Мои комментарии к Зощенко Возвращенная молодость
КОММЕНТАРИИ И СТАТЬИ К ПОВЕСТИ "ВОЗВРАЩЕННАЯ МОЛОДОСТЬ"
1(к стр. 120)
Интересно отметить, что некоторые знаменитые люди рассматривали свою
хандру и "презрение к человечеству" как нечто высокое, малодоступное простым
смертным, полагая при этом, что это не признаки физического нездоровья и не
результат неправильной жизни, а что-то возвышенное и исключительное,
полученное ими в силу большого назначения жизни.
Обычно биографы из почтительности поддакивают этим мыслям и утверждают,
что гениальный человек не мог ужиться в той пошлой обстановке, которая
окружала его.
Между тем хандра есть совершенно определенное физическое состояние,
вызванное либо неправильной работой нервных центров, а стало быть, и
неправильной работой внутренней секреции, либо нерасчетливой тратой энергии,
не пополненной вовремя. Сколько мог заметить автор из тех же биографий,
физически здоровый человек с неутомленным мозгом не имел ни презрения к
людям, ни хандры, ни ужасов пошлости, а если находил эту пошлость, то
работал и боролся за то, чтоб улучшить будущее. Но, заболев, всегда
приобретал эти свойства. II (к стр. 120)
Вот список наиболее замечательных и всем известных людей (музыкантов,
художников и писателей), закончивших свою жизнь в самом цветущем возрасте:
Моцарт (36 л.), Шуберт (31), Шопен (39), Мендель-сон (37), Визе (37),
Рафаэль (37), Ватто (37), Ван-Гог (37), Корреджио (39), Эдгар По (40),
Пушкин (37), Гоголь (42), Белинский (37), Добролюбов (27), Байрон (37),
Рембо (37), Лермонтов (26), Надсон (24), Маяковский (36), Грибоедов (34),
Есенин (30), Гаршин (34), Джек Лондон (40), Блок (40).
Сюда можно добавить еще много имен знаменитых людей, умерших около
сорокалетнего возраста:
Мопассан (43), Чехов (43), Мусоргский (42), Скрябин (43), Ван Дейк
(42), Бодлер (45) и другие.
Необходимо отметить следующее: некоторые из этих замечательных людей
покончили жизнь самоубийством, иные умерли от чахотки, третьи от неожиданных
и, казалось бы, случайных болезней. Но если присмотреться ближе, то никакой
случайности не оказывается. Все совершенно логически вытекало из прожитой
жизни. Все было "заработано собственными руками" '.
Даже смерть от эпидемического заболевания не доказывает еще
случайности. Здоровый, нормальный организм оказал бы достойное
сопротивление, для того чтобы одержать победу над болезнью.
Автор хочет этим сказать, что случайной смерти как бы не существует.
Даже насильственная смерть, скажем, дуэль и смерть Лермонтова, скорее
похожа на самоубийство, чем на случайную гибель.
Дуэль и смерть Пушкина также в какой-то мере напоминает самоубийство
или желание этого, может быть даже и не доведенное до порога сознания. Во
всяком случае, если проследить все поведение поэта за последние три-четыре
года жизни, то это соображение покажется правильным. Достаточно сказать, что
Пушкин за последние полтора года своей жизни сделал три вызова на дуэль.
Правда, два первых вызова (Соллогуб, Репнин) остались без последствий, но
они были показательны - поэт сам стремился найти повод для столкновений.
Настроение искало объект * .
*) Автор не рассматривает этих людей вне эпохи. Нет сомнений, что
личное свойство и поведение того или иного человека создавались средой и
всеми особенностями эпохи. О чем мы и будем говорить попутно. В молодые годы
Пушкин давал повод для дуэли, но не стремился найти его.
Третья, состоявшаяся дуэль, привела Пушкина к гибели. Однако погиб не
тот здоровый, вдохновенный Пушкин, каким мы его обычно представляем себе, а
погиб больной, крайне утомленный и неврастеничный человек, который сам искал
и хотел смерти. Уже начиная с конца 1833 года жизнь Пушкина стремительно
идет к концу.
Можно вспомнить слова сестры поэта - Павлищевой:
"Если бы пуля Дантеса не прервала его жизни, то он немногим бы пережил
сорокалетний возраст".
И в самом деле: здоровье Пушкина в конце 1833 года резко изменилось.
Известна запись О.Пушкине в январе 1834 года (Граб-бе):
"Пылкого, вдохновенного Пушкина уже не было. Какая-то грусть лежала на
его лице". Осипова пишет в 1835 году:
"Приехал Пушкин, скучный и утомленный..." Муж сестры поэта пишет:
"Сестра была (в январе 1836 года) поражена его худобой, желтизной лица
и расстройством нервов. Ал. Серг. не мог долго сидеть на одном месте,
вздрагивал от звонка и шума..."
