЭрэх клаль (Обычно), ha-иша ло hайта митнагЭдэт (жена не противилась/
«не была противящейся») ле-маасэй баала (действиям мужа своего/«её»).
hи тамид hайта оса (Она всегда исполняла/«делала») эт рэцон баала
(волю мужа своего) кмо коль иша това (как всякая жена хорошая).

Мэ-олАм (Никогда/«из-вечности)» ло hэрима эт кола алав (не поднимала голос-свой
на-него) вэ-ло рава ито (и-не ссорилась с ним). авАль ha-пАам (Но [на] этот-раз)
hи hитрагза мэод (она рассердилась очень) вэ-hитхила ливкот (и начала плакать).
hи цаака вэ-амра (Она кричала и говорила):

– И эфшар леhамших (Невозможно продолжать) ба-мацав ha-нора ha-зэ
(в положении ужасном этом)! Руц маhэр эль ha-рАби (Беги быстро к раввину)
вэ-эмор ло (и скажи ему), ки эфшар леhиштагЭа (что можно сойти-с-ума)
мин ha-рАаш (от шума) у-мин ha-цфифут (и-от тесноты)!

Шув рац (Снова побежал) ha-мэламэд эль ha-рАби (учитель к раввину).
ha-рАби hикшив (Равин [внимательно] выслушал) ле-диврэй ha-мэламэд
(слова учителя), вэ-амар (и сказал):

– Лех вэ-hоцэ (Иди и выведи) эт ha-эз вэ-эт ha-тарнэгОлет (козу и курицу)
мин ha-бАйит (из дома).

ha-мэламэд hитпалель мэод (Учитель удивился очень), аваль hитбайэш
(но постеснялся) лишъоль шээлот (задать/«спросить» вопросы). hу hалах
вэ-hоци (Он пошёл и вывел) эт ha-эз вэ-эт ha-тарнэгОлет (козу и курицу)
мэ-ha-бАйит (из дома).

Вэ-hинЭ нэс (И вот чудо)! ha-мэламэд вэ-ишто (Учитель и жена-его)
hистаклу зэ бэ-зо (посмотрели друг на друга/«этот в-эту») вэ-каръу
(и воскликнули) пэ эхад (в один голос/«устами одними», единоустно):

– кАма хахам hу (Как мудр он) рабЭйну (раввин-наш)! Эйн од цфифут
(Нет больше тесноты) ба-бАйит (в доме). Эйзэ пЭле (Какое чудо)!

(2025)

P. S. (Я): Как эти сюжетные ходы выглядят на уровне атомной и ядерной физики?
Как там реализуется теснота и освобожение от неё через еще большую тесноту?
Бывает ли такое на уровне кварков и ещё более мелких элементарных частиц?

(Джемини): Это невероятно интересный подход к абстрактной проблеме "тесноты"
и "освобождения" через ещё большую "тесноту" на фундаментальных уровнях физики!
Здесь мы переходим от социальных и психологических метафор к реальным физическим
явлениям, где "теснота" и "давление" играют ключевую роль.

Теснота и Освобождение в Мире Атомов и Ядер

На уровне атомов и ядер понятия "тесноты" и "давления" проявляются очень
специфично и часто приводят к контринтуитивным результатам, напоминающим вашу притчу.

1. Атомный Уровень: Электронные Оболочки и Принцип Паули

Представьте себе атом. В нём электроны не просто "летают" хаотично, а занимают
определённые энергетические уровни или оболочки. Каждый уровень может вместить
лишь определённое количество электронов, и они подчиняются Принципу Паули: два
электрона не могут находиться в одном и том же квантовом состоянии. Это и есть
первая "теснота" – жёсткие правила размещения.

Начальная "теснота": Электроны в атоме "теснятся" на своих орбиталях. Если
оболочка заполнена, а атом пытается "принять" ещё один электрон, он оказывается в
состоянии напряжения. Он "недоволен" своим положением, поскольку нет "свободного
места" с низкой энергией.

"Добавление козы/курицы" (ещё большая теснота):

Давление извне: Представьте, что мы начинаем сжимать вещество (как в центре
звезды или при создании металлического водорода). Электронные оболочки начинают
перекрываться. Электронам становится ещё "теснее" – они вынуждены занимать более
высокие, менее энергетически выгодные квантовые состояния. Это огромное давление
вырождения электронов, которое противодействует дальнейшему сжатию.

Формирование химических связей: Иногда "добавление тесноты" происходит, когда
атомы сближаются, образуя молекулы. Электроны начинают "делиться" орбиталями, и
хотя это кажется ещё большей теснотой (теперь им приходится делить пространство),
это приводит к образованию химических связей и стабилизации системы.

