Неизбежная Индия. Глава 22
С Индией у меня кармическая связь, я привязан к ней
невидимым канатом и, как бы ни хотел, не могу уйти от нее.
После трехлетнего беспрерывного пребывания в ней я был сыт
по горло ее историей, философией, эпосом, традициями,
климатом, кухней. Я как будто переел вкусной, пряной, острой
индийской приправы «карри». Меня тошнило даже от воспоминаний о ней.
Индия стала моим ночным наваждением. В течение двух
месяцев после возвращения мне снилось, что я снова в Индии.
А спал я тогда много. Этот пост-индийской период своей
жизни я называл «Великой спячкой». Я просыпался, после
совместного завтрака провожал на работу жену, тестя и тещу,
отводил в детский садик сына, приходил домой и ложился спать.
В обед просыпался, чтобы разделить трапезу с приходящим на
обед тестем, а после его ухода, опять ложился спать и
просыпался уже к вечеру, когда нужно было забирать из садика
сына Диму и когда семья возвращалась с работы. Ну а ночью
накатывались индийские кошмары.
Несмотря на мое временное пресыщение ею и даже
отвращение к ней, Индия, как мудрый и всепрощающий гуру,
стала активно помогать мне в дальнейшей судьбе.
Казалось, она, используя секреты астрологической науки
«джйотиш», составила для меня гороскоп, по которому я должен
был стать частью гармоничного мира, где все пронизано
победами, удачей и радостью.
Хотя, скорее всего наличие в портфолио (трудовой книжке)
записи о трехлетней работе в Индии, вкупе с отменными
характеристиками и рекомендациями, - все это
способствовало моей дальнейшей успешной карьере.
Буквально через два месяца мне предложили работу на
родном инязе, и я стал молодым и перспективным
преподавателем университета с полагающимся этому статусу
обращением «Евгений Валентинович».
Через год, в октябре 1985 года, в качестве официального
переводчика группы харьковских комсомольских вожаков,
я отправился в Средиземноморский круиз и посетил Мальту,
Италию, Грецию Турцию.
Еще через год, в октябре-ноябре 1986 года, я открыл для себя
Америку, где представлял советских студентов и молодых
преподавателей, дискутируя с американскими коллегами на
животрепещущие в те времена темы в престижных
университетах Вашингтона, округ Колумбия, Мэриленда,
Калифорнии, Техаса и Иллинойса.
А еще через полгода, в июне 1987 года, благодаря своим
связям в «Тяжпромэкспорте» я уехал на три года в Египет
работать переводчиком на огнеупорном заводе в городе
Эль-Таббин, что под Каиром.
Из Египта я вернулся в сентябре 1990 года и в место того, чтобы
продолжить преподавание на инязе и писать кандидатскую
диссертацию, я неожиданно для всех, включая себя самого,
оказался на негосударственном телевидении, куда меня
пригласил мой старинный друг Сергей Потимков.
После шестимесячного фурора в прямом телеэфире,
сумасшедшей популярности и пылкой народной любви нашу
телестудию и ее передачи закрыли за принципиальность,
независимость и неконтролируемость.
Наступили тяжелые времена «больших перемен», в которых
я выживал, как мог: пел под гитару в переходах метро, торговал
на базаре, писал статьи в местные газеты, сотрудничал с
Обществом Красного Креста, работал в банке и помогал
украинским дельцам в поставках певчих птиц в Западную Европу.
Потом я вернулся в журналистику, стал вести политические
программы, получил аккредитацию в Верховной Раде Украины,
подружился с украинской политической элитой, сопровождал
первых лиц государства в зарубежных поездках и, как результат,
стал пиар-специалистом и промоутером определенных
политических кланов, стоящих на зарплате у реальных сильных
мира сего, как правило, у банальных бандитов.
Этот период в моей жизни, который, как и все упомянутые
выше и удостоившиеся лишь одного абзаца, заслуживает
отдельной книги, что, возможно, и будет сделано со временем,
но мой текущий рассказ о Неизбежной Индии, а ее в те годы
вовсе не было, поэтому продолжим индийскую тему.
