Капры идут в школу

Моя трёхлетняя дочка не знала иностранных языков, но серебристых большеглазых рыбин уверенно назвала по-чешски:
 - Капры!
Трёх крупных замороженных карпов, упакованных в полиэтиленовый пакет со стертым размокшим ценником, принёс нам сосед Саша.
 - Держи! Вот, достал - почти без очереди и без талонов! Детям рыбный день устроишь - сегодня как раз четверг.
 - Ура! Дядя Саса капров принёс! - маленькая Даша прыгала, хлопая в ладоши. - У нас праздник! У нас капров день!
Детская радость непобедима во все времена, какие бы годы ни стояли на дворе. Разруха, бандитские перестрелки, пустые магазины,  безработица, очереди в магазинах за продуктами по талонам - вся эта чушь ни в какое сравнение не идёт с тем, что рядом мама и сестрёнка, в окошко светит солнце (а значит, ура, все вместе пойдём гулять!), да ещё и "дядя Саса" устроил необыкновенный праздник с капрами! Вон как мама обрадовалась!
 - Где взял-то, Саш?
 - Места знать надо!
Взрослые, впрочем, тоже не сильно унывали, только всё больше приходили в изумление от виртуозных поворотов в жизни страны, казавшейся ещё недавно предсказуемой, скучной и застойной. И не голодали особенно : кто-то, как вездесущий Санчо (он же Сашка, он же дядя Саса), "знал места", где семьям с детьми выдают американскую "гуманитарку" (тушёнку, сухое молоко "Klim" и поношенную одежду), кто-то покупал брошенные дома в деревне и разбивал там огород. А в соседнем подъезде жили на балконе четыре курицы с петухом, который исправно орал на рассвете - но никто на него не ругался. Было даже весело.
- Анекдот слышала про горбатые времена? - оживился Санька. - Ну вот. Стоит, значит, тётка на улице, продаёт жареные пирожки...
Услышав про пирожки, Даша навострила ушки.
 - Подходит к ней мужик. "А чегой-то у вас пирожки треугольные какие-то? "
"Так ведь перестройка! "
"А сырые внутри почему? "
"Так ведь ускорение! "
"А чего они все понадкусанные? "
"Так госприёмка же! "
Мы посмеялись, и Саша заторопился по делам.
 - А деньги-то! - спохватилась я.
 - Вечером зайду! - откликнулся он уже со второго этажа.
 - Вечером они дешевле фантиков будут!
 - Ну и оклей ими туалет вместо обоев!
Хлопнула, едва не рассыпавшись, дверь подъезда, заглушая Сашкино жизнерадостное ржание.

Вздохнув, я вынула из кухонной раковины недомытую посуду (опять без объяснений отключили горячую воду) и выложила из мешка окоченевших несчастных капров... Фу ты, карпов! Пусть оттаивают, пока сходим с детьми на прогулку. На столе "в фоновом режиме" работал телевизор, заглушая шумных соседей. В телевизоре бурлила, била ключом своя жизнь: душистыми облаками пузырилась пена "мыльных опер", водопадами шумели политические баталии и споры, акционерное общество "МММ" обещало избавить от всех забот тех, кому деньги сильно жгут карман. "Эм-эм-эм - и нет проблем!"
 - Дашенька, собирайся, гулять пойдём, пока дождя нет! Хватит заседать в туалете! 
 - "Заседа-ать"! - отозвался недовольный детёныш . -  Я вам что, сессия горсовета?!
Телевизор неожиданно громко разразился жизнерадостной рекламой батончиков "Сникерс". Старшая дочка, рассудительная семилетняя Евгения, посмотрела на экран несколько секунд и вкрадчиво сказала:
 - Нам бы ещё одну полочку на кухню...
 - Это зачем?
 - А купим много-много "Сникерсов" - и будем там держать. И фантики туда складывать, чтоб не валялись по всей комнате! Ведь в стране должен быть порядок, да, мам?
Что тут возразишь...
 - Да ну их, эти "Сникерсы"! Ты в них зубами завязнешь, так и пойдёшь в школу беззубая!
 - Не-е! Я не завязну! Я их - "ам-ам-ам - и нет проблем!! "
...Вот она, сила рекламы!
 - А давай лучше козьи наки сделаем! - разрядила ситуацию Дашенька.
Козинаки из "Геркулеса" готовились просто. Овсяные хлопья, выложенные на сковородку, нужно было посыпать сахарным песком - и, помешивая, не упустить момент, когда сахар начнёт плавиться, а подрумяненный  "Геркулес" станет похож по вкусу на жареные орешки. Чуть остынет - и вот оно, роскошное лакомство "козьи наки".  Проще только леденцы из расплавленного в большой ложке того же сахара, который по талонам. Выльешь густой сироп на мокрое блюдце - и готово сладкое солнышко: то хрустально-светлое, то золотистое, то ярко-оранжевое. Бывало и почти чёрное, но это от недостатка опыта поначалу. А теперь-то мы были заправскими кондитерами!
- Сделаем, Дашик, обязательно, сразу, как вернёмся!