Начиная с 1834 года в письмах Пушкина все время попадаются такие фразы:
"Желчь волнует меня...", "От желчи здесь не убережешься...", "У меня
решительно сплин...", "Желчь не унимается...", "Все дни болит голова...",
"Начал много, но ни к чему нет охоты...", "Головная боль одолела меня...".
Эти письма написаны человеком несомненно больным, разбитым и страдающим
неврастенией.
Эта болезнь развивалась и усиливалась со дня на день и привела поэта к
желанию смерти. Известна запись, сделанная со слов Е. Вревской: "За
несколько дней до дуэли Пушкин, встретившись в театре с баронессой
(Вревской), сам сообщил ей о своем намерении искать смерти". Эта смерть была
не случайна.
Целый ряд противоречий, политических и личных, двойственное отношение к
своему социальному положению, запутанные материальные дела и почти
невозможность изменить жизнь - покинуть столицу без того, чтобы не
поссориться со двором,- все это расшатало силы поэта и привело его к такому
физическому состоянию, при котором поэт стал искать выхода в смерти.
В двух случаях Пушкин продолжал бы жить. Первое - Пушкин отбрасывает
политические колебания и, как, скажем, Гете, делается своим человеком при
дворе. Второе - Пушкин порывает со двором и идет в оппозицию.
Двойственное же положение, в котором находился поэт (кстати сказать, не
только по своей воле), привело его к гибели. Противоречия не ведут к
здоровью. Эта смерть была не случайна и неизбежна. Эта смерть была похожа на
самоубийство.
Следует отметить, что причины своих недомоганий Маяковский видел в
другом. Свои частые недомогания поэт приписывал то туберкулезу, который
якобы начался у него (как ему одно время казалось), то табаку. Он бросил
курить и вовсе бросил пить, отказываясь даже от рюмки вина, однако никакого
улучшения, конечно, не последовало.
Утомленный и ослабленный мозг не слишком заботится о внутреннем
хозяйстве, которым он заведует и которое он регулирует. Это и привело поэта
к гибели.
Все другие причины и обстоятельства были чисто случайными. И если бы
этих причин не было, нашлись бы иные причины, которые толкнули бы поэта на
самоубийство. Настроение искало объект.
Такая трагедия и гибель нередко случались с великими людьми. И причины
такой гибели часто создавались не только социальными обстоятельствами или
противоречиями, а попросту иной раз непомерной тратой нервной энергии,
неумением обращаться с самим собой и неумением заведовать своей сложной
машиной - своим телом.
Многие из замечательных людей погибли также от чахотки. Вот болезнь,
которая чаще всего поражала поэтов, писателей и музыкантов.
Случайность заражения этой болезнью почти отпадает. Был целый ряд
случаев, когда здоровые люди в течение долгих лет жили и ухаживали за
больными чахоткой и сами не заражались.
Шопен умер от чахотки на сороковом году своей жизни. Жорж Занд.
прожившая с ним вместе несколько последних лет, осталась до конца своей
жизни здоровой. Жена Чехова также не заразилась этой болезнью. от которой
умер Антон Павлович.
Стало быть, тут все дело в особой склонности, в особом предрасположении
подорванного организма. Ведь нередко бывали случаи, когда люди по доброй
воле прививали себе ту или иную болезнь, чтобы на себе проследить течение
ее, однако не заболевали.
Был невероятный случай, когда мюнхенский профессор Петтенкофер (в 1883
г.), желая доказать, что микробы не для каждого человека представляют
опасность и даже что они сами по себе безвредны, взял пробирку с ядовитой
культурой холерных вибрионов и на глазах многих свидетелей выпил все
содержимое ее. Петтенкофер не только не умер. но даже не заболел
расстройством желудка.
Этот невероятный случай назван наукой загадочным. Высказывали мнение,
что микробы действительно не для всех опасны и что требуется особое
предрасположение и особые свойства ослабленного организма. Это мнение,
вероятно, и есть наиболее правильное. Вообще же вопрос о сопротивляемости
организма остается до сего времени неразрешенным.
III (к стр. 120)
Таких людей, бросивших работу в молодые годы, чрезвычайно много. Из
великих можно назвать: Глинка, Шуман, Фонвизин, Дэви, Либих, Буало, Томас
Мур, Вордсворт, Кольридж и другие.
Очень характерна жизнь нашего замечательного композитора Глинки. Он
прожил 54 года, но примерно в 38 лет деятельность его почти заканчивается.