В октябре1995 года, дабы выйти из опасной для жизни игры,
затеянной противоборствующими криминально-политическими
группировками Харькова, мне пришлось бежать из Украины в
Америку.
Там, в отличии от Колумба, который вместо южноазиатских
индийцев нашел североамериканских индейцев, я вместо
потомков гуронов, ирокезов и делавэров встретился и многие
годы работал бок о бок с иммигрантами из Индостана.
Согласно Американскому бюро статистики индийская
община в США является одной из самых влиятельных этнических
групп мигрантов, она потеснила даже еврейскую диаспору.
При этом дело даже не в количестве, а в том, что индийцы начали
пробиваться на верхние позиции практически во всех областях –
в науке, культуре, политике. Несмотря на то, что американцы
индийского происхождения составляют всего 1,5% населения
США, они оказывают непропорционально для такой цифры
влияние на самые разные аспекты американского общества:
- возглавляют десятки компаний из списка Fortune 500;
- имеют сильное представительство в мире стартапов, являясь
соучредителями так называемых «компаний-единорогов», т. е.
фирм, стоимость которых менее чем за десять лет превысила
миллиард долларов;
- входят в состав руководителей IT-корпораций, таких как Google,
Microsoft, Adobe и Twitter (до покупки его Илоном Маском);
- занимают видное место в научных и академических кругах
США;
- получают звезды Мишлена за привнесение индийских вкусов в
традиционную американскую кухню;
- становятся звездами Голливуда и дизайнерами мирового
масштаба;
- становятся ключевыми фигурами в высших эшелонах власти.
Если говорить о малом бизнесе, то им принадлежат почти 60%
всех отелей в стране, а крупнейшая в мире сеть кофеен и
пончиковых «Dunkin’ Donuts» на 90% оперируется выходцами из
Индии.
Огромную роль в успешной деловой активности индийцев
играет отличное знание английского языка, так как большая часть
современных американских индийцев – это дети из
профессиональных династий - врачей, программистов,
бизнесменов, юристов. Их родители, не одно поколение
живущие в США, были достаточно обеспечены, чтобы дать
наследникам хорошее образование. Те же, кто переехал в
Америку относительно недавно, владеют английским языком на
должном уровне, поскольку их родная Индия раньше была
британской колонией.
Американские индийцы по своей природе очень
консервативны, у них крепкие семьи и много детей, поэтому они
берут не только качеством, но и количеством. Иммиграция из
Индии в США самая высокая, а так как на родине Махатмы
Ганди рекордно много жителей, Индию можно рассматривать
как настоящий конвейер по поставке рабочей силы.
История индийской иммиграции начинается в конце 1960-х и
1970-х годах, когда тысячи индийских специалистов, особенно
врачей и инженеров, переехали в Америку и принесли с собой
не только надежды и мечты, но и сильный предпринимательский
дух. Со временем, по мере того как росло число укоренившихся
и вновь пребывающих семей, этот дух начал проникать в
различные отрасли, включая бизнес на заправочных станциях.
В настоящее время 90% бензозаправок на Восточном
побережье США оперируются выходцами из Индостана.
Выбор индийцами этого сектора индустрии объясняется тем, что
автозаправочные станции дают стабильный доход, ведь этот
бизнес предлагает американцам второй по спросу, после
продуктов питания, товар, при этом он не требует специальных
технических навыков и является трамплином для других
прибыльных бизнес-предприятий.
Индийско-американское деловое сообщество обладает
огромной властью и влиянием, а их единство и поддержка друг
друга являются основными движущим факторами успеха.
Традиционно в индийской культуре ценятся семья, община и
взаимная поддержка. Поэтому, когда одна семья или отдельный
человек добивается успеха в определенном предприятии, они
обычно помогают другим членам своего сообщества,
желающим встать на аналогичный путь. Мало что вдохновляет
людей так сильно, как истории успеха. Когда начинающие
предприниматели видят, как их соотечественники ведут
успешный бизнес (особенно в такой прибыльной
отрасли, как автозаправочные станции), это неизбежно играет
роль в принятии ими решений. Со временем эти истории успеха
создают эффект снежного кома, что приводит к увеличению
присутствия американцев индийского происхождения на
заправочных станциях.
