Цветок и луна врата к не-двойственности
Всё, о чём мыслишь – нельзя не назвать луной»
— Басё
Где та неуловимая черта, за которой цветок перестает быть просто растением и становится трепетом твоего взгляда? Где растворяется серебристый диск луны, оставляя лишь свой след, свою тень в безмолвии твоей мысли?
Басё не свидетельствует о природе как отстраненный наблюдатель. Он вплетает воспринимающего в саму ткань воспринимаемого, разрушая иллюзию границы.
Когда ты видишь цветок, это не просто фиксация ботанического факта. Лепестки вбирают тепло твоего внимания, оттенок лепестков окрашивается светом твоего сознания. Этот цветок – уже твой цветок, уникальное событие на пересечении твоего взгляда и мира.
Когда ты думаешь о луне, ты вызываешь не просто астрономический объект. Эта луна – твоя луна, отпечаток ее вечного странствия на холсте твоего внутреннего неба. Ее свет – отражение твоей способности видеть за пределами обыденного.
Но что если отнять имя у цветка, отпустить мысль о луне? Что остается, когда исчезают привычные ярлыки?
Остается безмолвное, свидетельствующее присутствие. Незыблемая пустота, из которой рождаются все имена и формы, то незамутненное зеркало, что было до того, как на нем появились отражения «я» и «мир». Чистое восприятие.
Басё говорит нам: подлинная реальность – не россыпь отдельных объектов, а живой, трепетный опыт твоего соприкосновения с ними. Не вещи-в-себе, а вещи-для-тебя, вещи-через-тебя.
Цветок – не «вот этот, конкретный», а тот, что мистически расцветает в самой сердцевине твоего видения, единственно возможный именно здесь и сейчас.
Луна – не «та, далекая, в небе», а та, чей призрачный свет мерцает в глубине твоей сокровенной мысли, становясь ее частью.
И тогда истина открывается не в самих вещах, а в кристальной прозрачности взгляда, который больше не стремится схватить, удержать, определить. Взгляда, который сам становится пустым, чтобы вместить все.
Когда отпадают концепции «цветок» и «луна» – что тогда? Остается только чистая таковость, невыразимое «вот-оно-есть». «Вот это. Просто это».
И в этом «просто это» – вся полнота вселенной. Нет больше отдельного «тебя», созерцающего отдельный «мир».
И ты постигаешь:
Мир – не то, что лежит перед тобой, как объект для изучения.
Мир – это то, чем ты становишься, когда по-настоящему видишь. Встреча, в которой исчезают и смотрящий, и видимое, оставляя лишь само чистое, безграничное видение.
Свидетельство о публикации №125060207892