Орлёнок, часть 11

«десятый день». 29 апреля 2022 года.
Мы вновь отправились на репетицию и не успели на танцы. Надо сказать, что «Стремительный» находится на порядочном расстоянии от «Солнечного». Даже пришлось взбираться на небольшую горушку. После обеда был сокращённый ПЧМ. В этот день должен был приехать Александр Алешка, но что-то пошло не так. Визит перенесли на другой день. А вот дальше мы отправились в ДКИС на концерт духовых оркестров.
Когда мы зашли в зал немного раньше, нас оглушили трубы оркестрантов. Я спросил у Ани, нравятся ли ей духовые оркестры. Она сказала мне, что мечтала попасть в «Орлёнок» на их концерт. Потом мы заговорили о средствах технической реабилитации. Мама Ани сказала, что им обещали выдать часы и диктофон, но ничего этого не последовало. Когда же юные музыканты показались на сцене, то мы приветствовали их всем залом. вечер открыл оркестр «Варяг» с маршем Преображенского полка. Трубы, барабаны и другие инструменты отлично передали атмосферу. Перед их выступлением стояла необыкновенная тишина. Надо сказать, что этот марш является гимном Военно-морского флота России.
Все хлопали и кричали от всеобщей радости. Не каждый раз такое усслышишь, особенно в живую. Но вот концерт продолжился. Вышел руководитель оркестра и толкнул речь. «здравствуйте, дорогие друзья!
-добрый вечер- подхватили все- я немножко вам расскажу о некоторых инструментах, которые мы привезли с собой. В середине 19 века была закреплена группа Сакко, куда входили кларнет, альт, тенор и баритон. Конструкция была такая, что у трубы и тромбона преобладает цилиндр, а здесь преобладает конус. И за счёт этого очень богаты тембром инструменты. В настоящее время кларнет почти не используется- но в их оркестре он получил широкое применение. -У этих инструментов тоже есть альты, басы, баритоны и так далее. Как сказал нам руководитель, кенар и баритон не попали в симфонический оркестр. Асам баритон обладает очень красивым тембром и нам сыграли одно из произведений- «скажите девушки»». Это были лауреаты региональных, всероссийских и международных конкурсов. Торжественно зазвучал барабан. это были Борис Арнаутский и Вадим Петров. Это так прекрасно.  У меня пошли мурашки по коже. Солировала труба и ей аккомпанировали другие инструменты, создавая особый фон. Они настолько передали все чувства того, кто написал музыку и стихи, что не описать словами. Эту песню в своё время пел наш тверской земляк Лемешев. Зал взорвался от ликования. Нам рассказали подробней про деревянный инструмент кларнет. Он относится к семейству язычковых. Если на медных инструментах губы извлекают звук, то здесь вибрирует тросточка. Его развитие началось в конце 16 17 века. Само звучание называется высокая труба. у кларнета все диапазоны имеют удивительную и яркую звуковую окраску. очень хорошо сливается в нижнем диапазоне, отлично сочетается с средним регистром, например, с баритоном. нам сыграли на кларнете подвижное произведение "аббес джига". оно очень интересное и весёлое. в нём раскрывается весь диапазон этого замечательного инструмента. "Варяг" в 2014 году попытался создать хор баритонов и включил в него кларнет. этот хор выступал на различных конкурсах, например, на фестивале "Спасская башня". нам сыграли марш Штрауса, в который вошли эти потрясающие инструменты. они отлично передали дух произведения. оно называется "Арабески марш". все хлопали от восторга. необычно звучала флейта. мы подбадривали оркестрантов. на смену «Варягу» пришли «Фанфары Белогорья». труба медный музыкальный инструмент, с древних времён использовавшийся как сигнальный. благодаря громкому звучанию, она вовремя оповещала об опасности и поддерживала отвагу воинов. вошла в состав оркестра с 17 века, а с середины 19 стала полноценным инструментом классической музыки. у неё яркий тембр, использующийся в симфонических и других духовых оркестрах, а также в джазе. в исполнении ансамбля трубачей прозвучала фанфара. она была торжественной и яркой. следующим инструментом был Сузафон. он очень популярен и появился в США в конце 19 века. название он получил от своего создателя Джона Филипа Сузы и отличается большим весом. считается, я что для игры на нём нужна богатырская сила. прозвучал "Чижик-Пыжик". оркестрант сыграл великолепно. инструмент отлично передаёт басы. ударные инструменты самые древние. в исполнении барабанщиков прозвучал походный марш. я представил наших солдат идущих в поход. флейта тоже очень древний инструмент, который звучит очень нежно, а порой задорно. изготавливается она не только из костей животных и металла, но и из хрусталя, стекла, пластика , а кто-то сделал её из шоколада. в исполнении флейтистов прозвучала песня "Чунга-Чанга". это было очень необычно и радостно. в начале солировала одна флейта, а в припеве их был целый хор. дальше выступил мужчина, описавший нам непопулярный духовой инструмент. он представляет собой трубку