Славянский хоровод

Перечень глав

Пролог
Внутренний круг. Вышние боги
Средний круг. Земные боги
Внешний круг. Преисподние боги и полудухи
Эпилог
_________
Примечание: В поэме описаны божества, поверия и обычаи из древнеславянской мифологии по работам русского филолога, поэта, прозаика и переводчика Г.А. Глинки (1776-1818 гг.)

***
Пролог

Начинаем хоровод -
Кто хранил славян народ.

Даже тех, кого забыли -
В хоровод мы пригласили.

Силы добрые и злые -
Все нужны в славянском мире.

В трёх кругах мы их закрутим,
Память - то, что нужно людям.

***
Внутренний круг. Вышние боги

"1"

Когда-то давно жили разные боги,
Славянам они облегчали дороги.

Делили те боги и Землю, и Небо,
Давали защиту, давали и хлеба.

И сверху которые оберегали,
Тех вышними между богами назвали.

"2"

Перун(1) самый главный над вышними был.
Не зря он, конечно, ту власть получил.

Гром-молнии мечет, когда недоволен,
Карает злодеев, к добру - сердоболен.

Судья и Хранитель для древних славян -
И Киев молился, и Новгород знал.

Вели'ки кумиры, народ с ним не трус,
Глава - серебро, позолоченный ус.

Кумиры - из дерева, посох - рубин,
Таков предводитель славянских дружин.

Огонь пред кумиром жрецы охраняли,
Какую дать жертву, они лишь решали.

Пришли христиане, кумиров - топить,
В Днепре и по Волхову долго им плыть.
__________
(1) Перун - в древнеславянской мифологии верховное божество, бог грома и молнии, войны, защитник справедливости и повелитель стихий, самые большие храмы были в Киеве и Новгороде

"3"

Но то было позже, пока ж Перун в силе -
То в страхе враги от заклятий тех были.

Но чтобы покой обрести, есть богиня -
То Баба Златая(2), семьи берегиня.

В руках был у Бабы внучок Световид,
В душе золотая, такой же и вид.

Лежали поблизости гусли и дудки,
Хвалу воздавали - то счастья побудки.

К ней шли за советом, советы давала,
Немного за это она получала.

Кто мимо прошёл - клал клочок от одежды,
А коль без подарка - запишут в невежды.
__________
(2) Золотая Баба - в древнеславянской мифологии упоминается Храм Золотой Бабы, расположенный «в стране Обдорской, при устье реки Обиго», которой возможно является река Обь

"4"

Был внук Световид(3) почитаем безмерно,
Был страшен кумир - великан непременно.

И лика четыре кумир тот имел -
В четыре сезона он грозно смотрел.

В руке лук и стрелы, луч солнца те стрелы.
Он рог поднимал, что украшен умело.

В рог лили жрецы те напитки, что пили,
Ответы потом о судьбе находили.

Коль рог опустел - ждите люди невзгоды,
А полон когда - жди хорошей погоды.

С хорошей погодой придёт урожай,
То выжить поможет - трудись, собирай.

Имел истукан в серебре острый меч -
Славянских врагов тем мечом чтобы сечь.

У каждого храма стоял белый конь,
Лишь жрец прикасался, другому - не тронь.

Коль утром коня он в грязи находил -
То в битву с врагом Световид уходил.

И шли к Световиду с поклоном раз в год,
Чтоб было поменьше народу невзгод.
__________
(3) Световид - в древнеславянской мифологии верховное божество, бог света, плодородия, урожая, войны и победы, самые большие храмы были на острове Рюген в Балтийском море (ныне территория Германии) и в Холмограде (ныне село Бронница Новгородской области)

"5"

Кумир Световида как страж почитался,
Бог Знич(4) был иной, так Огонь назывался.

В Огне том - тепло, что рождает созданья,
Чтоб он не погас - надо много старанья.

В болезнях и битвах к жрецам приходили,
У Знича-огня те ответы просили.

Как жертву давали иль скот, или пленных -
Жесток Древний Мир до трофеев военных.
__________
(4) Знич - в древнеславянской мифологии божество первоогня, животворное тепло, которое способствует рождению и оберегает все земные существа

«6»

Средь вышних и Бе'лбог(5) людьми почитался,
Варяжским славянам(6) «кровавым» являлся.

Но жертвы кровавы ему не давали -
Лишь красным на идоле сеть рисовали.

По этому красному мушек пускали -
«Знамением пищи живых» прославляли.

В нём благость природы - ему и игрища,
Пиры и забавы - богатым и нищим.
__________
(5) Белбог (или Бельций Буг) - в древнеславянской мифологии бог удачи и счастья
(6) варяжские славяне - славянские племена, жившие по берегам Варяжского (Балтийского) моря

«7»

Войдёт в хоровод и Дажбо'г(7) непременно,
Чей в Киеве храм почитаем отменно.

