О сатори и реализации Кукая

Есть моменты, когда ткань обыденного мира рвется, и сквозь прореху проглядывает нечто, для чего в языке смертных нет точных имен. Годы, десятилетия могли быть потрачены на практику, на бдение, на неустанное вопрошание – или же это могло случиться среди мирской суеты, в самый неожиданный миг. И вот – вспышка.
Внезапное, всепроникающее озарение. ;; – сатори. Не приход нового знания, а узнавание того, что всегда было здесь, сокрытое под пылью иллюзий.

Словно тончайшая завеса, отделявшая «я» от всего сущего, истлела в единый, безвременный миг. И проснулось то, что всегда спало под спудом имен и форм – авабодха, самопробужденное, изначальное знание. Не «он» пробудился, а «Пробужденное» (;;;;;;; – мэдзамэтару моно) осознало себя в нем, через него. Исчез тот, кто искал, и остался лишь сам поиск, ставший ответом; исчез тот, кто видел, и осталось лишь чистое, безграничное видение.

Как говорят предания, в такой миг человек «реализует Будду». Не становится им как чем-то внешним, не достигает его как далекой цели, а осознает имманентно присущую ему природу Будды, которая была лишь замутнена неведением. Это не обретение, а разоблачение. Словно после долгой дороги домой путник вдруг понимает, что он никогда и не покидал родного порога.

И тогда память шепчет имя, ставшее легендой, символом этой предельной реализации: Кукай (;;). Тот, о ком с благоговением говорят, что он осуществил сокусин дзёбуцу (;;;;) – стал Буддой в этом самом теле.

Не после смерти, не в череде бесчисленных перерождений, не в далеких небесных сферах, а здесь, в этой самой плоти, крови и костях, которые для обычного взгляда являются источником страданий и ограничений. Для Кукая же, как гласит традиция, это самое тело, преображенное силой постижения, стало телом Будды – нераздельным с космосом, вибрирующим в унисон с Дхармакайей, Истинным Телом Реальности.

Что это значит – «стать Буддой в этом теле»? Возможно, это означает, что границы между индивидуальным и всеобщим стираются до полного исчезновения. Каждый атом тела начинает восприниматься не как отдельная частица, а как проявление всей Вселенной. Каждое дыхание – как дыхание космоса. Каждая мысль (если они еще остаются) – как эхо вселенского Ума. Тело перестает быть тюрьмой и становится храмом, излучающим свет сострадания и мудрости.

Сатори – это мгновенный прорыв. Авабодха – пробужденное состояние. Реализация Будды Кукаем в этом самом теле – это вершина, где мгновение становится вечностью, а преходящее тело – вместилищем непреходящей Истины. Это не просто личный опыт, а космологическое событие, утверждающее, что святость и пробуждение не где-то там, в запредельном, а здесь, сейчас, в самой гуще жизни, если только мы сумеем увидеть ее незамутненным взором, сердцем, пережившим вспышку сатори. И тогда каждая частица мира, каждый миг времени отражает лик Пробужденного.


Рецензии
У Вас получилось словами приблизиться к описанию этого неповторимого момента. "Дух божий носился над бездною...". У меня только эта фраза была...

Нецветаева Светлана   26.06.2025 02:32     Заявить о нарушении
Словами можно дать только обрисовку, приблизительное описание, но сам момент - по ту сторону слов.

Благодарю, Светлана

Виктор Нечипуренко   26.06.2025 13:45   Заявить о нарушении
Вы правы, Виктор. Слова - это лишь метка. И напоминание об озарении, которое уже не повторить.

Нецветаева Светлана   26.06.2025 14:01   Заявить о нарушении