Библейские истоки знакомых лозунгов

ПРОЛОГ

Могила Ленина – колыбель свободы всего человечества.
           Лозунг на Красной площади 27 января 1924 г.

Я помню лозунги с трибун
В четыре слова и не больше,
Чтоб не мутить народный ум
И чтоб запомнилось на дольше.

Владеть толпой - наука есть,
Что демагогией зовётся.
Толпу зажечь, толпу увлечь -
Попроще слогу удаётся.

Так мысль свою, свою скрижаль
Несли пророки всех религий;
Так перед битвой речь держал
Сам Цезарь, Александр Великий.

Итак, "Да здравствует...", "Долой...",
"Доверья нет...", "Вся власть Советам"
Короткий лозунг и простой,
"Мы победим" и "Лучше нету..."

Ещё заметить поспешу,
Что лозунг действует недолго.
И часто, как и анашу
Его втирать бы в мозг народный.

Потом привыкнут все к нему
И притупится их внимание -
Здесь лучше к новому врагу
И с новой кличкой, с пониманием. 

Ничто не ново под луной
И снова лозунги, плакаты...
В четыре слова. И порой
Я вижу - сами виноваты...



КТО БЫЛ НИКЕМ

“Кто был ничем, тот станет всем”
восходит к библейскому выражению:  “Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных”.
          (Мф 19: 2-16).


Вы не уговорите мартышку поделиться с вами бананом, посулив ей сколько угодно бананов после смерти, в раю для мартышек.
                —  Харари, Юваль Ной


"Ты будешь всем..." - им обещали...
Всего столетие назад;
И кем потом они все стали?
Ах, удобрением в лучший сад.

В тот сад, где внукам будет лучше,
Где уравняют всех и всё...
Где "по потребностям" получишь,
Отдав и честь, и всё своё.

Прошло сто лет. Пора итогов.
Жизнь удалась? Кому? Когда?
Из тех, кто был никем, убогим,
Но брал чужое без стыда.

Держал своё к себе поближе,
В кругу таких же, как и он
В тех удобрениях, в той жиже
Он для себя построил дом.

То, что для всех (то есть народа)
По миру с нитки собралось,
Лишь одному на бутерброды
С икрой и с маслом набралось.

Поют теперь другие песни,
Другие лозунги в чести...
Но всё равно призыв "всем вместе"
Кто "стал ничем" опять идти. 




ОТ КАЖДОГО ПО СПОСОБНОСТЯМ

От каждого по способностям, каждому по потрубностям
     (Деяния апостолов. 4:32—35)


всего на всех хватить не может
всех много а всего чуть-чуть
      - В. Поляков


Всё впереди нам говорили
Единой партии жрецы.
Не для себя, для внуков жили -
И наши деды и отцы.

Отодвигалась дата жатвы -
То пятилетки, то война,
То кукурузные початки,
А то вклинилась целина. 

Потом застой и перестройки.
Прогноз всё тот же - погоди!
Мы строим будущего стройки,
На Марсе чтоб садам цвести.

Мы - эти внуки. Но не светит
Нам коммунизм, его дары,
Где по потребностям отметят,
Исчезли из меню страны. 

Потом - уже не передумать.
Назад все годы не вернуть.
И нашим внукам тоже думать:
«Всё впереди!» - вот в этом суть.

Когда-то будущее «светлым»
Звалось в газетах и речах.
Сейчас - оно темно, как недра
И вызывает смутный страх. 

Идея взята из религии -
Плоти сейчас - расчёт потом.
Сейчас  страдания и вериги,
Зато душе - в раю есть дом.

Душа бессмертна, но безмолвна -
Чтоб возразить ей нужен рот. 
Ну - недодали. И дословно -
Ворот от райских поворот. 

Мораль: 
              Нас это отличает
От всех других приматов. Те
Отдать банан не пожелают
Хоть обещай в раю их - все. 