конической формы и является язычковым сопранового регистра и имеет систему клапанов. современный вид приобрёл в первой половине 18 века и обладает красивым, но несколько гнусавым тембром. в 1989 году был занесён в книгу рекордов Гиннеса как самый мало используемый инструмент. это гобой, который помимо всего прочего применяется в разных оркестрах и в камерной музыке. на сцену вышел Елисей, который исполнил медленное и красивое произведение. гобой звучал очень интересно. разговор зашёл о фаготе, в переводе с итальянского вязанка дров. это язычковый духовой инструмент, басового, альтового, тенорового и частично сопранового регистра. имеет вид согнутой длинной дугообразной трубки с системой клапанов и двойной тростью, как у гобоя. она надевается на металлическую трубку, соединяющую трость с корпусом фагота. его тембр богат обертоном и наиболее употребителен в разных оркестрах нижний и средний регистр. нам сыграли одну песню в исполнении Камякина Антона. звучала она таинственно, а кое где тревожно, но местами спокойно и плавно. Мы перешли к валторнам, которые можно услышать в симфоническом и духовом оркестре и в других коллективах. сейчас этот инструмент изготавливают из меди и у него особенное  и непередаваемое звучание, несмотря на малые габариты. её длина в развёрнутом виде составляет 3,5 м, вес 2 кг. нам исполнили произведение "хор охотников Педро". В музыке отлично передавался немецкий охотничий дух. Видно было, что они вернулись не с пустыми руками. Всё было необыкновенно торжественно. Исполняли эту песню троя. Валторны сливались в единый и сплочённый хор. Нам представили огромный и мощный инструмент- тубу. Он самый молодой и самый низко звучащий представитель из семейства духовых, исполняющий роль оркестрового баса. Его главная составляющая- медная труба впечатляющих размеров и её длина в развёрнутом виде составляет приблизительно 6 м. используется в ансамблях и других оркестрах. Такой же мощный исполнитель Артём Саломакин исполнил один известный танец. О, это было что-то. Туба передала всю неповторимое. всё удалось достичь благодаря мощному басу. Все кричали от радости. И завершили «фанфары Белогорья» свой инструментарий саксофоном. Он почти такой же молодой, как туба и внешне представляет собой длинную изогнутую трубу., расширяющуюся внизу. Его история непрерывно связана с бельгийским мастером Адольфом Саксом. Необычный тембр инструмента поразил композиторов 19 века, но не был в то время популярен, и изобретение Сакса было продано за очень дешёвую цену. А вот при расцвете джаза инструмент стал его королём и неспроста. Саксофон сегодня входит в десятку самых популярных инструментов, используется в разных жанрах по всему миру. Так же в классической музыке. Исполнитель Леонид сыграл джазовые миниатюры. Все зааплодировали. Всё звучало необыкновенно и ритмично. Саксофонист быстро перебирал клавиши. Ну и конечно был сыгран традиционный марш прощание славянки, как всегда ритмично и замечательно. Хорошо были переданы все чувства солдата, шагающего по нашей земле в поисках родных. Увы, всё в этой жизни имеет свой конец. Мы хором отблагодарили музыкантов и отправились по домам. Всё было на высшем уровне и вдохновляюще.  Затем мы пошли на ужин, и музыканты пришли к нам в домик. Всех собрали в игровой. Шумно обсуждали последние новости, в том числе и предстоящую встречу. Мы также пытались решить, какой песней будем встречать гостей. Сошлись на том, что нужно спеть «Когда мы вместе». Предлагал «Крылатые качели» и «у Чёрного моря», но потом понял, что не все их знают и не всем они нравятся. Как говорится, на вкус и свет товарища нет. Потом предложил алые паруса. Песни, когда все вместе Никита услышал впервые. Честно признаюсь, что я знал только её припев. Все вдруг затихли. Мы с Никитой шутили, как бы назывался наш аналог феизбука, наверное, какой-нибудь росбук. Гости запаздывали. Потом я рассказал Никите о том, что впервые услышал имя Камилла, она находилась в девятой компании. После задался вопросом, каково же происхождение её имени. Но вот все приготовились. Я захотел позвать на помощь Владислава Геннадиевича, потому что не знал. Толи в начале кто-то будет солировать или будет минус. Но мы пели без него. Вожатая Маша спросила нас ещё раз о песне, которую мы точно знаем. Сразу предложил проголосовать и выбрать большинством или единогласно подходящий вариант, но этот номер не прошёл. Мы с Никитой решили открывать в начале рот. Мне не нравились в припеве некоторые слова. Музыканты появились, и встреча началась. Мы ждали их как бой курантов перед новым годом. Вздох облегчения прокатился по домику. Прошли мимо нас не музыканты, а кто-то другой. Но мы до сих пор спорили, что петь. Вдруг хлопнула дверь, и кто-то вышел. Нам хотелось, чтобы нас заглушили трубачи неприрывным звучанием трубы. Но вот показались оркестранты. Мы поздоровались с друг другом и дружный хор «Седьмой