Семик Зелёные Святки
Семик (Зелёные Святки) отмечается за 3 дня до Троицы,в седьмой четверг после Пасхи
В языческой традиции Семик завершает весенний праздничный цикл,который начинала Масленица :"Честь ей и хвала,что Маслена Семика в гости звала".
В Семик,так же,как и на Масленицу,празднуется переход от одной поры года к другой
В данном случае -- от весны к лету.
Главным участником праздника была молодёжь,в основном девушки.Их "переходное"
положение соотносилось с состоянием природы поздней весной -- цветение,но ещё
не плодоношение.
С принятием христианства Семику,как и другим языческим празднествам,стала соответствовать одна из церковных знаменательных дат -- Троица.
Однако праздник смог сохранить древние языческие традиции и оказался предваряющим
празднование Троицы.
В Семик собирали продукты для ритуальной трапезы,тогда как сама трапеза и приготовление блюд для неё происходили в Троицу.
С Семиком связывали весенний этап полевых работ -- посев ячменя ( в некоторых местах его предпочитали сеять или в Семик или в Троицкую субботу),льна,конопли,
посадку овощей.
Крестьяне устраивали гулянья в полях с непременной обрядовой трапезой,обращались
за помощью к предкам и совершали различные обряды,такие как "обходы полей",
"величание ржи"
Магическим ритуальным блюдом были яйца или яичница сделанные "на урожай".
Главная часть празднования Семика -- обряд "Завивание берёзы"
В этот день девушки шли в лес выбирать берёзу.
Выбрав дерево девушки его "завивали" -- связывали верхушки двух молодых берёзок,
пригибая их к земле.Из веток заплетали венки. При этом пели песни,водили хороводы,а под берёзками ели принесённую с собой еду ( среди неё обязательно должна быть яичница )
При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берёз
вешали крестик,девушки попарно целовались через этот венок,менялись какими-нибудь вещами ( кольцами,платками ) и после этого называли друг дружку кумой.
Впервые в праздновании Семика принимали участие девочки-подростки.
Участие их в празднике символизировало причастность молодой девушки к миру
важнейших женских занятий.
В народной традиции Троица начинается с Семика и заканчивается Духовым днём.
Испокон веков Троица считалась женским праздником :
"Как у нас в году три праздника :
Первый праздник Семик честной
Другой праздник Троицын день,
А третий праздник Купальница ( 6 июля Аграфена Купальница )
Праздник Троицы необычен тем,что на Руси он установлен не во времена её крещения
а спустя три века,в самый расцвет русского православия -- при преподобном Сергии
Радонежском. Возможно,празднование Троицы введено специально,чтобы заместить собой весенние языческие обычаи и обряды,которые продолжали жить в народе.
Испокон веков Троица считалась женским праздником.
Женский облик имели,в большинстве случаев,центральные персонажи Троицких обрядов
и игр -- кукушка ( "Крещение и похороны кукушки" ),берёзка ( "Троицкая берёза")
В Троицу совершали поминовение исключительно душ умерших младенцев,девушек и
молодых женщин.
Специально для Троицких гуляний девушки готовили яркие наряды,а на голову одевали венки из свежей зелени.
В таких ярких нарядах девушки шли вдоль своей или центральной деревни,а также
собирались около приходского храма.
А парни и будущие свекрови приходили на них посмотреть.
Во всех обрядах Троицы главным символом была берёза.
На Семик девушки "завивали" ветви берёзы,переплетали их с травой,цветами и лентами.
А на Троицу их обязательно "развивали",считая,что в противном случае дерево
может "обидеться".
Среди Троицких обрядов с берёзкой был широко распространён обряд "кумления"
с деревом.
Девушки "кумились" с берёзой и называли её в течение праздника "кумой"
Кроме этого свежей зеленью берёзы украшали церкви,дома,хозяйственные постройки
и даже домашний скот .
По народному поверью,растения на Троицу обладают особой магической силой.
Поэтому в ночь на Троицу знахари собирали лекарственные травы.
Троицкие обряды с берёзкой сопровождала ритуальная трапеза которая предполагала
коллективный сбор продуктов в складчину или по домам односельчан.
Главным блюдом были яйца или яичница,а также "Троицкий каравай" который пекли
старшие женщины в доме. Они относили каравай в рощу и украсив венками,клали
на скатерть вокруг которой водили хороводы,затем делили каравай на части и
раздавали их по семьям,где были девушки на выданье.
Эти кусочки засушивали и использовали при приготовлении свадебного каравая,считая,что это принесёт новой семье счастье и любовь.
Было распространено поверье,по кт скатерть из-под "Троицкого каравая" способна
привязать парня к девушке. Для этого на смотринах -- одном из важных этапов
свадебного обряда -- скатерть тайно клали на стол под верхнюю скатерть.
Поэтому девушки хранили эту скатерть как залог своего счастья.
Так как Троица была женским праздником,то девушки обязательно гадали в этот день на своё замужество.
Они плели венки и пускали их на воду : чей венок первым приплывёт к берегу,та
девушка первой выйдет замуж.
По другому гаданию,девушки бросали в берёзу ложки : чья ложка упадёт на землю,
а не застрянет в ветвях,та девушка раньше других выйдет замуж.
Во многих местах был распространён обычай спрашивать у кукушки,долго ли ещё
девушке оставаться в доме отца : сколько раз прокукует кукушка,столько лет
ждать ей замужества.
Для того,чтобы узнать направление,откуда может появиться жених,девушки кружились
вокруг своей оси и падали : в каком направлении девушка упадёт,оттуда ипридёт
её счастье.