Повторюсь, во главе угла каждого индийского бизнеса – семья.
Ее члены объединяют свои ресурсы, обеспечивая прочную
финансовую основу для своих предприятий. Семья, как правило,
живет вместе и вносит свой вклад в бизнес. Такая общинная
культура значительно снижает бизнес-риски и сопутствующие
эксплуатационные расходы. Бережливость, традиционно
присущая индийцам, также играет свою роль, позволяя им
разумно управлять расходами и инвестировать в свой бизнес.
В своей книге «Короли бензоколонок» я уже писал об
особенностях этого бизнеса. А сейчас хочу вспомнить моих
«братьев по оружию» – хиндустанцев, пенджабцев, гуджарати,
раджпутов, тамилов, маратхи, бенгальцев, а также пакистанцев
и бангладешцев, с которыми я яростно врастал в пресловутую
«американскую мечту», как дикий цветок в растрескавшийся
камень отвесной скалы.
Я считаю, что настоящий герой – не только тот, кто совершает
подвиг, но и тот, кто честно делает свою работу изо дня в день.
Такими героями и были мои индийские товарищи. О некоторых
из них я сейчас кратко расскажу.
Гурмит.
Перед тем, как стать президентом Конгресса
индийцев в США, он прошел путь от рядового
«бензинокачальщика» до владельца нескольких заправочных
станций. Начинал со своим младшим братом Маджитом,
который умер от саркомы головного мозга. И вот уже более 20
лет Гурмит, помимо своей жены и трех детей, содержит жену
брата с двумя детьми, а также тестя, ставшего инвалидом в
результате жестокого нападения грабителей на бизнес, в
котором работал. У Гурмита серьезные связи и мощная
поддержка и в индийской диаспоре США, и в родном
Пенджабе. Не удивлюсь, если однажды мой большой (под 200 кг)
индийский друг вернется к себе на родину (а ведь 90 процентов
американских индийцев хотят вернуться домой!) и станет
губернатором штата Пенджаб.
Гревал.
Он пришел в бензиновый бизнес по приглашению
близкого родственника. Однако их совместный проект прогорел,
и Гревал не только потерял все деньги, но фактически оказался
на улице. Я помог ему найти работу и не ошибся в нем. Никогда
больше не встречал я более трудолюбивого,
дисциплинированного, ответственного работника и преданного
соратника. С течением времени Гревал, преодолев
финансовые невзгоды, а также победив серьезную болезнь, стал
успешным оператором заправочных станций, а позже и
владельцем прочих бизнесов.
Сатиш.
Я его называл «пенкосниматель». Ему удавалось без
каких-либо капиталовложений становиться либо партнером,
либо выгодополучателем от организуемых им сделок среди
своих сородичей. Образно говоря, если кто-то готовил «бириани»
(индийский плов), то он не только нюхал его, но и с аппетитом ел
его. К сожалению, талант Сатиша зарабатывать на деловых
сделках не распространился на его личную жизнь. Женившись
на, как он полагал, богатой невесте, Сатиш попал в капкан
ревнивой и властной жены и жуликоватого тестя, забиравших у
него большую долю заработанных средств. Вот такой вот
мезальянса без прикрас, то бишь без макияжа.
Кстати о макияже, именно Сатиш рассказал мне, что
индийским детям веки и брови красят сурьмой не только для
красоты, но и для профилактики конъюнктивита, а также для
защиты от сглаза, которого индийцы очень боятся.
Еще немного об индийских предрассудках:
- индусы стараются не стричь волосы и ногти, а также
не покупать черную обувь в субботу, так как это может разозлить
богиню Шани (планету Сатурн), которая не только награждает,
но и заставляет страдать человека за результаты своих действий
- хранение лука и ножей под кроватью прогонит дурные сны,
также считается, что, положив луковицу под подушку во время
сна, вы получите во сне подсказку о том, кем будет ваш будущий
партнер по жизни.