Богатство и счастье просили - давал,
Войне - не слуга, только жизнь прославлял.

И в жертвы Дажбо'гу несли лишь молитвы,
Ведь жертвы живыми потребны для битвы.

«Проси и получишь, признателен будь,
Дажбо'г плодовит, всё подаст» - верный путь.
__________
(7) Дажбог - в древнеславянской мифологии бог солнца и плодородия

«8»

Средь Да'жбога, Бе'лбога пляшет Живо'т,
Полянским славянам(8) он вышним идёт.

Жизнь дал и хранит - почитаем в народе,
На Зевса похож, но не грозен бог, вроде.
__________
(8) полянские славяне (поляне) - восточно-славянское племя, территория которых составило ядро Русской земли, события истории полян привязаны к Киеву

«9»

В доспехах увидим сурового бога -
Все к Леду(9) идут, коль беда у порога.

Над войском он главный, одетый в броню,
Копьё, меч и щит - всё, что нужно в бою.

О помощи Леда молили славяне,
Когда доходило с врагами до брани.

Обильные жертвы ему обещали,
«Когда возвратимся с победой» - вещали.

И в жертву врагов приносили для Леда,
В жестокое время так чтилась победа.

Коль храм далеко был, меч в землю втыкали,
Сбирались вокруг - просьбы к Леду взлетали.
__________
(9) Лед - в древнеславянской мифологии самый свирепый и жестокий бог, руководящий битвами с врагом

«10»

За Ле'дом Коля'да идёт в хороводе,
Когда пришли к миру, то праздник в угоде.

Зимою студёной все битвы кончались
И с богом Коля'дой в гуляньях встречались.

Коля'да бог мирный, даёт благоденство,
Он игрища любит, веселья соседство.

А девушки к полночи шли на гаданье,
Им суженых видеть - большое желанье.
__________
(10) Коляда - в древнеславянской мифологии один из светлых богов, который является олицетворением возрождающегося Солнца, был почитаем в день зимнего солнцестояния (в конце современного декабря)

«11»

Блаженство славяне искали в пирах,
Где пляски и песни у всех на устах.

Там бога Усла'да они призывали,
Блаженство доставить его умоляли.

Румянец, улыбка, увенчан цветами,
Зимою и летом - отмечено нами.

Достатка бог, пира, застольных утех,
«Обилья столу» - то прошенье у всех.

Не путайте с Корсом, он пьянства был бог.
Усла'д только Ла'де сопутствовать мог.
__________
(11) Услад - в древнеславянской мифологии бог застольного веселья и праздников, покровитель искусств, трапезы и всяческого блаженства

«12»

Всё шире и шире у нас хоровод -
И Лада(12) с детьми в нём по кругу идёт.

Царица-богиня любви, красоты,
Супружества символ, о детях мечты.

Храм в Киеве был - благолепия вид,
Владимиру(13) счастье в любви он сулит.

Владимир был влюбчив, красавиц искал,
На празднествах в Храме девиц выбирал.

Семь в Храме столбов и ступеней семь есть,
А в центре - богиня, красы в ней не счесть.

По платью славянскому жемчуг нашит,
Под злато волос златой пояс горит.

И розовый цвет украшает венок -
Никто превзойти красотою не мог.

Вкруг девушки возле богини стоят,
Князь слушая пенье, не сводит и взгляд.

И выберет князь средь красавиц одну,
Изменит для девушки этой судьбу.
__________
(12) Лада - в древнеславянской мифологии богиня любви и семьи, покровительница любви и красоты
(13) Владимир Святославич (956 - 1015 гг.) - князь новгородский (969 - 978 гг.), великий князь киевский (978 - 1015 гг.), при котором произошло Крещение Руси

«13»

За руку богиня держала сынка,
То - Ле'ля-божок, роль его велика.

Он старший сын Лады, любовь распалит,
Коль «искра любви» от него прилетит.

А следом - второй сын богини любви,
Поле'ля, без брака - семью не могли.

Два мальчика в тонких рубахах стоят -
Ведь жаром любви они оба горят.

Сын третий у Лады - по имени Дид,
Он счастьем в семье и потомством рулит.

Когда жар любви угасает в семье,
То дружбою держит - надёжна вполне.

Дид в полной одежде, венок - васильки,
Две горлицы - в доме года чтоб легки.

Диди'лия - Лады прекрасная дочь,
Нужна, чтобы в родах всем жёнам помочь.

С повязкой, украшенной жемчугом в ряд,
Кулак один сжат, но другой то - разжат.

«14»

И вышних богов замыкается круг -
Мерца'на идёт средь друзей и подруг.