Прогулка удалась на славу. В теплом солнечном парке нас сфотографировал застенчивый пенсионер, обещая завтра, ну, в крайнем случае, послезавтра принести "самые настоящие цветные фотографии, и недорого совсем!".  Девчонки вдохновенно позировали у пруда. Цветных фоток у них ещё не было. На обратном пути задержались возле тележки с мороженым, вздыхая и предаваясь сладким мечтам. Дети всё понимали: цены "кусались, как собаки, папа за день столько не заработает на своей машине". К тому же, почти все деньги отдали за фотографии, которые ещё неизвестно, принесут ли (забегая вперёд, скажу: принесли, и получилось отлично).
 - Ну, посмотрели, пора домой! Сейчас дождь начнётся!
Внезапно совсем рядом, взвизгнув тормозами, подлетела к автобусной остановке огромная чёрная "БМВ" с тонированными стёклами. Я ухватила детей за воротники, пятясь назад от греха подальше. Показалось, что сейчас выскочат из этого танка "братки" в малиновых пиджаках, да с пистолетами, да как начнут палить друг в друга и в окружающих заодно!
Но из машины вышел очень интеллигентный симпатичный брюнет в белом пальто. Быстро шагнул к тележке с мороженым.
 - Вот это, это... И это! - он указал продавщице на самые дорогие, огромные, как футбольные кубки, вафельные рожки. Отмахнулся от сдачи с крупной купюры и развернулся к нам.
 - Ну-ка, держите! Вот! - он выгрузил мне в руки невиданное сокровище. - Детишек угощай!
И, не обращая внимания на моё ошарашенное "спасибо", " да не надо", "ой, а деньги! ", распахнул дверцу машины.
 - А их тут тли! - Даша от волнения забыла, что научилась выговаривать букву "р".  - А нас с Женей два!
 - А маме? - строго сказал ей незнакомец. - Маме разве не надо вкусного?
 - Надо, - согласилась Даша. - Тогда пусть тли! Холошо! Спасибо! - запоздало спохватилась она и замахала рукой вслед автомобилю, который сорвался с места и исчез так же внезапно, как и появился.

Открывая дверь, я услышала звон посуды на кухне.
 - Папа приехал! - обрадовались девчонки, а я встревожилась. Слишком рано вернулся муж, обычно он "таксует" до позднего вечера. Не случилось ли чего?
На кухне что-то грохнулось на пол - и, судя по всему, разбилось. Даша бросилась на шум.
 - Мама! Это капры блюдце разбили!
 - Что-о?!!
Дашенька вернулась, сняла сандалики, аккуратно поставила их у вешалки. "Ведь в стране должен быть порядок", а как же.
 - Блюдце, мам. Оранжевое. Они не нарочно, не ругай их!
Отошедшие от шоковой заморозки рыбины подскакивали в раковине, словно гимнасты на батуте, смахивая всё, что попадалось под хвост. Шесть радужных круглых глазок смотрели на меня доверчиво и ясно. На кухню вбежала старшая дочь, и мы, выйдя из ступора, дружно заорали. Дашенька посмотрела на нас и тоже весело завизжала. Она решила, что это необходимый ритуал на празднике под названием "рыбный день".
 - Ка-пры! Ка-пры! - скандировала она, хлопая в ладошки. Непослушная буква "р" вернулась к ней, хоть голосок и был слегка хриплым от торопливо съеденного мороженого в невиданных объёмах.
Старшая, Женечка, глянула на меня понимающе.
 - И что теперь? - шёпотом спросила она. - Как их резать-то?
 - Какое там резать, - вздохнула я обречённо. - Набирай воду в ванну...

У вернувшихся из небытия карпов началась роскошная жизнь. Они носились в ванной, как торпеды, разбрасывая хвостами цветные пластмассовые игрушки, которыми их щедро и неутомимо одаривала восхищённая Даша. Карпы с аппетитом сожрали хлебные крошки, варёную морковку и даже кусочек вчерашней запеканки, но почему-то отказались от карамелек. Даша радостно повизгивала, гладила рыбьи увёртливые спинки и даже громко пела им сочинённую по случаю песенку:
 - Рыбка плавать науси-ясь!
  Рыбка плавать науси-ясь!
Её ручки покраснели от холодной воды, футболка промокла насквозь, но глазенки сияли так радостно, будто к вечеру ожидался ещё и Новый год вместе с Днём рождения для полного счастья.
 - Есть-то что будем на ужин? - серьёзно, по-взрослому спросила меня Женя. - Папа скоро придёт, голодный...
И замолчала. В дверях ванной комнаты стояла запыхавшаяся Даша с кактусом в цветочном горшке.
 - Вот! Пусть это будут им водор-росли! А то им грустно без травки!

