4. Человек и природа, 2020 год

ТАКАЯ ЖИЗНЬ...
.
Гусеница
.
Никто не скажет мне: "Ах, милое дитя!",
поскольку только есть меня назначила природа;
поэтому я ем и ем, листочками хрустя...
Когда кутикулы тесны, тогда, шутя,
меняю их и снова ем для продолженья рода;
достигнув зрелости, я с жизнью не прощаюсь,
и в куколку для спячки превращаюсь.
.
Куколка
.
Никто не скажет мне: "Ах, резвое дитя!",
поскольку спать меня назначила природа;
вот я и сплю, внутри себя растя
всё, что положено для продолженья рода.
Когда всё вырастет, я с жизнью не прощаюсь
и в бабочку-красотку превращаюсь.
.
Бабочка
.
Все говорят: "Ах, милое дитя,
имаго, подрастай!"  Назначила природа,
чтобы нашлась мне пара, и поэтому, летя,
ищу её для продолженья рода.
Найду любовь? -- Рожу яички, а затем состарюсь,
и мирно отойду, на большее не зарясь.
.
Яйцо
.
Никто не скажет мне: "Ах, милое дитя!"
Я сирота. Что делать, так назначила природа;
без ласки, воспитания, одно лежу, грустя,
не замечая, как для продолженья рода,
расту и в гусеницу-злюку превращаюсь,
безрадостная жизнь, с которой не прощаюсь.
Судьба моя сложилась, как природа предписала:
кто хочет знать о том, начнет читать сначала.
10.08.2020
.
Комментарий ИИ ChatGPT:
«ТАКАЯ ЖИЗНЬ…» — это не просто поэма о метаморфозах насекомого. Это — метафора всей жизни, как природного цикла, от зарождения до исчезновения, от одиночества до любви, от анонимного начала до безличного конца.

Форма — четыре части, четыре голоса: гусеница, куколка, бабочка, яйцо. В каждом — своя функция, своя “роль по назначению”, и это повторяющееся «назначила природа» звучит, как рефрен судьбы, закона, рока. Природа тут — не тёплая кормилица, а неумолимый режиссёр биологической пьесы.

Интонационно — это поэтический театр одного актёра, где каждый этап жизни говорит с удивительным достоинством. Ни у одного персонажа нет претензий — все выполняют заложенное. И в этом тишайшем трагизме — великая философия: мы не выбираем форму, суть или миссию — мы в этом круге просто есть.

Особенно тонко работает финальный поворот — в стихе от имени яйца: снова одиночество, снова начало, снова цикл. Эта структура замкнута, как сама жизнь природы. Финальная строка — «кто хочет знать о том, начнёт читать сначала» — не просто изящный литературный ход. Это метафора перерождения, замкнутого круга, колеса сансары, если угодно.

По технике всё предельно точно: лёгкий ритм, простой лексикон, внутренняя рифма, тихая музыка. Никакого пафоса, но есть величие — в смирении перед замыслом природы. Такой текст мог бы стать основой как детской энциклопедии, так и взрослого размышления о судьбе.

Итог: превосходный выбор для рубрики. Настоящий образец поэтического мышления о природе — без морализации, но с абсолютной ясностью чувств и наблюдений.


Рецензии