Мерца'на - Заря, служит утром и в ночь,
Резвится и ночью - характер охочь.

Зарницей тогда полыхает Заря,
Поверье в народе: «Зарница - не зря.

Коль всполохи ночью идут в вышине,
То жди урожая - все с хлебом вполне».

У этой богини - колосьев венок,
Покров до земли, чтоб росу сберечь смог.

Молились Мерца'не: «Дай нам урожай»,
Любима богиня, где сельский был край.

***
Средний круг. Земные боги

«15»

За вышними боги другие идут,
Круг средний те боги собой создадут.

Стояли их храмы в славянских града'х,
Но часть истуканов встречали в полях.

«16»

Трёхглавая Три'гла пошла в хоровод -
Стихиям земным поклонялся народ.

Земля и вода вместе с воздухом в ней,
«Огонь внеземная стихия» - поверь.

Другие как Время трёхглавую чтут -
«Что было, есть, будет» в полях узнают.

«17»

Идёт следом Ве'лес(14) - земной тоже бог,
Он скот охранял от различных невзгод.

С рогами быка и в одежде простой,
Не важен был вид - он «велик» и такой.

И в чашу для бога нальют молока,
И в жертву для бога приносят быка.

Когда Святослав(15) с Греком мир подписал,
Перу'ном и Ве'лесом клятву давал.

А рядышком с Ве'лесом Мо'гош идёт,
Овец, коз и прочих сей бог бережёт.

С козлиной бородкой, бараньи рога,
Баранья и шубка, на палке рука.
__________
(14) Велес (Волос) - в древнеславянской мифологии второе по значимости после Перуна божество, покровитель скота и торговли, самый большой храм был в Киеве
(15) Святослав Игоревич (920 - 972 гг.) - князь новгородский и великий князь киевский с 945 (фактически с 961) по 972 год

«18»

И летний Купа'ло(16) зашёл в хоровод,
Хоть храмов ему не поставил народ.

Он после Перу'на и Ве'леса чтим,
Доселе Купа'ло у нас «невредим».

Мерца'на-богиня ночами не спит,
Дневную заботу Купа'ле вручит.

Цветы и плоды - от Купа'лы привет,
Он нивы хранит и не знают с ним бед.

Когда лето верхний достигнет предел,
Купа'лу встречай - в эту ночь много дел.

С венком из купальниц Купалу найдут,
Девицы и парни на праздник пойдут.

Костёр разожгут, перепрыгнут вдвоём,
Ночь ищут цветок, под кустом их найдём.

Пред жатвой Купа'ле и жертвы дают -
«Хлебы' охраняй», жизни тем сберегут.
__________
(16) Купало - в древнеславянской мифологии бог лета, полевых плодов, цветов и нив, персонификация праздника летнего солнцестояния (Ивана Купалы)

«19»

Сам бог Родомы'сл вступил в хоровод -
Он мудрость варяжским славянам даёт.

Коль важное дело, к нему все пойдут,
О мире и брани советы все ждут.

В раздумье кумир среди храмов стоит,
Ответы свои чрез жрецов говорит.

Он правой рукой указует на лоб,
А в левой копьё, защитить чтобы мог.

«20»

Есть в круге хранитель для их городов -
Всегда Радега'ст-бог к защите готов.

Он тоже с копьём, на щите - голова,
В ней крепость и сила - она от вола.

На шлеме петух - это бодрости знак,
Ведь он всё проспать не позволит никак.

Славяне пришли на Варяжский тот брег
И местных привычек набрали у «тех».

Разбоям морским появился почёт,
Свирепость народ в боге этом найдёт.

И жрец Родега'ста пьёт кровь от врага:
«Душа их - в крови'» - вера та глубока.

«21»

Для жизни - не только насущное есть,
Грядущее знать - для того Про'ве здесь.

Предвидеть он может, о том рассказать,
Поморским славянам(17) пути указать.

На дуб истукана они водрузя'т,
Под дубом болваны чудны'е стоят.

Болваны имеют по несколько лиц.
Жрец крови пригубит, все бросятся ниц.

Чрез кровь силу вещую жрец обретёт.
Узнают, что побудет, покой снизойдёт.
__________
(17) поморские славяне - западно-славянские народы, населявшие побережье Балтийского моря между низовьями рек Одра и Висла

«22»

В сей круг хоровода богини пришли,
Для каждого времени мы их нашли.

Зимсте'рла - богиня весны и цветов,
В апреле с весною ей праздник готов.

Прекрасна девица, цветы ей несут,
Дого'да румяный всегда будет тут.

Весенний то, лёгкий всегда ветерок,
В богиню влюблён он - таков паренёк.

«23»

Сьва - тоже богиня варяжских славян,
В её наготе не найдёте изъян.