Он берется писать две новые оперы, но бросает работу. И последние 10 лет
находится в большой депрессии - пишет лишь мемуары о своей жизни и церковные
произведения.
Буало прожил до 75 лет, но с 40 уже не работал. Знаменитый химик Дэви,
открывший ряд новых элементов (калий, натрий, барий и магнезий), открывший
газ ацетилен, изобретатель предохранительной лампочки, названной его именем,
гениальный физик и химик Дэви в 30 лет уже близится к закату. И в 33 года
его научная деятельность обрывается. Однако после этого он
живет еще 20 лет. Причем интересно отметить силу разрушения или,
скажем, изменения работы его мозга. За эти 20 лет он пишет две
незначительные и даже странные книжки. Одна из них- "Руководство к ужению
рыб". Вторая - "О культуре". Последняя книга признавалась любопытной и даже
замечательной, но человечество, несомненно, обошлось бы и без нее.
Вот еще картина гибели и разложения великого человека. Знаменитый
немецкий химик Либих (1803- 1873) к 30 годам, крайне переутомленный
напряженной мозговой работой, уже чувствовал полнейший упадок сил. Он писал
друзьям:
"...Я почти устал от своей жизни и могу представить себе, что в иных
случаях выстрел или веревка являются прохладительными средствами".
Вот другое письмо, которое писалось в 35-летнем возрасте:
"...Не будь я женат и не имей я троих детей -порция синильной кислоты
была бы мне приятнее, чем жизнь..."
Тем не менее человек прожил до 70 лет. К 40 годам прекращается его
карьера как экспериментатора в области науки.
Главные его открытия и исследования были сделаны до 37-летнего
возраста.
Во второй половине жизни он кое-как работал над практическим
применением своих открытий. Эти работы, однако, практического применения не
имели и не получили никакого распространения.
Суп для грудных детей, порошок для печения хлеба, кофейный экстракт -
вот чем 30 лет занят был великий человек. Тут произошла (как и у Дэви),
по-видимому, какая- то физиологическая затрата тех частей мозга, которые
особенно напрягались при творческой работе.
Шуман. Гофман, Леонид Андреев закончили свою деятельность примерно к 36
годам. В 36 лет Л. Андреев писал в письме: "Началась бессонница. Все не сплю
- в голове клейстер. Я нездоров. Вдруг сразу начинает отказываться вся
машина. Видимых причин как будто нет. Невидимые - где-то глубоко, в душе.
Все болит, работать не могу, бросаю начатое".
И в 38 лет:
"Теперь совсем расхворался. Что-то с нервами, что-то с сердцем, что-то
с головой. Все болит, и в особенности распроклятая голова..."
С этих лет Андреев перестал существовать как замечательный писатель.
Произведения последних лет были посредственны и даже как бы вымучены.
Причины были, говоря идеалистическим языком Андреева, "где-то глубоко,
в душе".
Блестящий сатирический английский поэт Ворд-сворт (1770-1851) прожил 81
год. Англия считала его одним из величайших поэтов и называла его именем
целую эпоху английской литературы, ту эпоху, в которой блистали имена
Байрона, Шелли, В. Скотта. Ворд-сворт пользовался в Англии большей
популярностью, чем даже Байрон. Однако все ценное сделано было Вордсвордом
до 40 лет. После чего, как отмечала история литературы, "он исписался и в
течение 40 лет повторял самого себя...".
Другой замечательный поэт Англии, Кольридж, жил до 62 лет, но в 30 лет
оставил поэзию, как сказано у биографа - по болезни, и выступал в дальнейшем
только в качестве критика, а еще позже - в качестве философа и богослова.
Чрезвычайно любопытна жизнь и гибель нашего писателя Фонвизина.
Литературная его карьера закончилась в 37 лет. В 40 лет его разбил паралич.
Причины этой болезни врачи установить не могли. Однако сам Фонвизин
приписывал это исключительно усиленной литературной деятельности.
Разбитого параличом Фонвизина возили в колясочке. причем он не раз
приказывал лакею остановить свою коляску на набережной, около Академии наук
(там был тогда университет), и, когда студенты выходили из университета,
Фонвизин махал рукой и кричал им: "Не пишите, молодые люди, не пишите. Вот
что сделала со мной литература". Он умер на 48-м году жизни.
Напряженная мозговая работа подорвала даже такие великолепные, даже
сказочные силы, как у Наполеона.
.
Закат Наполеона был не случаен. Он был, кроме того, неизбежен.
Положение обязывало затрачивать колоссальную энергию.
IV (к стр. 120)
Это устаревшее слово "вдохновение",
Свидетельство о публикации №125060306589