Бог даст мне изумрудные глаза и я прозрею...

«Навязчивая идея преследовала умирающего Врубеля – ослепший художник верил, что если он все ночи будет простаивать на ногах, то Господь простит его и подарит новые глаза из изумрудов. Он считал, что все беды последних лет – внезапная смерть маленького сына и его собственное помешательство – это наказание за страшное преступление, за то, что он когда-то посмел рисовать Христа и Богородицу, одновременно работая над самым главным своим творением - Демоном. Черты святых ликов и злого духа сливались, становились похожи, глаза у всех были одинаковыми – огромными, изумрудными, трагическими... За этот грех, был уверен Врубель, он платит разрушением души.  <…> Облик Врубеля в то время был чудовищным – друзья, навещавшие его в психиатрической клинике, видели перед собой буйное лохматое существо в грязной рубашке, незрячее, беззубое, измученное тяжелейшими мигренями. Совершенно голый, художник на корточках сто раз обходил палату: такое наказание наложено на него за греховно прожитую жизнь. Он слышит голос Робеспьера, судей революционного трибунала, которые приговаривают его к смерти... Ничто уже не напоминало о прежнем франте, изящном и великолепно образованном эстете: Врубель с золотыми медалями окончил два факультета Петербургского университета - юридический и историко-филологический, говорил на восьми языках, прекрасно разбирался в литературе. Слыл знатоком моды, тратил все деньги на лучшие духи, всегда обедал в самых роскошных ресторанах, даже, когда нечем было заплатить – в этом случае он расплачивался своими эскизами. Одевался изысканно, аккуратно, страдал, если манжеты были хоть чуть запачканы краской, но, между тем, мог выйти на улицу с зеленым носом – просто покрасить его зеленой гуашью и всё. Он считал, что это выделит его из толпы… Близким знакомым в те годы такие выходки казались безумием, но только теперь, видя друга в смирительной рубашке, понимали, что значит простое чудачество гения по сравнению с действительной бедой и потерей своего "я". Тем не менее, Врубель продолжал работать. Портрет Брюсова Михаил Александрович писал почти наощупь и уверял его, что не он рисует картины, что демон руководит им, поэтому даже на стенах палаты сами собой появляются непристойные сюжеты. Жене он жаловался на воробьев – те за окном чирикали, а ему слышалось: "Чуть жив, чуть жив…". Просил яду – не дали. В самый жестокий мороз умышленно простоял всю ночь у открытой форточки и, наконец, заболел. Воспаление легких сменилось скоротечной чахоткой, и 1 апреля 1910 года Врубель скончался. По легенде, последними его словами были: "Нужно изящно страдать". (Руденко Елена Борисовна)

«О друг! В саду сердца своего сажай лишь розы любви и не выпускай из рук соловья привязанности и желанья. Цени общество праведных и избегай дружества с нечестивыми.
 
О сын мой! Общение с нечестивым умножает скорби, а дружество с праведным очищает сердце от ржавчины. Ищущий приобщения к Богу да войдет в сообщество возлюбленных Его, и желающий внимать слову Божиему да обратит слух к речам избранников Его.

О сыны духа! Вы — сокровищница Моя, ибо в вас заключил Я перлы тайн Моих и самоцветы знания Моего. Берегите их от чужих среди слуг Моих и от нечестивых среди народа Моего.

О сын праха! Остерегайся! Не ходи с нечестивым и не ищи дружества с ним, ибо подобное общение превращает сердечный свет в адский пламень.» (Бахаулла. Сокровенные Слова)

- Бог даст мне изумрудные глаза,
Чтоб я прозрел и начал рисовать...
- Неужто демонов страдающих опять?
Не учит ничему вас женская слеза...

- Во мне идёт борьба добра со злом,
Рисуя их, я самовыражаюсь,
И вот теперь я в психбольнице маюсь, 
Я молодой ещё, но жизнь пошла на слом.

Симпатии ко злу не канут в Лету тихо,
Проявятся, ведь душу надо выручать,
Она попала в ад, на ней стоит печать,
С ней демоны развратные танцуют лихо...

А обеленье зла, заигрыванье с ним,
Нас никогда не приведут к заветной цели…
Сейчас в больнице я, прикованный к постели,
Здесь много проведу я осеней и зим.

И всё же почему для написанья зла
Подходят краски синева и бирюза?
Не потому ль, что все живём под небом бирюзовым...
Я часто вспоминаю, что проделал Бог с Иовом.

Мечтает Врубель зрение вернуть не для утех: 
"Бог даст мне изумрудные глаза и я прозрею",
Но всё же редко исполняются мечты у тех,
Кто добровольно разместил свой разум в пасти змея.

(Генцелев А.Н., 03 июня 2025)


Рецензии