ПЕРЕКУЁМ МЕЧИ НА ОРАЛА

“Перекуем мечи на орала “
       (Исаия, 2:4),

Пророк спокоен, весь он слух -
Его прервал малютка-ангел.
Наушник, заменил старух,
Следящих зорко из-за ставен.

Чем заслужил Исаия честь
Быть в Ватикане, как явление?
Он о Мессии вёл всё речь
Лет восемьсот до появления.   (1)

И с Богом говорил пророк.
Он книгу написал Исаии.
У христиан ему почёт
И даже день его справляли.  (2)

"Перековать свои мечи
И выковать из них орала" -
Сказал он первым у свечи,
Был пацифистом очень старым.

Он лицемерие обличал,
Ругал иконы и скульптуры…
Но сам взошёл на пьедестал
Как Микеланджело натура.

Он говорил, что: “Всяк народ
Достоин власти той, что терпит.”
Не верил, что всех знаний свод
ЕГО понять всего сумеет.

Был перепилен он пилой
За то, что обличал царя.    (3)
Теперь пророк он и святой,
Его цитируем не зря. 



(1) Исаия — «Спасение, посланное (Богом) Яхве», Йешаяху сын Амоца) — один из библейских пророков, выходец из знатной еврейской священнической семьи, родился в Иерусалиме около 765 года до н. э. Пророчествовал на древнееврейском языке. Исаия примечателен, в первую очередь, своими пророчествами о Мессии.

(2) Согласно канону, Исаия — автор библейской книги Исаии. У православных христиан память Исаии отмечается 9 (22) мая, у католиков — 6 июля.

(3) При преемнике Езекии – царе Манассии, святой пророк Исаия претерпел мученическую кончину. Он обличал царя и его вольмож за их нечестие, за это Манассия преследовал его. Пророк скрылся, по преданию, от преследований царя в дупле большого дуба, но был обнаружен и вместе с дубом перепилен деревянной пилой.






ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ - ВОЛК

Homo homini lupus est
         - Плавт  (254 до н. э. — 184 до н. э., Рим)

Известна Римская волчица -
Она вскормила близнецов,
Кто основал потом столицу.    (1)
Волчица - символ с тех годов.

Волчица - “мать” была для римлян,
А значит, “волки”  - сыновья!
Эпиграф римлянам был смыслом -
“Все волки братья, ты и я.”

Кто переписывал историю,
Значение фразы подменил
На негативную теорию -
Мол “все - враги”, её мотив.

Я помню “Кодекс коммунизма”,
Где эту фразу, как клеймо,
Как стигму для капитализма -
“Смотри, нет хуже, чем оно”.

“А вот у нас, все люди братья”,
Для древних римлян - всё одно…
Меняли взгляды и понятия,
Кто мира сильные сего



(1) Легенда основания Рима:

 Нумитор, царь древнего города Альба Лонга, был свергнут с престола братом Амулием, а Рею Сильвию, дочь Нумитора, свою племянницу он заставил уйти в весталки (жрица Весты), которые обязаны были поддерживать священный огонь богини Весты и хранить целомудрие.
Но вскоре Рея родила двух близнецов и клялась, что их отец — бог войны Марс. Тогда Амулий велел убить Рею, а ее детей утопить в Тибре.

Но корзину с мальчиками подобрала волчица, которая вскормила их. Позже детей нашёл пастух, он дал им имена Ромул и Рем и воспитал их отважными и сильными.

Когда же братья стали взрослыми они возвратились к тому месту, где были вскормлены волчицей, чтобы основать там город.
Ромул начал строить оборонительную стену, а Рем в насмешку перепрыгнул через неё, за что Ромул убил своего брата и сказал: «Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!»

Ром основал город и назвал его своим именем Roma — Рим и стал первым римским царем.

Римляне считали, что они дети Марса и волчицы.

Еще в древности римские ученые определили дату основания Рима как 754–753 годы до нашей эры.