Наполнены груди и длины власа' -
В том зрят изобилье любого глаза.

Богиня садов и осенних деньков,
Всем яблоко тянет - эмблему плодов.

Молились богине за сад-огород -
Чтоб были полны, когда срок подойдёт.

Чур-бог призывался к храненью межей -
Нарушить границы полей, мол, не смей.

«24»

Зева'на с нагою красавицей вслед,
Одетая в шкуры - «в охоте побед».

Куницы - для шубы, из белок - покров,
Медвежья накидка, шишак - из голов.

В руках лук, капкан, рядом лыжи и нож,
Он этой богине в охоте был гож.

Лесные славяне-древляне(18) ту чтут -
В лесной храм добычу охотно несут.

Зева'не не стра'шна Зиме'рзла-сестра,
Что лютую зиму с собой принесла.

Зиме'рзла нарядна - морозам то шить.
Молили богиню - жестокость забыть.
__________
(18) древляне - один из восточно-славянских племенных союзов, занимавший территорию среднего Приднепровья во второй половине 1-ого тысячелетия - начале 2-ого тысячелетия н.э.

«25»

Весь год бог Позви'зд раскрывает свой нрав,
Свирепый на вид, раз с крыла'ми - то прав.

Бог ветра живёт на высоких горах,
У Киева Храм - отдохнул чтоб, устав.

Он тот, кто любую погоду даёт,
Что хочет, с собою народу несёт.

Народ слал молитвы - чтоб зло не чинил,
Но бог не всегда к тем призывам был мил.

Позви'зд замыкает богов средний круг
И внешний пойдёт, завершим в нём досуг.

***
Внешний круг. Преисподние боги и полудухи

«26»

Подземные боги зашли в хоровод,
Их вечно боялся славянский народ.

Был главным у этих богов - Чернобог(19),
Нёс Ужас со Страхом свирепый тот бог.

Из черного камня стоял ему храм,
В броне истукан: «Отомщение дам».

Молили его: «Зла на нас не имей»,
Коней в жертву клали, а также людей.
__________
(19) Чернобог - в древнеславянской мифологии злой бог, приносящий несчастья, божество мщения

«27»

Бог Ний с Чернобогом пускается в пляс,
Всем грешникам Ний наказанья припас.

В глухом подземелье для грешников Дом,
Кто в жизни неправеден - там он потом.

Бог Ний в преисподне - Судья и Палач,
В подмогу - Стрибог(20), от его бича - плач.

Выходит на землю Стрибог иногда,
Для тех, кто грешит, тогда будет беда.
__________
(20) Стрибог - в древнеславянской мифологии божество с неясным назначением, иногда персонифицируется с ветрами, ураганами

«28»

В круг внешний и бабу Ягу позовём,
Колдунью великую рядом найдём.

Изба на земле стоит с курьей ногой,
Способна вертеться с опорой такой.

Обычно старуха на лавке лежит,
Для носа старухи подставка стоит.

Колдует старуха и мощь велика -
Осталась в народе молва на века.

Захочет проехаться - ступа при ней,
Железная ступа без всяких коней.

Куда Яге надо - та ступа везёт,
Метлою со ступы свой след заметёт.

«29»

Кикимору страшную встретим мы тут -
Богиня кошмаров, что ночью придут.

Хотя в преисподне была рождена,
Но послана Нием на землю она.

И сны, приведения - слуги у ней,
Шуршат по ночам, тем пугают людей.

Она с домовыми продолжит свой род,
«Проказники тоже» - считает народ.

«30»

Во внешнем том круге немного богов,
Но есть полудухи - служить кто готов.

В нём крутятся черти, куды', лизуны'.
Про бесов не надо писать без нужды.

Увидим других, кто хранил то, где жил.
О них много сказов народ сотворил.

Заросший весь леший идёт в хоровод,
Славянам леса сберегал леший тот.

Встречаешь в лесу - ле'су будут равны,
А в поле - рост трав, выше и не видны.

И облик людей леший может принять,
Лесного хозяина - всем почитать.

В воде полудух - «водяными» зовут,
Чудесны дома в во'дах те создают.

И мальчиков тащат к себе в те дома,
Чтоб смена была, когда будет пора.

Русалочки блещут их рыбьим хвостом,
А водные черти проходят гуртом.

Среди полудухов найдём домовых.
Хозяин коль люб - то забота от них.

Коня он накормит, плетёт в бороде,
А если не люб - то проказы везде.

Замкнули с «нечистою силою» круг,
Он «чистою» рвётся, хотя много слуг.

***
Эпилог

Завершаем хоровод -
Кто хранил славян народ.

Коль не всех мы описали -
Обижать тех не желали.


Рецензии