Памяти А. С. Пушкина

«Прекрасный наш язык, под
пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится
к падению. Слова искажаются, грамматика колеблется.
Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу
всех и каждого».
Александр Сергеевич Пушкин.

Прости нас, Александр Сергеевич,
Что с языком по-хамски поступаем.
Кто говорит, что так легко постичь
Науку речи? Как и что вещаем?..

Ты видел языка геральдику
В словесности, как символе культуры.
Менял, но почитал грамматику,
И, как художник, рисовал с натуры.

Наш русский и родной для нас язык…
Мы говорим: великий и могучий –
Ты мысли поэтической родник,
Где столько милых для души созвучий!

Божественная в нём гармония.
Приёмы в оборотах нужных строчек.
Серьёзность там или ирония,
Открытость полная – без оболочек,

Или загадка в многоточии –
Эмоций наших продолжение.
Чтоб было главное и прочее,
Чтоб возникало впечатление.

Иль просто риторический вопрос,
А в общем-то – стилистика фигуры.
Как важен в этом деле симбиоз:
Поэт ведь пишет от души – с натуры…

03.06.25.

- Созвучия – повторение в стихе сходных гласных звуков,
а также сходное звучание концов строк. Это ассонанс или
 рифма;
а также: внутреннее сходство, соответствие, подобие.
Например, созвучие с современностью;
а также: созвучные слова, которые похожи по звучанию,
но разные по смыслу. Такие слова называются паронимами.
Примеры: «экономика» – «экономия», «дипломат» –
«дипломант».
- Гармония в литературе и поэзии – это приятное и
логичное сочетание различных элементов, когда все части
произведения (сюжет, герои, язык, стиль) работают вместе,
создавая единое целое.
- Риторический вопрос – это вопрос, который задают
больше для того, чтобы добиться какого-то эффекта, а не
получить ответ. Такой вопрос предполагает, что ответ
известен.
- Стилистические фигуры:
- Аллитерация: Повтор согласных звуков, например: Люблю
грозу в начале мая, / Когда весенний первый гром, / Как бы
резвяся и играя, / Грохочет в небе голубом. (Ф.И. Тютчев);
- Ассонанс: Повтор гласных звуков, например: О, весна без
конца и без краю, / Без конца и без краю мечта! (А. Блок).
- Анафора: Повтор слова или словосочетания в начале
фрагмента текста, например: Мы гнёзд себе на гнили не
совьём, / Мы не умрём мучительною жизнью – /Мы лучше
верной смертью оживём. (В. Высоцкий).
- Эпифора: Повтор слова или словосочетания в конце
фрагмента текста, например: Вот на берег вышли гости,
/Царь Салтан зовёт их в гости. (А.С. Пушкин).
- Градация: Ряд однородных членов предложения, построенный
по принципу увеличения или уменьшения степени проявления,
например: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).
- Параллелизм: Одинаковое синтаксическое построение
предложений, например: В синем море волны плещут, / в синем
 небе звёзды блещут (А.С. Пушкин). Мчатся тучи, вьются тучи
 (М.Ю. Лермонтов).
- Антитеза: Противопоставление, например: Я глупая, а ты умён, /
Живой, а я остолбенелая… (М. Цветаева).
- Многосоюзие: Многократное использование союзов, например:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья, / И лазурь, и полуденный
зной… (И.А. Бунин).
- Бессоюзие: Соединение однородных элементов текстов без
союзов: Швед, русский – колет, рубит, режет. / Бой барабанный,
крики, скрежет, / Гром пушек, топот, ржанье, стон, / И смерть,
и ад со всех сторон (А.С. Пушкин).
- Симбиоз – сочетание ритмов в музыке или поэзии, которые
создают уникальный художественный эффект. Иными словами,
симбиоз – это и гармония, и мелодичность звучания произведения.
  Иллюстрация с интернета.
 


Рецензии
Язык наш Русский, Великий и Могучий, кто возродил тебя: переведя с французского на русский, конечно - Александр Пушкин.
с наилучшими пожеланиями, Анатолий

Анатолий Сольвей   17.06.2025 15:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.