компании» стройно запел. После нашего исполнения все захлопали. Оказалось, что Никита слушал её, но всего один раз, как и я. Встреча началась. Молодая девушка рассказала нам о флейте. Раньше её называли флейта пан. Самую древнюю флейту нашли в 1988 году в Смоленской области. В палочке были проделаны дырочки. На ней, ка к говорят некоторые, можно было играть разные ноты, не зажимая отверстия пальцами. Флейта до сих пор считается полностью деревянной, но благодаря новым технологиям её делают из металла. И вдруг молодая оркестрантка извлекла из неё чистый и необычайно нежный звук. Даша рассказала, что мечтала научиться играть на ней, но этого инструмента не было в музыкальной школе Новгорода. У неё было два варианта либо флейта, либо фортепьяно. Дочка Виктории Сергеевны Диана, рассказала о том, как нужно на ней играть и мастерски исполнила «С Днём Рожденья тебя». Все открыли рты от удивления. Самим музыкантам по 12-13 лет. Начинают они играть на духовых инструментах с 5-6 лет. Есть большие и маленькие флейты, а большая обладает более высоким звучанием. На инструментах в общем играют с 7ми лет. Мы услышали в дали громкую трубу. На флейте, по словам музыкантов учиться чуть проще. Её обрабатывают специальной жидкостью, нанося на тряпочку, чтобы она не теряла звучание. Самая дорогая стоит 1,5 млн. всем хотелось потрогать флейту. По моим ощущениям она необычна. Кто-то попытался в неё дунуть, но ноты не вышло. Для протирания внутренний части флейты есть специальная палочка. Все возбуждённо говорили про этот удивительный инструмент, а девушка отвечала нам на все интересующие вопросы. Потом она стала быстро перебирать по клавишам инструмента из-за чего он приобрёл интересное звучание. Все просто ахнули и поблагодарили музыкантов. На смену им пришли другие. В конце первые гости сыграли красивое произведение, где хор флейт звучал стройно и мелодично. Музыка напомнила балладу и была лирической. Но она сменилась более весёлой. Получилась в итоге , как мне показалось, небольшое попурри. Желание играть на флейте у них пришло само. В определённые моменты там нудно брать дыхание. Девочки учатся втроём у одного преподавателя. К нему попала одарённая девочка, которая стала потом выступать на конкурсах разного уровня. Но к сожалению, есть и такие, кто играть не хочет. В школе был квартет флейт, который получил в Финляндии 1 или 2 место. А было это в пандемию и всем приходилось снимать видео дома. Были сложности попадания в такт. Даша стала играть на фортепьяно с 15 лет. Как сказали музыканты, никогда не поздно научиться играть на разных инструментах. Но вот появились мужчины, которые дали потрогать тубу. Сама она гигантских размеров и имеет ремень для переноски. От её звучания пол нашего домика немного задрожал. Все шумели и слышались возгласы удивления. Как они только справляются с ней, одному богу известно, потому что она нелёгкая. А сыграли нам уже знакомый танец. После показали фагот, который действительно изогнут. Все возбуждённо обсуждали этот инструмент. Правда, нам показали его уменьшенную копию, но она отряд потрясла ничуть не меньше. У этого инструмента есть крепление и верёвочка. И вот кто-то дунул тихо в фагот. Послышался гул одобрения, и вожатая крикнула «приготовились слушать!» все затихли, как один. В домике было много гостей. Главный обладатель фагота безупречно и торжественно сыграл какую-то известную песню. Все зааплодировали. Тем времечком поспели саксофонисты. И вот они показались вместе с барабанщиками. Это мастера своего дела. Сам барабан огромных размеров и я попытался по нему постучать. Верх у него пластиковый, а внутри что-то звонкое. Он имеет ремень для переноски и невероятно огромен. Барабанщик медленно сыграл какой-то, как мне показалось, марш. Поскольку мы впервые видели таких музыкантов, то радости нашей не было придела. Они сыграли какой-то танец, сем-то похожей на шаманский. Кто-то даже тихонечко запел. И вот мы услышали гаммы на кларнете. Они звучали плавно и медленно. Это упражнение показало весь богатый регистр инструмента. У него есть большая, малая, первая, вторая и третья октавы. Также кларнет имеет тросточку с креплением. Я понял, что эти тросточки есть почти у всех духовых инструментов. Дальше нам дали потрогать огромный инструмент без клавиш. Восторженные барабанщики сыграли новый марш. На другом инструменте нам исполнили народную песню. На нём 9 кнопочек. Его диапазон от большой до второй октавы. Вы, наверное, догадались что это за инструмент? Конечно, труба. Она также требует за собой тщательного ухода. Мы хором поблагодарили трубача. Только никто не понял, какой оркестр к нам пришёл. Ведь их в «Орлёнке» было 4 штуки. И вот все разошлись. Мы с Никитой долго обсуждали этот насыщенный день. Я рассказал ему о том, как впервые услышал живую духовую музыку в 2011 году в Петербурге на Девятое мая. С тех пор мы не слышали такой живой игры 10 лет.


Рецензии