- считается, что, если вы трясете ногами, жизненная энергия
«прана» выходит из вас, а вместе с ней и ваше благополучие.
- подметание полов по вечерам отгоняет богиню изобилия и
процветания Лакшми от дома.
- считается, что подергивание правого глаза хорошо для мужчин,
а дергание левого приносит хорошие новости для женщин.
- женщины с плоскостопием приносят несчастье и, как считают
индийцы, предрасположены к вдовству, поэтому во время
сватовства мать жениха тщательно проверяет ноги невесты.
– если вас пометила птица - ждите удачи, ведь это индийское
суеверие основано на вере в чередование плохих и хороших
периодов в жизни человека.
– в большие праздники есть обычай выносить какую-нибудь еду
на перекрёсток и оставлять её там - таким образом избавляются
от негатива в доме.
- покидая дом на ночь, следует оставить включенным свет в одной
из комнат, так как предполагается, что свет отпугнёт не только
возможных воров, но и злых духов.
- одно из самых распространенных индийских суеверий -
съесть ложку творога или йогурта с небольшим количеством
сахара перед выходом из дому, накануне интервью или перед
отправлением в путешествие, чтобы гарантировать себе удачу.
Но продолжу о своих индийских соратниках.
Анкит.
Пилот гражданской авиации – сначала «Air India», а
потом «American Airlines», откуда он ушел, не приняв политику
руководства авиакомпании в отношении гендерной
идентичности, диверсификации и инклюзивности.
Молодую семью надо было кормить, и он бросил сигнал «SOS»
вышеупомянутому Сатишу, а тот передал его мне.
Анкит стал настоящей находкой для нашего бизнеса -
креативным и успешным менеджером, живущим по законам
чести. В беседах с этим образованным человеком я узнал, что
в наши дни индийская традиционная медицина о вечной жизни
Аюрведа больше популярна за пределами Индии, а сами
индийцы предпочитают лечиться антибиотиками, полагая, что
пользы от препаратов аюрведической медицины не больше,
чем от плацебо.
Мохан.
Он был моим верным Санчо Панса. Этот человек жил
по пионерскому принципу: «Всегда готов». Мохан был беженцем
из Шри Ланки, жертвой гражданской войны между сингальскими
буддистами и тамильскими индуистами. Эта война началась в
1983 году и длилась 26 лет, и за время кровопролития в стране
погибло почти 100 тысяч человек, а 800 тысяч были вынуждены
покинуть родину. Скитания по жизни и сопутствующие им
лишения, унижение и боль сделали его философом. Как-то
Мохан сказал: «Заставь человека гордиться собой, и гордость
сделает его глупым, и тогда ты будешь управлять им».
Я часто пользовался его советом.
Навин.
Этот вежливый и тихий герой бензинового бизнеса,
походящий на Махатму Ганди, 15 лет работал, жил и спал в
киоске размером 2х3 при автозаправке. Но наш герой знал за
что борется! Отказывая себе во всем, он смог выучить сына на IT-
специалиста, а дочь – на врача. Через 15 лет, выполнив свой
отцовский долг, Навин уехал к себе домой в Раджастан, где у
него был небольшой надел земли с маленьким домиком и где
все эти годы его терпеливо ждал жена.
Кумар.
Современный американец и этнический тамил. Много
лет назад его семья, чтобы вырваться из кастовой клетки,
перешла из индуизма в католицизм. Отец Кумара работал при
ООН и осел в Штатах. Сам Кумар неутомим в работе,
прекрасно образован, чрезвычайно хитроумен и патологически
лжив, и этот гремучий симбиоз качеств помог ему сделать
головокружительную карьеру от рабочего на автозаправке до
вице-президента одной из крупнейших нефтяных компании
США. Но в повседневной жизни он остается чужим как среди
своих, так и чужих. Собратья индийцы не уважают его за то, что он
выходец с юга и из более низкой касты, да еще и вероотступник,
а белые сограждане американцы, даже при том, что жена у
Кумара из мафиозной итальянской семьи, считают его цветным.
