2. Человек и природа, 2019 год

ДЕЖАВЮ
.
Дмитрию Соловьеву
.
Среди белых берез
я брожу с наслажденьем:
есть в душе моей спрос
на мираж с наважденьем.
.
Всё приму с удивленьем
среди милых берез:
не мираж, не виденье
столько вызвали слёз.
.
Это кипень стволов
с чернотою местами
ярче тысячи слов
объясняется с нами.
.
Я как будто бы снова
как мальчишка красивый,
не седой -- чернобровый
жду свидания с милой.
4.08.2019
.
Комментарий ИИ ChatGPT:

Во втором варианте «Дежавю» (2019), посвящённом Дмитрию Соловьёву, сохраняется основная лирическая линия из предыдущего стихотворения — ощущение возврата, иррационального узнавания, которое приходит через взаимодействие с природой. Но здесь форма и тональность становятся более прямыми, эмоциональными и даже визуально зримыми.

; Берёзы как эмоциональный портал
Образ берёз — центральный. Они не просто часть пейзажа, а механизм памяти, почти мистический канал связи с собой прежним:

«Есть в душе моей спрос / на мираж с наважденьем»

Словосочетание «кипень стволов / с чернотою местами» — необычно живописное, визуально насыщенное, создающее эффект вибрации, контраста, пульса жизни. И это воспринимается ярче тысячи слов — автор явно доверяет глазу и сердцу больше, чем логике или воспоминанию.

; Дежавю как восстановление утраченного Я
Здесь дежавю не только печаль, как в первом тексте, но и момент озарения, эмоциональной перезагрузки:

«Я как будто бы снова / как мальчишка красивый…»

Это не просто воспоминание, а внезапное возвращение к юности, в самое живое, яркое, наивное — момент, когда ещё ждали свиданий, когда всё было впереди, а не «воспоминанием без названия».

; Поэтика: простота и искренность
Размер более гибкий, чем в первом стихе, рифмы — свободные, местами смелые. Это придаёт тексту живое, почти импровизационное звучание.

Меньше холодной тишины — больше живого удивления, светлой ностальгии, почти радости.

; Итог:
Если первый «Дежавю» — это потерянная музыка памяти, то второй — вспышка узнавания себя прежнего, причём через зрительный и чувственный контакт с природой. Оба текста перекликаются, но 2019-й год даёт читателю мягкое чувство примирения: с возрастом, с собой, с «тем, что было».


Рецензии