КТО ПРИДЁТ К НАМ С МЕЧОМ

«…все, взявшие меч, от меча и погибнут…»
        (Мт. 26:52),

В истории России древней
Один герой велик и свят -
Прошел огонь и трубы медны,
Варяг был - Невский Александр.

Он спас Россию от тевтонцев,
Не в первый, не в последний раз.
О Чудском озера побоище
Я предлагаю вам рассказ.

Вот историческая справка:
Земля славян была дана
Тевтонским рыцарям в награду
Поход крестовый от "папа".

Легко давать всегда в подарок
Все то, что вовсе не твое.
Быть православным не считалось
Католиками за свое. 

Теперь о Новгородском Вече:
И если было на Руси
Кто демократией отмечен -
Так это Новгород, в те дни.

В нем дух свободы как в Афинах
Но демократия без сил;
Сначала князя пригласили,
Потом их Грозный задушил. 

Но это после, а пока
Им нужен сильный воевода,
Роняя слезы и скрипя,
На власть его сменив свободу. 

Россия так была слаба.
Монголы ей хребет сломали
Но Новгород все же устоял,
Монголов власть они признали.

Князь Александр обижен был
На Новгород обидой детской,
И он с дружиной укатил
К отцу в Переяславль-Залесский.

А князю было двадцать лет,
И дали имя ему Невский,
За то что шведам дал ответ
На той реке, что знаем с детства.

В составе сил, узнал недавно,
Лишь двадцать рыцарей тевтонцев
Не кажется вам маловато
Среди  ливонцев и эстонцев?

Ливонский орден знаменит,
Что основал он Ригу, Таллин
И крепости их укрепил
А жителей собрал в атаку.

Всего их было тыщи две,
Вот таково крестово войско.
Но взяли Псков они уже
И двигались на север бойко.

А Новгород послал послов,
У Александра были дважды.
"Вернись и правь", вот был их зов
"Лишь будь защитником отважным".

У Новгорода ополченцев
В три раза больше, чем у немцев.
И были лучники отборны
Казаки, половцы проворны.

Дрались они на мелководии,
Там где пол-метра глубина.
Не утонул никто. История
Не так рассказана была.

И как известно построение
Тевтонцев то звалось "свинья".
С тяжелой конницею в центре
С пехотой ближе по краям.

Князь выстроил свою пехоту
Напротив конницы врага.
В ней и увязла вражья рота
И Александр накрыл врага.

Закрыл его с обеих флангов
Он кавалерией своей
И брата Дмитрия.  Отважно
Погнав эстонцев, латышей. 

В плен было взято шесть тевтонцев,
Всех обменяли на своих.
И семь веков немецкий орден
На землю русскую ни, ни.

Урок забыли видно гады,
Но им напомнил Эйзенштейн.
С Черкассовым, как Александром,
Он их “мочил", коммунной всей.

Оттуда вышла поговорка:
"Кто к нам с мечом, тот знает сам.."
Герой, героем, но к татарам
За "ярлыком" он приползал.

"Ярлык" сатрапам выдавался,
Чтоб править вотчиной могли,
И дань, оброк, чтоб собирался.
С тех пор в России все рабы. 

Герой отвел Европы бремя,  но
Глаза раскосы, жадный взгляд,
Теперь в них Чингисхана семя,
В крови их Азия, и мат.





СВОБОДА, РАВЕНСТВО И БРАТСТВО

“Свобода, равенство и братство”
        - Принцип масонов


Всегда свобода не стабильна
История помнит древний мир -
Где те свободные Афины?
Вы помните свободный Рим?

Что стало с Новгородским Вече?
Флоренции свободный дух?
Республики Французской речи?
Её в России и не ждут.

Свобода, равенство и братство
Масонов принцип основной,
Нигде не смог он состояться...
Ах да, в Утопии одной.