Увы, но в современной Америке расовая дискриминация на
бытовом уровне имеет место быть.
Твинкал.
Тридцатилетняя, миловидная, сверхэнергичная
индийская бизнесвумен, настолько увлеченная своим делом, что
в ее жизни для мужа не остается места. Единственным
напоминанием о нем является точка на лбу – «бинди», хотя это
традиционное украшение индианок уже не считается знаком
замужества, просто замужние женщины носят «бинди»
побольше, а свободные девушки ставят между бровями
маленькую точку, которую рисуют пастой из куркумы, сандала,
шафрана и других красителей. Также в магазинах продаются
бинди-наклейки - кружочки из бархатной бумаги или пластика
разного размера и цвета, которые легко приклеиваются
и держатся весь день.
Раши.
Сорокалетняя, независимая, смелая и зачастую наглая
женщина, всегда в ярких одеждах, с большим количеством
украшений и ярким макияжем, она напоминала мне
пушкинскую цыганку Земфиру. Цыгане - выходцы из Индии, где
их называли «рома» или «люди из низшей касты,
зарабатывающие на жизнь исполнением песен и игрой на
музыкальных инструментах», а русское слово «цыган»
происходит от греческого «атсигганос» - «неприкасаемый».
Помимо использования цыганских навыков очаровывать,
заговаривать и уговаривать, для достижения результатов в
бизнесе Раши еще и ударно работала - по 12 часов в день
без выходных. Да, есть женщины в индийских селениях!
Манджиндер.
Пятидесятилетия владелица нескольких
бензоколонок, полученных в наследство от погибшего в
автокатастрофе мужа. Ей, вопреки индийским устоям, удалось
выйти за муж во второй раз, правда, скорее всего, молодой муж
польстился на возможность легализоваться в США, а также
получить доступ к богатствам веселой и пышной вдовы. Несмотря
на активный образ жизни Манджиндер, как и все индийские
женщины, склонна к полноте. У индианок нет культуры следить
за своей фигурой. Самая главная задача в жизни - выйти замуж,
а для этого не нужно быть привлекательной, потому что о браках
договариваются родители. В Индии также нет культуры ухода за
кожей лица и тела, кроме защиты от солнца, отбеливания и
обильного макияжа. После брака индийские женщины переключаются на
заботу о муже, о семье мужа, о доме, о детях, и, погружаясь в
повседневный быт, стареют значительно быстрее, чем европейки
или американки.
Уже на закате моей трудовой эпопеи в Индии мне довелось
поработать в индийско-американской компании «Шри Шарда».
«Шарда» или «Шрути» означает «то, что слышат», и часто
используется для обозначения Вед (священных индуистских
писаний). Богиню Сарасвати, помогавшую Великому Брахме
создавать мир, часто называют «Шардой», т. е. воплощением
священного знания и мудрости.
Чандреш Пател, основатель компании, был мудрым
человеком. У него были деньги, и он правильно ими
распорядился. Переехав из Гуджарата в США, сначала вложился
в автозаправки, а затем, купив франшизу компании «Dunkin’
Donuts», открыл при этих заправках автокафе-пончиковые.
Бизнес начатый Чандрешем, продолжает его сын Пинанк –
индиец по духу, но с хваткой американского дельца и манерами
европейского аристократа. Несмотря на свой статус «набоба»
(наместник начальника) он - «пакка сагиб», т. е. истинный
джентльмен. Ни разу я не слышал, чтобы Пинанк повысил голос
на своих подчиненных, он требователен, но всегда вежлив и
доброжелателен.
А привел меня в эту индийскую компанию мой добрый друг -
Радж Доши. Человек чести и достоинства, неистовый трудяга,
преданный компании менеджер, опытный и знающий
специалист, прекрасный муж и отец, пример и учитель для
молодого поколения американских индийцев.