Грустно стало мне, когда я в очередной раз исследовала содержимое холодильника. Ужин готовить было решительно не из чего. Пришлось отправиться в кооперативное кафе, открывшееся прямо в нашем дворе, в бывшем сарае  для дров, и приобрести там два бутерброда с бужениной. Бутерброды состояли из кусочков чёрного хлеба с подсохшими, тонкими до прозрачности ломтиками чего-то бывшего мясного сверху.
  - Забирай все три, а то протухнет, - печально сказал коммерсант Ахмет, скучавший за прилавком.
 - Нет, на три денег не хватает...
 - Ай, бери уже так! У меня рекламная акция, три по цене двух! И соседям скажи, пусть ко мне чаще заходят!
Мелко-мелко порезанная буженина была перемешана со сковородкой жареной картошки и получила торжественное имя "копчёная грудинка с гарниром".  Даша торопливо проглотила ужин - ей некогда было отвлекаться.
 - Мама! А капры нам народят маленьких рыбок?
Живое творческое воображение мигом нарисовало мне ванну, до краёв заполненную серебристой рыбной живностью, бодро скачущей до потолка.
 - Нет, Дашенька. Они маленькие ещё. Они... школьники! Им ещё рано иметь детей.
 - А они в школу пойдут? Когда? В сентябре?
 - Нет, наверное, уже завтра. Это специальная рыбная школа, им надо до зимы её закончить...
Целый вечер был посвящён изготовлению из цветной бумаги рыбьих ранцев, форменных галстучков, фартуков и шляпок - ведь надо идти в школу аккуратными и красивыми, не каждый день такое событие!
 - Я бы им ещё мешочки для сменной обуви сделала, но ведь у них ножек нет, да, мам? А можно, я им красный мячик положу, ведь у них будет физкультура? В футбол можно и хвостами играть!
Женя, которая поначалу скептически хмыкала (рыбья школа, ага, как же!) тоже увлеклась процессом и принялась клеить для капров маленькие учебники с серьёзными названиями: "Экология водоёмов",  "Фигурное плавание",  " Заготовка икры",  "Уход за чешуёй" и даже пособие "Как обмануть рыбака".

К вечеру рыбы, наглотавшись хлорированной воды, стали потихоньку угасать.
 - Им спать пора, - объяснили мы Даше. - И ты давай-ка ложись, поздно уже. Капры бай-бай.
 - Как тараканы? - внезапно вспомнила Даша события двухлетней давности.
Тараканы тогда коварно пробрались к нам из соседской квартиры. Чтоб их извести, в блюдцах было расставлено "угощение" - шарики из яичного желтка и борной кислоты.
 - Каки - ням-ням! Каки - ням-ням! - воодушевлённо комментировала события годовалая  Дашенька, наблюдая из манежика.
 - Это точно,  - отвечали мы. - Каки, они такие. Всем нужно ням-ням. И тебе надо хорошо ням-ням, чтоб вырасти большой, и чтоб...
 - Каки - бай-бай! - доносился из манежа бодрый репортаж...

Когда Дашенька улеглась в кроватку, я осторожно сложила вялых карпов в пакет и отнесла Сашке.
 - А чего так? - удивился он. - Несвежие оказались?
 - Да нет, Саш, свежие... Они... Они живые. Они разморозились и ожили. Как запрыгают!
Саша кивнул понимающе.
 - Ну и ладно. Значит, вы не голодные. Были б голодные, сгрызли бы прямо замороженных!
 - Мы сегодня и так мороженым объелись, - улыбнулась я, вспомнив огромную БМВ и щедрого красивого брюнета. -  Только если Дашенька вдруг спросит, скажи, что "капры" ушли в школу...
 - Куда?!
 - Есть, Саш, такая рыбья школа, - я достала из кармана бумажный ранец. - Туда все карпы уходят учиться. Они у нас целый день в ванной жили, а потом вот... ушли...
В носу у меня защипало, и я торопливо попрощалась, чтоб не разреветься прямо при Сашке.

Дашенька спала, свернувшись калачиком в кроватке, уютно и безмятежно, как умеют только дети. Пусть ей приснится удивительная рыбья школа, где искрятся и рассыпаются солнечные лучи, играя с голубыми речными волнами, а возле больших хрустальных окон колышутся длинные водоросли. Учительницей там работает роскошная Золотая рыбка, а за партами сидят маленькие капры. Они изучают экологию водоёмов и учатся обманывать злых рыбаков, а на уроках физкультуры гоняют хвостами Дашенькин красный мячик.


Рецензии
Отклики пишу нечасто, но читаю все Ваши публикации.Тепло становится на душе. Спасибо!Окунули в атмосферу тех лет) Мы тогда, несмотря ни на что, были добрее и оптимистичнее. И детям умели сказку создать. И то, что трудно, поняли только потом, оглянувшись назад.


Татьяна Капгер   14.06.2025 21:49     Заявить о нарушении
Татьяна, как же Вы правы! Да, именно - добрее и оптимистичнее. Не было, несмотря ни на что, ощущения безнадежности и беды. А "детям сказку создать" - это самое главное, во все времена и века. Сейчас, да, кажется кошмаром: как это "не из чего ужин приготовить"!!! А тогда - выходили из положения.
Удачи Вам и оптимизма - что бы ни происходило!
С благодарностью и теплом,

Елена Заостровцева   14.06.2025 21:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.