По другому гаданию,девушки разламывали старый плуг и делили его на части между
собой. Затем бросали обломки не глядя : в какую сторону часть плуга упадёт,
из той стороны и будет жених.
В ночь на Троицу девушки обязательно сжигали старые мужские штаны для того,
чтобы невест в поселении было больше.
Т к Троица изначально считается женским праздником,то во время гулянья девушки старались уединиться от парней. Более того,в народных песнях,кт девушки пели
в хороводе возле берёзки,часто звучали угрозы в сторону парней и мужчин вообще.
Эти песни назывались "пустить стрелу" :
"Ой,пущу стрелу вдоль по улице,
Ты лети,стрела,вдоль по широкой,
Ты убей,стрела,добра молодца "
Постепенно,однако,традиция исключительно девичьих гуляний на Троицу вытеснилась
Этот праздник превратился в молодёжный. Из многих деревень сходились и девушки
и парни и гуляли всю ночь,при этом обычно жгли костры.
Троица являлась также своеобразным разделом весны и лета,пограничьем,в кт обычно
"гуляет" нечистая сила. Поэтому,чтобы защитить свои дома от влияния нечистой силы,крестьяне в Троицу мелом ставили над своими окнами и дверьми кресты.
В конце праздника Троицы совершались проводные обряды : отпевания,потопления,
сжигание троицкой берёзки,проводы Костромы.
По народному календарю,Духов день завершал Троицко -- Семицкие праздники.
В этот день крестьяне особо почитали Мать -- Землю и совершали обходы полей с Крестным ходом.
В Духов день землю называли именинницей,т к на ней "все травы и цветы радуются"
Нельзя было в этот праздник "тревожить" землю : пахать,боронить,сажать овощи,
рыть,втыкать колья.
По народному поверью в Духов день,перед восходом Солнца,Земля -- Именинница
открывает свои тайны,но она открывает их только истинным праведникам и благочестивым людям. Но желающих узнать эти тайны было много. Помолясь
Святому Духу,они ходили слушать клады,припадая к земле ухом.
Крестьяне считали,что в этот праздник надо ходить босиком,есть и пить так же
желательно на земле.
В Духов день пожилые замужние женщины проводили обряд "кормления земли",во время
кт они собирались вместе,уходили в поле,и,расстелив на земле скатерти и разложив на них кушанья,устраивали ритуальное кормление земли. Женщины пировали и пели
песни. Самая старшая из них с песнями разносила по полю кусочки еды и закапывала
их в землю. При этом женщина просила землю о плодородии "Земля -- именинница,
дай нам урожай".
Отличительной чертой Семика было поминовение "заложных" к кт причисляли умерших
"не своей" смертью ( скоропостижной,насильственной ) В этот день,считалось
"самые великие грешники отдыхают от адских мучений".
По народному поверью у "заложных покойников" остались ещё силы,кт не были израсходованы при жизни. А это значит,что они опасны для живого человека :
неиспользованная жизненная сила,"действуя уже из области смерти берёт душу
у живых,как сама смерть","ведёт за собой в могилу".
В народных легендах "заложные" или сами обладали свойствами нечисти,или находились в услужении у разных представителей нечистой силы.
Им приписывалась возможность управлять различными природными стихиями : дождём,
громом,градом.
"Мало бывает тепла до Семика,когда же покойников обмоет,тогда уж не бывает холода".
Поминая удавившихся или утопившихся родственников,на их могилы приносили блины,
вино,красное яйцо,кт разбивали тут же за упокой души.
По обычаю часть блинов оставляли русалке :"Русалочка царица,красная девица,
не загуби душки,не дай удавиться ! А мы тебе кланяемся !"
По церковной традиции в этот день молятся о "безродных и безымянных",о тех,
за кого некому молиться и чьё христианское имя изгладилось из памяти людской
Вселенские панихиды в Семик проходят на местах массовых погребений.
При помяновении читают молитву : "Помяни,Господи,убиенных рабов своих,и от
неизвестной смерти умерших,их же имена Ты Сам,Господи,веси,иже зде лежащих
и повсюду православных христиан "
Русальная неделя приходится на неделю,предшествующую празднику Троицы и совпадает с так называемой Семицкой или Троицкой неделей.
По народному поверью,в Русальную неделю,когда зацветает рожь,русалки "гуляют"
на земле. В эту пору старались всячески задобрить русалок,чтобы избежать их
вредоносного воздействия.
Поэтому было принято устраивать общие трапезы,гулянья с хороводами,танцами и
играми.
Подвешивали по деревьям в лесах и по кустам,растущим около рек,холсты на рубахи,
бросали в лесах при виде нагих женщин и детей платки,части одежды.
Русальная неделя связана с большим количеством запретов на каждый день : нельзя было выполнять большие ( полевые ) работы,ходить в лес и по посевам в одиночестве,водить в лес лошадей и скотину,купаться,особенно в полдень и полночь
полоскать бельё,белить холсты,заниматься работами связанными с прядением,ткачеством,шитьём.
Празднование Русальной недели и соблюдение запретов должно было "задобрить"
русалок,которые в знак благодарности могли даже помочь.
Последний день недели назывался "Русальным воскресением","Русальным заговеньем",
"Крапивным заговеньем" В этот день устраивали праздники в честь проводов русалок,с кт расставались до следующего года.
5 июня 25 года
Свидетельство о публикации №125060503439
Читается легко, с интересом, так держать!...
С теплом...,
Валентина Беркут 09.06.2025 04:40 Заявить о нарушении