Он протянул мне руку помощи, когда я действительно
нуждался в этом.
Работая в компании «Шри Шарда», я понял, что:
- индийские бизнесмены никогда и никуда не спешат, они
тщательно обдумают предложение, прежде чем примут
решение по нему.
- в общении с индийцами надо быть гибким, ведь в их культуре
принято торговаться и договариваться, а упрямство считается
дурным тоном.
– подстраиваться под них и стараться угодить им не стоит -
сядут на шею.
– индийские работодатели уважают «не своих» исключительно
за их профессиональные качества и положительные результаты
в работе и пытаются выжать из них все до последней капли.
- индийский офисный этикет не терпит ношения джинсов и
кроссовок, а также рубашек с коротким рукавом.
Интерпретация языка тела у индийцев тоже специфическая,
например, если вы стоите в позиции «руки на бедрах», то это
считается выражением агрессии, если ваши руки сложены на
животе или засунуты в карманы, то это рассматривается как
высокомерие, а свист или подмигивание - как грубость. Нельзя
класть нога на ногу, ведь таким образом вы можете показать
собеседнику подошву обуви, а это есть вопиющее неуважение.
Общаясь с индийцами, надо очень аккуратно обходиться со
словом «бадди». В английском языке оно означает панибратское
«приятель» или «дружок» , а в северных индийских штатах Уттар
Прадеш и Бихар на границе с Непалом так называют проституток
из касты «бади».
Но вернемся к моей работе в «Шри Шарда». Здесь, как и везде
в Индии, самое главное – отношения. Тут не фирмы работают с
фирмами, а люди с людьми. Важно лично знать менеджеров и
собственников своих контрагентов, поздравлять их с праздниками
и ходить на свадьбы. Только так выстраиваются прочные деловые
отношения.
Внутри же самой компании важно знать кто есть кто и кто есть
кому – родственные и кастовые связи невероятно сильны, и то, за
что сурово наказывают сотрудников из дальнего круга общения,
легко сходит с рук родственникам и близким друзьям.
В компании не принято говорить «нет» напрямую владельцу,
вышестоящему сотруднику или клиенту для этого существуют
«непредвиденные и непреодолимые обстоятельства», которые
можно искусственно создать и искусно обосновать.
Индийцы легко обещают и так же легко не исполняют
обещанного, поэтому в отношении подчиненных следует всегда
и лично перепроверять все данные поручения. Индийцы, как
правило, не признают своих ошибок, но найдут достаточное
количество независящих от них причин, объясняющих эту ошибку.
При этом настоящее доверие со стороны индийцев возникает
не раньше, чем через год после знакомства. Вам никто не будет
доверять, пока иное не доказано временем, при этом обратное
будет так же справедливо.
Своим в индийской компании никогда не станешь, как,
впрочем, и в афроамериканской, китайской или еврейской.
Поэтому, работая с индийцами, я просто усердно делал свое
дело и следовал совету средневекового индийского поэта-
мистика Кабира: «Просто делай добро и бросай его в воду, и
тогда оно распространиться по всей реке».
Конечно, все мы, в том числе я и мои индийские друзья, -
разные люди по своей культуре, традициям, образу жизни с его
ценностями и идеалам, но, в ежедневном труде, в заботе о
своей семье, в желании жить достойно мы одинаковы.
В подтверждение привожу мой перевод стихотворения
Редьярда Киплинга «Баллада о Востоке и Западе»:
«Oh, East is East, and West is West,
and never the twain shall meet,
Till Earth and Sky stand presently at
God's great Judgment Seat;
But there is neither East nor West,
nor Border, nor Breed, nor Birth,
When two strong men stand face to face,
though they come from the ends of the earth!
«Запад есть Запад, Восток есть Восток,
и вместе им не сойтись
пока Бог дает закат и восход,
и судит на смерть или жизнь.
Но Запада нет и Востока нет,
и нет никаких преград,
когда двое сильных и смелых мужчин
друг другу в глаза глядят!»
Свидетельство о публикации №125060404737