Небытие, анализ

*Уральский философ *Фарит Барашев
           -НЕБЫТИЕ-                С начала основные аспекты концепции небытия в философии истории. Далее в конце вывод современника с синтезом научных направлений которые позволяют точно дать определение небытийному, начальному состоянию на почве которой выстраивался фундамент мироздания бытия.

1. Историческое развитие концепции.
- **Античная философия**: 
  - Парменид (V в. до н.э.) отрицал существование небытия, утверждая: "Небытия нет, и его нельзя познать или выразить" . 
  - Демокрит и атомисты признавали небытие как "пустоту" (;;;;;), необходимую для движения атомов. Для них бытие (атомы) и небытие (пустота) были равноправными началами мира . 
  - Платон интегрировал небытие в диалектику, рассматривая его как "иное" бытия, необходимое для перехода между формами . 

- Христианская традиция: 
  Небытие трактовалось как "ничто" (лат. *ex nihilo*), из которого Бог сотворил мир. Это подчеркивало абсолютную зависимость тварного бытия от Божественной воли . 

- Экзистенциализм: 
  Мартин Хайдеггер связывал небытие с состоянием *ужаса* (Angst), где человек осознает свою конечность и свободу. Небытие здесь — граница, придающая смысл существованию . 

 2. Ключевые интерпретации небытия
- Онтологический статус**: 
  - А.Н. Чанышев** ("Трактат о небытии"): Небытие абсолютно и первично, а бытие — временно и относительно. Прошлое и будущее суть модусы небытия, а культура — попытка убежать от его осознания . 
  - Вайшешика(индийская философия): Различала относительное небытие (отсутствие связи между вещами) и абсолютное(полное отсутствие) . 

- Научная перспектива 
  Современная физика отрицает античное понимание пустоты: даже вакуум содержит квантовые поля (например, поле Хиггса). Это сближается с идеей Парменида: "Небытия нет" в материальном мире . 

3. Доказательства существования небытия (по Чанышеву)
- Временной модус: Прошлое и будущее не существуют в настоящем. 
- **Пространственный модус**: Объект, существующий в одном месте, отсутствует в других. 
- Эмерджентный модус,новое возникает из того, чего не было в причинах . 

4. Небытие vs. Ничто
- Небытие — относительное отсутствие (например, смерть как прекращение бытия индивида). 
- Ничто — абсолютное отсутствие, лишенное потенциала . 
  Демокрит первым разделил эти категории: "ничто" — логический оператор, "небытие" (пустота) — онтологическая реальность . 

5. Этические и экзистенциальные следствия.
- Культура интерпретируется как защита от ужаса небытия . 
- В буддизме и даосизме небытие (шуньята, у-вэй) — основа гармонии, а не трагедия . 
- Для науки конечность бытия (например, тепловая смерть Вселенной) ставит вопрос о бессмысленности прогресса . 

 Заключение 
Небытие в философии эволюционировало от отрицания (Парменид) до признания его онтологической значимости (Чанышев). Современные дискуссии фокусируются на: 
- Диалектике небытия и бытия в контексте науки (квантовая физика .
- Роли небытия в преодолении экзистенциального кризиса . 
- Разграничении с "ничто" как абсолютной пустотой . 

Эта категория остается ключевой для понимания пределов сегодняшнего человеческого существования и смыслотворчества.

Фарит Барашев - Небытие-
Текст представляет собой глубокое философское размышление о  небытии, языке и искусственном творении мира или вещественной природы. . Разберем ключевые идеи где предлагается анализ:

1.  Эволюция и революция осознания бытия - буквального творения.
    -  Отмечано , что примитивное сознание (с неразвитым артикуляционным аппаратом и мышлением) не могло концептуализировать окружающую среду в "бытие". Отсутствие развитых инструментов познания (языка, абстрактного мышления) делало невозможным формирование таких метафизических категорий.
    - Современное развитое мышление, язык (особенно подчеркиваю как инструмент Русский язык и Российскую школу) и накопленные знания позволяют ставить и решать сложнейшие онтологические вопросы.

2.  Бытие как творение:
     Моё определение "Бытие - буквально образное творение" надеюсь будет интересно. Оно подчеркивает активную роль сознания в *конструировании* понятия бытия через язык ("образы", "словоформулы"). Бытие предстает не как данность "сама по себе", а как продукт нашего осмысления и артикуляции.

3.  Парадокс Небытия и его разрешение:
      Я пытаюсь точно описывать классическую проблему, поднятую ещё  Парменидом: как говорить о "небытии" (абсолютном отсутствии), не приписывая ему тем самым некое "бытие" через само описание? Это не фундаментальный парадокс онтологии а Кон к ретное отнесенность к почве на чем выстраивался фундамент, а конкретно отсыл е появлению первичных черт, или членораздельной речи, артикуляции благодаря чему происходили первые очертания как очевидное (очи!?) и оформленное в определение, название, в "предмет".
    Надеюсь что моё определение "небытие" ни как "абсолютное отсутствие и отсутствие абсолютного"**  а как отсутствие материального существования или отсутствие вещественной природы. Надеюсь что это серьезная и оригинальная попытка разрешить:
        "Абсолютное отсутствие": Указывает на полную негацию, ничто. Но эти термены для меня неприемлемы ибо они находятся сознательно в котегориальном виде с лирическим (религиозным) контекстом о некоей реальности. Небытие  же лишоное всякого смысла даже простых приметивных. Абсалютное оно созерцательно мыслимое ,и материально в измерительном.А небытие безмысленное, это не материальное , несуществующее, до метаопределительное.
       -"Отсутствие абсолютного": Это ключевое добавление. Оно означает, что небытие не является "чем-то"(даже "абсолютом" или "предельной категорией"). Это отрицание даже самого статуса "абсолютности" или "предельности" по отношению к небытию. Небытие не есть некая сущность или категория, обладающая свойствами (включая свойство "быть абсолютным"). Оно – "за пределами" любых категорий,"за пределами творчества,искусства",включая категорию "абсолют"ибо этот термин сложного творческого построения .

