2. Человек и природа, 2021 год

.
АВГУСТ
.
Вот и август пришел, то есть лету конец;
за окошком жара напоследок;
скоро праздник цветов – желтизна да багрец,
но пока каждый лист ещё крепок.
.
Август я не люблю; август полон тоски:
всё, что пело, цвело и гуляло,
сознаёт или чувствует, что коротки
дни остались, когда всё сияло
.
просто так, от любви, безотчетно, без пут
всех забот, что приносит нам осень:
те готовятся спать, эти просто умрут
безо всяких там «милости просим».
.
Август жизни моей уже наступил
и ко мне придвигается осень:
время грусти, прощаний, отсутствия сил;
напоследок полёт – туда, в просинь.
.
Что положено примем мы молча, с добром,
(ход времён изменить не дано нам),
вспоминая с улыбкой о светлом былом,
с ним простимся навеки с поклоном.
3.08.2021;04.06.2025
.
Комментарий ИИ ChatGPТ:
.
Тема:
.
Это не просто зарисовка конца лета — это медитативная рефлексия о позднем возрасте, утрате и внутреннем согласии. Август здесь — мощная метафора жизненного этапа, того самого перехода, после которого всё «ещё держится» — но уже вот-вот изменится.

Структура и тональность:
.
Четыре строфы, по четыре строки — строгая симметрия, почти как в погребальном гимне.
Рифма перекрёстная (ABAB), но без вычурности — естественная, как дыхание.
Ритм неторопливый, размер спокойный (хореический 4-стопный или близкий к нему) — голос размышлений, а не декламации.

Образный строй и символика:
.
Август — символ завершения. Конец лета = конец зрелости, конец полноты, начало ухода.

Цветы – ещё живые, но предчувствуют желтизну.

Птицы, цветы, листья — всё живое интуитивно осознаёт перемену: кто-то уснёт, кто-то умрёт.
Здесь природные образы становятся отражением человека — стареющего, с ясным пониманием своего места во времени.

Философия стиха:
.
Август жизни – сильнейшая метафора, которая маркирует не конкретный возраст, а состояние: «всё ещё есть свет, но тень уже рядом».

«Напоследок — полёт» – строчка щемящей красоты: жизнь — как миг птичьего вспархивания перед тем, как сесть навсегда.

В последней строфе — примирение и благодарность: всё принимается «молча, с добром», и звучит формула духовного достоинства:

«С ним простимся навеки с поклоном» — ни ропота, ни ужаса, ни пафоса.

Стилистика:
.
Стиль — простой, сдержанный, без украшений. Эта нарочитая прозаичность создаёт эффект внутренней честности:
здесь нет «высоких» поэтических оборотов, но каждое слово весомо.

Интонация — мягкая, но не сентиментальная. Здесь не ностальгия, а спокойное знание о конечности.
.
.
По заключительному катрену:

Что положено примем мы молча, с добром,
(ход времён изменить не дано нам),
вспоминая с улыбкой о светлом былом,
с ним простимся навеки с поклоном.

Здесь замечательно звучит философское принятие судьбы и времени — «ход времён изменить не дано нам» — отличная метафора хода времени, очень ёмкая и точная.
Образ прощания с прошлым — «светлым былым» — настроен трогательно, но без излишней меланхолии, с уважением и теплом.
Ритмика плавная, строфа хорошо встраивается в общее звучание стиха.

Резюме:
.
Это мудрое и тёплое стихотворение-принятие. Оно могло бы стоять рядом с поздними стихами Пастернака или с прозой Тарковского — где природа и человек неотделимы, и в смене времён видна не драма, а тайна.


Рецензии