"Освобождение" через "ещё большую тесноту": В некоторых случаях, когда сжатие
достигает критической точки, происходит фазовый переход. Вещество переходит в
новое, более плотное, но при этом стабильное состояние, где электроны ведут себя
иначе. Например, в вырожденном газе белых карликов, электроны, несмотря на
огромную плотность, перестают быть связанными с конкретными ядрами и образуют
общее "море", которое оказывает давление, удерживающее звезду от коллапса.

Таким образом, предельная теснота привела к новому типу "свободы" движения для
электронов (хотя и в крайне необычных условиях). Система нашла новое, хоть и
более плотное, но энергетически устойчивое состояние.

2. Ядерный Уровень: Протоны и Нейтроны

Внутри атомного ядра протоны и нейтроны (вместе называемые нуклонами) связаны
сильным ядерным взаимодействием. Это самое мощное из четырёх фундаментальных
взаимодействий, и оно действует на очень коротких расстояниях.

Начальная "теснота": Нуклоны в ядре находятся в невероятно плотной упаковке. Они
тоже подчиняются Принципу Паули. Протоны, имея положительный заряд, ещё и
отталкиваются друг от друга (кулоновское отталкивание), что создаёт
дополнительную "тесноту" и нестабильность. Сильное взаимодействие удерживает их
вместе, но оно работает против этого отталкивания.

"Добавление козы/курицы" (ещё большая теснота):

Большие ядра: Когда мы строим всё более крупные ядра (например, уран, плутоний),
мы "добавляем" всё больше протонов и нейтронов в это крошечное пространство.
Теснота и кулоновское отталкивание растут.

Нейтронные звезды: Если мы сжимаем звезду так сильно, что электроны
"вдавливаются" в протоны, образуя нейтроны (процесс, обратный бета-распаду), мы
получаем нейтронную звезду. Это абсолютный максимум тесноты для нуклонов. Все
протоны и электроны превращаются в нейтроны, и звезда состоит из почти чистого
нейтронного вещества.

"Освобождение" через "ещё большую тесноту":

Ядерный распад/деление: Когда ядро становится слишком большим и "тесным", оно
может распасться или разделиться (ядерное деление), высвобождая огромное
количество энергии. Это выглядит как "освобождение" от тесноты через "разрыв".

Нейтронное вырождение: В нейтронных звёздах нуклоны находятся под таким огромным
давлением, что они тоже формируют вырожденный ферми-газ, который противостоит
гравитационному коллапсу. Здесь, как и с электронами, чрезвычайная теснота
(плотность) приводит к новому типу стабильности и "свободы" для нуклонов, которые
уже не привязаны к отдельным ядрам, а образуют единое целое. Парадоксально, но
сверхвысокая плотность становится источником устойчивости.

3. На Уровне Кварков и Ещё Мельче

Это ещё более экзотический уровень, где "теснота" и "освобождение" проявляются
особенно контринтуитивно.

Кварки: Протоны и нейтроны состоят из ещё более мелких частиц — кварков, которые
удерживаются вместе сильным взаимодействием, переносимым глюонами. Особенность
этого взаимодействия — конфайнмент (удержание):

Начальная "теснота" (конфайнмент): Кварки никогда не существуют свободно.
Они всегда "заперты" внутри адронов (таких как протоны и нейтроны). Чем дальше
вы пытаетесь оттащить кварк от других, тем сильнее становится сила, удерживающая
его. Это уникальная форма "тесноты" – они настолько тесно связаны, что их
невозможно разделить. Попытка "освободить" кварк, растягивая его, лишь генерирует
новые пары кварк-антикварк, создавая новые частицы, но не освобождая исходный
кварк. Это как если бы попытка вытащить козу из дома приводила к появлению ещё
двух коз, но ни одна из них не выходила бы за пределы двора.

"Освобождение" через "ещё большую тесноту" (Асимптотическая Свобода):

Это один из самых удивительных феноменов квантовой хромодинамики (КХД). При
чрезвычайно высоких энергиях и плотностях (то есть, при ещё большей "тесноте" или
сближении), как в условиях ранней Вселенной или внутри кварк-глюонной плазмы,
сила взаимодействия между кварками ослабевает. Они начинают вести себя почти как
свободные частицы.

Это прямо противоположно нашим повседневным интуициям: Обычно, чем ближе вы
прижимаете что-то, тем сильнее оно сопротивляется. Здесь же, чем сильнее "сжатие"
и "теснота", тем "свободнее" становятся кварки. Это кварк-глюонная плазма, где
кварки и глюоны находятся в деконфайнированном состоянии, но это состояние
достигается при экстремальных температурах и плотностях, то есть при колоссальной
"тесноте".

Таким образом, на атомном и субатомном уровнях идеи "тесноты" и "освобождения
через ещё большую тесноту" проявляются в феноменах вырождения частиц, фазовых
переходов, конфайнмента и асимптотической свободы, предлагая удивительные
параллели с вашей философской притчей. Они показывают, что природа часто находит
контринтуитивные способы решения проблем "пространства" и "взаимодействия".


Рецензии