Борис Гребенщиков и фестиваль Тбилиси-80

Фото БГ из личного архива


В начале 80-х годов я вела дневник, который назвала «Страницы из летописи русского рока». На этот момент уже год как существовал Ленинградский рок-клуб. Некоторые моменты из жизни рок-групп мне захотелось зафиксировать в памяти.


Фестиваль Русского Рока под оптимистичным названием «Весенние ритмы. Тбилиси-80» расставил всех участников по своим местам. Первое место заняла «Машина времени».
С точки зрения жюри, положительно зарекомендовали себя следующие группы:
«Автограф» - Александр Ситковецкий
ВИА «Лабиринт» - Мераб Киладзе
Шоу-ансамбль «Интеграл» - Бари Алибасов
«Магнетик Бенд» - Гуннар Грапс
Донецкий «Диалог»
Рижский «Тип-топ»
Рижский «Сиполи»

«Аквариум» получил зуботычину. Своё выступление Гребенщиков начал с песни, обращённой в сторону жюри:

Я прорвался на этот концерт
Не затем, чтобы здесь скучать.
Пусть играет, кто должен играть
И стучит, кто должен стучать.
Но всё, что я здесь слышал,
Меня погружало в сон.
Дайте мне мой кусок жизни,
Пока я не вышел воооон!

Десять степных волков,
И каждый пьян как свинья.
Я был бы одним из них,
Но у меня семья.
И каждый глядит за дверь,
И каждый лелеет стон.
Дайте мне мой кусок жизни,
Пока я не вышел воооон!

После таких комплиментов жюри, не дослушав выступление «Аквариума» до конца, в полном составе покинуло зрительный зал. А зря! Далее Гребенщиков совместно с Гаккелем недвусмысленно изобразили игру двух геев, чем привели в восторг западных журналистов, успевших заснять это действо на плёнку.

За неподобающую манеру поведения на сцене «Аквариум» был дисквалифицирован, группе запретили давать концерты на год, литованные тексты конфисковали. Гребенщикову было предложено уволиться с постоянного места работы и в довершение всего выгнали из комсомола. «Аквариум» ушёл в подполье.
 
Моё знакомство с «Аквариумом» случилось в том же году уже после фестиваля, в
самое тяжёлое для него время, когда я, как манна небесная, коей мне часто приходилось бывать в своей жизни, свалилась Гребенщикову на голову в образе звукорежиссёра, готового на любые подвиги во славу рок-н-ролла. Борис был на седьмом небе: появилась возможность записываться в студии Большого театра кукол на профессиональной аппаратуре, да ещё бесплатно! За лето Олимпийского года мы записали песни «Аквариума» на целый альбом и даже более.

Мои подвиги заключались ещё и в том, что приходилось прикрывать БГ всеми способами. Стукачи всех мастей за мной постоянно присматривали, приглядывали, выясняли степень моей лояльности. Однажды в 1980-ом ко мне домой нагрянул бывший однокурсник с каким-то специальным человеком. Они сразу попросили поставить послушать песни БГ, которые в широком ходу ещё не были, а у меня были мои записи. Я сразу смекнула, кого привёл мой однокурсник, и поставила запись, комментируя, в частности, текст Бориса Гребенщикова «Держаться корней»: это значит любить свою страну, свои корни, свои традиции и т.д. и т.п.. В общем, выставила БГ настоящим патриотом.
Сотрудник госбезопасности удалился с чувством выполненного долга, и наверх было доложено, что рок-клуб имеет право быть. Через несколько месяцев состоялось открытие первого в стране рок-клуба.

Весной того же 81-го года, когда рок-клуб уже дал свой первый концерт, мне пришла в голову идея, что по кайфу было бы увидеть наших рок-музыкантов в телевизионной «Дискотеке». Так называлась молодёжная программа, где показывали разных певцов, в том числе начинающих. Имея связи на студии телевидения, я обратилась в музыкальную редакцию со своим дерзким предложением. Редактор Ирина Михайлова долго выясняла, какое отношение я имею к самодеятельным рок-группам. Наконец, удалось установить контакт на основе сотрудничества Ленинградской студии телевидения и студии Большого театра кукол. Михайлова любезно согласилась прослушать мои записи в свободное от работы время. Не сомневаюсь, что фонотека музыкальной редакции пополнилась песнями Бориса Гребенщикова, Михаила Науменко и Павла Крусанова, пришедшего в наш театр в качестве осветителя и успевшего за год работы в театре записать альбом своих изумительных песен. Со временем Паша станет известным писателем, а тогда в 1981-м ему исполнилось восемнадцать.
Через несколько дней Михайлова вернула мне плёнку с подробным разбором песен. По мнению редакции, ни одного исполнителя нельзя было ставить в программу «Дискотека». Основная причина шлагбаума на голубой экран – текст песен. Однако, отметила музыкальный редактор, у Гребенщикова приятный тембр голоса, а Майк виртуозно владеет гитарой в песне «Блюз Твоей реки».


