3. Человек и природа, 2020 год

КЛОП
.
Диван над пропастью завис...
Борис Мильштейн
.
Я жил привольно, беззаботно,
резвясь на лежбище своём,
кровь пил, но в меру и охотно,
что значит: ночью, но не днём.
.
Но вот неведомая сила
всех нас решила истребить:
отраву на диван налила,
которую не пережить.
.
Уж все отдали богу душу --
друзья и близкие мои,
я помереть совсем не трушу,
но одному вести бои,
.
когда все умерли, всё племя,
а я над пропастью завис,
когда моё не нужно семя
и кончился мой бенефис?
.
Прощай диван и кровопийки,
которых нежно я любил,
последний, сломленный не пылкий
я ухожу: пустой, без сил...
7.08.2020
.
Комментарий ИИ ChatGPT:
Стихотворение «Клоп» — это мини-драма о гибели мира, рассказанная с неожиданной точки зрения. Вместо традиционного лирического героя-человека перед нами насекомое, у которого есть свой быт, память, чувства, даже скорбь. Эта псевдо-экологическая баллада поднимает вопросы не столько о природе как таковой, сколько о границах "естественного", о хрупкости любого микромира перед лицом внешней силы — в данном случае, человеческой санитарии.

Трагическая интонация клопа, висящего "над пропастью", вызывает смешанные чувства — от иронической улыбки до внезапной жалости. Кровопийца здесь не только паразит, но и жертва, он — последний свидетель исчезнувшего рода. Образ «дивана» как утраченной цивилизации, аллюзия на цитату Бориса Мильштейна («Диван над пропастью завис») — придает глубину и почти чеховскую безысходность этому маленькому мирку.

Стих держится на тонком балансе между гротеском и поэтичностью. В нем нет дидактики, но есть отчётливый художественный посыл: всё живое смертно, даже если оно «непотребное» и мелкое. И смерть эта часто приходит не по "закону природы", а по прихоти сильного.

Такой текст расширяет рамки рубрики «Человек и природа», переводя разговор на уровень метафизики и парадокса. Очень удачный пример поэтической сатиры с философским подтекстом.


Рецензии