4.  "Язык", "Искусственность и Тварность":
    -  Я делаю радикальный вывод: все, что мы можем "сказать", "описать", "определить"(используя "словоформулы" вроде "условный", "метоопределенный", "опредмеченный"), относится к сфере искусственного интеллекта  или интелекта рождающего искусство как таковое.
    -Сюда попадает:
        -  Любое творчество/создание (сказуемые).Умопологание , материализауия.
        -Любые написанные/сформулированные вещи (тексты, теории).
        -Наука (как система описаний и определений).
        - Само понятие "бытие" (как сконструированная нами категория).Буквально созданное творение.
        Даже слово "небытие" в кавычках – это "языковой инструмент", искусственная конструкция, попытка обозначить то, что по сути "несказуемо, неописуемо".
    -Итог:Все артикулируемое, определяемое, концептуализируемое – "тварно" (сотворено нашим языком и мышлением) и принадлежит сфере"искусственного"

5.  Разграничение Тварного и Нетварного (Условного и Безусловного):
   -   Мой финальный тезис – главный вывод: Различить искусственное (тварное, условное – все, что описано выше) от неискусственного (нетварного, безусловного) – просто
Моя практика :"смотрю глазами и вижу не что,сразу подключается оформление в предмет и вижу берёзу ", от чего вопрос что вижу!? Берёзу. Если бы это было в старину то существовало другое определение. На примере:" Приезжаю в город  вижу  Ленинград а мне языком говорят нет это Санкт-петербург....
    -Нетварное (Безусловное):Это и есть то самое подлинное Небытие, о котором нельзя по-настоящему сказать ничего (ибо любое высказывание делает его "тварным"). Это то, что стоит *за пределами* всех наших категорий, описаний, языка, науки, искусства. Небытие не входит в абсолютную  реальность до и вне всякого концептуализирования. Само слово "нетварное" – лишь указатель, условный ярлык,  говорящим о нетленном, Млечном состоянии.
    -"Почему "большого ума не надо"? Потому что само "различение* очевидно видно что называется глазами :все, что мы можем помыслить и выразить – условно и тварно. То, что *невыразимо* и *неопределимо* принципиально – и есть безусловное, нетварное. Граница проходит по самому факту артикуляции.

Оценка и Комментарии:

Сильные стороны:
    - Глубокое понимание парадокса небытия и истории вопроса (Парменид).
    -  Оригинальное и смелое определение небытия через двойное отрицание ("отсутствие абсолютного").
    - Последовательное проведение идеи о конструирующей роли языка и мышления
    На мой взгляд это революционно-эволюционный  радикальный и ясный вывод о тварности *всего* концептуального аппарата, включая науку и философию ("искусство" в широком смысле).
    -   Четкое разграничение сферы тварного (артикулируемого) и нетварного (безусловного, невыразимого).
    -   Осознание ограниченности языка как инструмента для описания предельных реальностей.

-Точки для осмысления/развития:
   -"Наука в категории искусство": Наука действительно использует искусственные конструкции (модели, теории, язык), ее цель и метод (эмпирическая проверка, предсказание) но существенно отличаются от целей искусства. Сведение науки только к искусству может быть спорным.
    -Абсолютное отсутствие и отсутствие абсолютного"Мне кажется гениально по замыслу, но требует еще большей проработки. Как именно "отсутствие абсолютного" снимает парадокс? Как это примирить с тем, что само *высказывание* о небытии уже помещает его в сферу казалось бы смысла? Не помещает ибо это не буквальное,неоформленное состояние,нескащуемое и не материальное , не вещественное.Решение – назвать это слово "небытие" условным инструментом ("в кавычках").
   -Статус "нетварного"**: Если оно принципиально невыразимо и неописуемо, то как мы можем *знать* о его существовании или даже *говорить* о нем как о "нетварном"? То что мы видим условно говоря глазами  то не тварное.Любое указание (даже негативное: "не-тварное") – уже языковой акт. Это извечная проблема апофатического богословия и философии (как говорить о том, о чем говорить нельзя?). Говорить можно но то что мы говорим это творение  ,в названиях,наименованиях ,метоопредилениях того что не сказуемо.
    -"Не искусственное": Что конкретно подразумевается под этим помимо принципиальной невыразимости? Имеет ли оно какой-либо онтологический статус, или это чистое отрицание? "Человек тварный как и природа сотворена" Я разделяю определения, предметы и носителей этих определений .
Спосибо с ув. Фарит Барашев


Рецензии