Танец волн над безмолвной глубиной
Представим, что исцеление, подлинное преображение сознания, зависит не от того, что мы делаем, а от того, как мы существуем внутри этого делания. Можно ли обрести полноту, если источник этой полноты ищется в преходящих формах деятельности, в ролях, которые мы на себя примеряем, словно маскарадные костюмы? Ведь любая роль, любая профессия, любое достижение – это лишь рябь на воде, лишь временное облако на неизменном небе нашего истинного "Я".
Священные тексты древности часто указывают на эту иллюзорность внешних опор. "Нет причины, нет результата и нет действия; все это химеры," – говорит один из них, призывая нас заглянуть за завесу видимостей. Если мы отождествляем себя с тем, что мы делаем, мы неизбежно обрекаем себя на страдания, ибо все сделанное рано или поздно исчезнет, изменится, перестанет приносить удовлетворение. Как только плоды наших трудов становятся мерилом нашей ценности, мы попадаем в ловушку бесконечной погони.
Но значит ли это, что следует отказаться от всякой деятельности, уйти в пустыню пассивности? Мудрость веков подсказывает иной путь. "Нет необходимости отказываться от действий; откажитесь лишь от привязанности к их плодам." В этом парадоксальном указании скрыт ключ. Внешнее действие, исполняемое без жажды результата, без отождествления с ролью "делателя", превращается из способа самоутверждения эго в инструмент его растворения. Мытье полов может стать медитацией, а создание произведения искусства – актом чистого присутствия, если внутренний наблюдатель остается невовлеченным, спокойным, как гладь озера в безветренную погоду.
В этом смысле, любое занятие, любая "работа" становится зеркалом. Она отражает наши привязанности, наши страхи, наши иллюзии о себе. Если мы видим, что ни одна маска, ни одна роль не приносит окончательного покоя, если вкус любого успеха неизбежно сменяется привкусом пустоты, то этот опыт сам по себе становится указателем. Он мягко, но настойчиво разворачивает наш взор от внешнего к внутреннему, от шума мира к тишине собственного сердца.
"Рубите дрова, носите воду," – говорят мастера дзен. В этих простых, обыденных действиях, лишенных всякого налета "высокого смысла", может открыться неприкрытая простота Бытия. Когда ум перестает гоняться за смыслами вовне, он успокаивается. И в этой тишине обнаруживается, что искомое всегда было здесь, внутри – как незыблемое основание, как безмолвный свидетель всех наших деяний и переживаний.
Таким образом, внешние занятия могут играть свою роль, но не как источник смысла, а как путь к его отсутствию в привычном понимании – как путь к потере иллюзии, что смысл нужно где-то "находить" или "создавать". Когда действие становится спонтанным, как дыхание, когда оно совершается не из нужды что-то доказать или получить, а как естественное проявление жизни, тогда оно перестает быть бременем и становится танцем.
Истинный смысл, если можно так выразиться, не в том, чтобы найти "правильное" занятие, а в том, чтобы обрести "правильное" отношение – отношение непривязанности, свидетельствования, глубокого покоя внутри любого действия. Тогда даже самое мирское занятие становится священным, а жизнь превращается в непрерывный акт осознания. Волны могут продолжать свой танец на поверхности, но глубина океана Сознания остается невозмутимой, вечной, полной самой себя. И в этом – подлинное исцеление, подлинное возвращение к своему истинному "Я", которое не нуждается ни в каких внешних определениях, ибо оно есть само Бытие.
Свидетельство о публикации №125060304307
С благодарностью,
Лариса Крым 09.06.2025 17:18 Заявить о нарушении
С уважением,
Виктор Нечипуренко 09.06.2025 20:36 Заявить о нарушении