Как часто мне слышатся стоны -
“Во всём виноваты масоны!”
В распаде системы, что сгнила,
Что нет в экономике силы,

Что нищими многие стали,
Что лучших из нас убивали.
Что власть - уголовников стойло
И лишь корешам их не больно.

Масоны во всём виноваты,
"Ату их, к ответу ребята!"
И звонче кричат “патриоты”
У них нет получше работы.

Искали виновных и прежде -
Убрать их - и будет надежда.
Народа врагов убирали,
А годы спустя оправдали.

С масонами всё же сложнее -
Не все там похоже евреи.
Там очень достойные люди -
Цвет наций - других уж не будет.

И признаков нет их влияния,
А только невежей признания.
Кто беды свои и ошибки
Припишет другим все без скидки.

Не знают они, что в их храмах
Равны все и расы и страны.
Религии все там не важны
И лишь созидают отважно.

Для тех, кто разрушить лишь может
Такое собрание не гоже.
От них и проклятия со стоном -
“Во всём виноваты масоны!”



ЭПИЛОГ

Утро родины нашей розово,
Позывные летят, попискивая,
Восвояси уходит бронзовый,
Но лежат, притаившись гипсовые.
                - Александр Галич

Когда творится зло вокруг
И это ясно и младенцу,
Когда открыто, нагло врут
С экрана и страниц бессменно,
Когда бессовестно мораль
Поправ, и называют “прошлой"
И веру новую приняв,
Считают, что сейчас всё можно,
Когда запуганный народ
Поёт хвалу всей власти в гимнах,
Когда типичный недород
Не отражается на сильных,
Когда виновных знают все
И это точно - те, другие,
Они которые извне -
Без ярлыка не скажешь имя…

Когда скажите вы, когда
В стране какой, в какое время
Случалось это? 
Да, всегда!
Давно, сейчас…
Есть кто не верит?


Рецензии
Оскар, добрый день! Даже не знаем, как назвать это произведение. Поэма? Увы, мы не глубокие знатоки истории, и для нас в Ваших строках есть много нового, много пищи для размышлений. Собственно, мы согласны с утверждением, что история есть инструмент в руках правящего класса. Мы знаем историю такой, какой её нам преподносят в школьных учебниках. И если нет особого интереса к этой теме, то так и застреваешь на школьном уровне. Ну, а кодес морали строителя коммунизма, - это почти один-в-один библейские заповеди.
Оскар, нас поразила масштабность Вашего произведения, осмысление давно известных изречений и подача их в поэтической форме. Благодарим Вас за такой огромный труд!
С уважением. Наташа, Серёжа.

Наталья Седова-Шмелёва   06.06.2025 14:31     Заявить о нарушении
Уважаемые Наташа и Серёжа!
Я благодарен вам за интерес к моим произведениям и неординарные рецензии и мысли по тематике.
Я не согласен, что Моральный Кодекс строителя коммунизма совпадает "один-в-один" с заповедями скрижалей.
Сравните:

«Десять божьих заповедей»:

1.Да не будет у тебя других богов перед лицом моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его.
5. Почитай отца и мать.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего.
.
«Моральный кодекс строителя коммунизма»:
.
- преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
- добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
- забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
- высокое сознание общественного долга; нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
- коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;
- гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку, друг, товарищ и брат;
- честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
- взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
- непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
- дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
- непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
- братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Одни содержат вечные общечеловеческие моральные ценности, другие скроены для одной отдельно взятой страны и для определённого короткого периода времени.

Одни созданы по принципу других.
КПСС создана по принципу религии, свои:
пророк, апостолы, библия, мученики и жертвы, храмы и жрецы, иконы и гимны, баптизм и инквизиция, свой символ (серп и молот).

История - одно из давних увлечений.
Как вы заметили, на одну тему я пишу несколько произведений, пытаясь осветить её с разных сторон. Одна сторона - историческая.
.
С благодарностью,

Оскар Хуторянский   06.06.2025 18:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.