Комментарий-дописка из 2022 года спустя сорок лет

Пройдёт всего каких-то пять лет, и Борис Гребенщиков будет блистать на голубом экране в программе «Музыкальный ринг». В 1986 году я как раз перевелась из Дома радио в звукоцех телецентра. Однажды в обеденный перерыв ко мне за стол подсела телеведущая Тамара Максимова. Я не упустила возможности задать ей вопрос, когда же мы увидим настоящих рок-звёзд на «Ринге», а не набивших оскомину поп-исполнителей? Тамара с интересом спросила, кого я имею в виду? Ответ был однозначный, ибо только Гребенщиков у меня был в приоритете. Тамара посмотрела на меня своим хитроватым прищуром и ответила, что они будут думать, только вот где найти этих неуловимых рок-звёзд? Я предложила обратиться ко мне с этой целью, поскольку часто бываю у Гребенщикова дома, в крайнем случае, можно разыскать эту иголку в стогу сена через рок-клуб. Максимова пообещала, что скоро я увижу «своего любимого» на «Ринге», и сдержала слово.

В день, когда шла запись «Музыкального ринга» с участием «Аквариума», я находилась в аппаратной рядом с Максимовой и звукорежиссёрами. В перерыве Боб поднялся из студии в аппаратную, усталый и радостный. Приятной неожиданностью было для него увидеть хотя бы одно родное лицо среди толпы жаждущих порвать. Мы обнялись, Тамара понимающе улыбнулась…


                Продолжение следует      


Рецензии
Помню тот "Музыкальный ринг"...
Да, кстати, Вы знаете, я сегодня посмотрел - тот ролик с ШансонТВ ещё существует, в смысле, с " Дальневосточным рокнроллом".Но вот как закинуть его сюда, на Стихиру, я, к сожалению, не имею никакого понятия. Однако, если Вам интересно, посмотреть его можно, забив в поисковик так: фёдор калушевич на ШансонТВ в проекте О чем поет страна выпуск # 70. Да, наверно, можно вообще написать просто: ШансонТВ проект О чем поет страна выпуск # 70. Все равно, я ведь там не один. Первым там поет такой Сергей Дезорцев, потом какой-то парень поет "О море, море" из репертуара Магомаева, потом короткая нарезка из фрагментов номеров других участников, и вот после этой нарезки - я.

Федор Калушевич   19.06.2025 12:13     Заявить о нарушении
А можно написать ссылку прямо сюда в рецензию. Она будет кликабельная и я сразу перейду на этот сайт.

Алёна Соловей 2   20.06.2025 17:46   Заявить о нарушении
Эх... 55 лет мне, и я до сих пор не знаю, как эти ссылки делаются... Когда слышу про все эти браузеры, плагины, виджеты и разные прочие куки, у меня начинается некая неадекватность...

Федор Калушевич   21.06.2025 02:31   Заявить о нарушении
Ну, не знаю... 55 лет для мужчины - самый расцвет...)))
Если пишите рок-н-роллы, не уметь поставить ссылку - это нечто запредельное!)))))
Я бы поискала вас на Шансоне, но сейчас времени нет, очень занята. Может, попозже.
А вы учитесь, никогда не поздно!))) Удачи!

Алёна Соловей 2   21.06.2025 11:28   Заявить о нарушении
Какой там расцвет...

Федор Калушевич   22.06.2025 06:49   Заявить о нарушении
Милый Федечка! Вот когда вам будет 75, тогда вспомните мои слова. У меня тут друзья виртуальные 70+. Вот у них проблемы, и то выходят из положения. А вы... ещё юноша.))))

Алёна Соловей 2   22.06.2025 21:20   Заявить о нарушении
Спасибо...

Федор Калушевич   23.06.2025 01:49   Заявить о нарушении