Когда некуда бежать
И сегодня был уже не ужас. Была адская, адская ночь! Ох, не сглазить бы... Но она была поистине адской! Пожалуй, самой адской с начала войны.
Нет, нельзя! Нельзя так говорить. Не хочется снова услышать глумливый шепоток. Я ведь жива, дом уцелел.
И не хочется говорить «пока» — «пока» жива, «пока» уцелела.
Как же быть, когда некуда бежать?
Что-то не слыхала я, чтобы в минуту радости, когда душа ликует, и ты невольно восклицаешь — «как хорошо»! — кто-то такой же могущественный, но добрый, шепнул: «Погоди! Ты еще не знаешь, что такое настоящая радость! Я покажу тебе»! Скорее всего, ты не заметишь этот шепот...
Так что же делать? Умертвлять свою душу ненавистью? Ведь ненависть бессмысленна, как и месть, уныние, страх...
Давно было сказано Марком Аврелием: «Fac quod debes, fiat quod fiet - Делай что должно и будь, что будет». Хочется добавить, немного видоизменив: «Делай что можешь, что тебе под силу».
— Живи, пока жизнь у тебя не отняли, — говорю я себе. — И если ты не в силах ничего изменить, прими жизнь такой, какая она есть. В ней всё ещё можно увидеть много прекрасного, даже в это страшное военное время. Ведь в земной жизни накрепко спаяны хорошее и плохое, слёзы и смех, жизнь и смерть...
И коль уж дана тебе жизнь, то надо её жить.
В последней главе романа Булгакова «Белая гвардия» Николка поет фразу из известных в начале XX века и часто исполнявшихся частушек:
И жить будем,
И гулять будем,
А смерть придет —
Умирать будем.
Летний жаркий день. Затишье после адской ночи. Нужно выйти на прогулку. Ведь впереди следующая, возможно такая же адская ночь.
Война...
____________
7 июня 2025г
Свидетельство о публикации №125060704550