Майк Науменко и рок-группа Зоопарк

                1.Вместо предисловия

В начале 80-х годов я вела дневник, который назвала «Страницы из летописи русского рока». На этот момент уже год, как существовал Ленинградский рок-клуб. Некоторые моменты из жизни рок-групп мне захотелось зафиксировать в памяти.

Вступлением к книге послужили цитаты из журнала «Ровесник» 70-х гг.:

«Советская экономика переживает серьёзный упадок»
«Население выглядит удручённым и обездоленным»
«Большинство советских граждан аполитичны»
«Здравоохранение в Советском Союзе находится на примитивном уровне»
«План… навязывает сюжеты о молодых рабочих и крестьянах, героически перевыполняющих задания»

«60-е XX столетия во всём буржуазном мире оказались эпохой молодёжных бунтов. Парни и девушки, происходившие из семейств различных социальных групп, резко восстали против образа жизни своих отцов. Движение было не очень глубоким, но зато весьма широким и представительным. Оно потрясло капиталистический мир, и хотя правительствам и политикам удалось справиться с этим внезапным взрывом, следы его ощущались ещё долго».

Музыкальным сопровождением этих бунтов стали рок-н-ролл, хард-рок, панк-рок и другие течения рок-музыки. Rock`n`Roll шаровой молнией прошёл через весь Запад и пересёк границы СССР. Советские музыканты ждали его прихода с распростёртыми объятиями.
 
ДА СЛАВЯТСЯ ХИППИ!
ДА СЛАВЯТСЯ ПАНКИ!
ДА СЛАВЯТСЯ РУССКИЕ РОК-МУЗЫКАНТЫ!

Автор этих строк не берёт на себя смелость рассказать историю рождения и развития русской рок-музыки, а лишь пытается с документальной точностью передать некоторые сложные моменты, которые пришлось пройти русскому року в начале 80-х годов XX столетия.


                2.Явление Майка Науменко в студии БТК

Ленинград
Улица Некрасова, дом 10
Большой театр кукол
Студия звукозаписи
3-й этаж, комн. 9


Под громким названием «студия звукозаписи» подразумевается помещение репетиционного зала с шестью окнами, выходящими на улицу Некрасова, по которой проходят трамваи и другой городской транспорт, вследствие чего уровень шума в помещении превышает допустимый. По этой причине студия не могла предназначаться для профессиональной звукозаписи.

В аппаратной установлен стерео-пульт производства фирмы «TESLA» стоимостью около восемнадцати тысяч рублей, а также магнитофоны для магнитной записи венгерского производства STM-200 и STM-210.
Именно в этой полупрофессиональной студии были деланы записи, которые внесли свой вклад в развитие русского рока.

17 июня 1980 года состоялась первая (пробная) запись песен Майка Науменко (рок-группа «Зоопарк») с участием Вячеслава Зорина (рок-группа «Капремонт).
С Михаилом Науменко я проработала бок о бок более года и ни разу за это время он не обмолвился мне, что музыкант и пишет песни. И только уволившись из театра, Майк раскрыл себя, явившись перед моими очами во всём своём великолепии. Именно в этот день я с изумлением и восхищением впервые услышала нашего Мишу, исполняющего рок-н-ролл на русском языке и виртуозно играющего на акустической гитаре. Это была революция в моём сознании. С этого момента чего-либо более интересного в моей звукорежиссёрской работе я уже не видела и не слышала. С нетерпением мы ждали возможности провести следующую запись, которая могла состояться только в выходные дни театра по вторникам.

Через неделю 24 июня настал долгожданный день. В этот раз Майк привёл в студию, кроме Вячеслава Зорина, Бориса Гребенщикова. Кто такой Гребенщиков, я понятия не имела. Особого впечатления с первого взгляда он на меня не произвёл. Тогда я ещё не знала, что он и пишет, и поёт, и играет. Борис подыгрывал на гармошке.

Это был самый плодотворный день. Мы записали песни, вошедшие в альбом «Сладкая N и другие», а также не вошедшие в альбом: «Трах» - хит 80-х – «Мы познакомились с тобой в Сайгоне год назад…», «Прощай, детка» - тоже хит, «Ода ванной комнате», во время записи которой в студию заглянул наш главный режиссёр театра Виктор Борисович Сударушкин. Он попытался дать Майку несколько режиссёрских наставлений по поводу исполнения «Оды». Я предупредила худрука, что у рок-музыкантов несколько иная природа, чем у актёров-кукольников, и давать им советы бесполезно. Так и вышло. Майк с холодной вежливостью, так хорошо мне знакомой, выслушал Сударушкина, а когда тот удалился из студии в аппаратную, спел «Оду» так, как считал нужным. Режиссёр услышал это из аппаратной и раздосадованный удалился. Больше он в наш процесс не вмешивался.

Хочу подчеркнуть, что все записи я вела с письменного разрешения главного режиссёра, которое предоставлялось мне каждый раз, когда это требовалось.

Все рок-н-роллы Майка брызжут энергией, молодостью, свежестью, искренностью – невозможно не полюбить их «с первого взгляда». Они увлекают и хочется слушать ещё и ещё. Кое-кто из друзей Майка считает, что его песни натуралистичны. Я считаю, что язык Майка сочный и яркий понятен всем, а его творчество можно назвать энциклопедией нашей жизни.

«Похмельный блюз» Майк исполнил совместно с Гребенщиковым. «Ночь нежна» также не вошла в альбом «Сладкая N и другие», а была она записана вместе с другими уже в сопровождении всех музыкантов «Аквариума» 5 августа 1980. В этот день в студии БТК впервые собрался весь "Аквариум" в постоянном своём составе: Борис Гребенщиков, Всеволод Гаккель (виолончель), Михаил Файнштейн (гитара, ударные), Андрей Романов (флейта, фортепиано), Александр Александров (фагот).


1982 год

                Продолжение следует


Рецензии
Повезло тебе общаться с талантливыми, интересными людьми. От рока той поры веет какой-то теплотой, что ли, безмятежностью.

Геннадий Верзин   02.06.2025 19:37     Заявить о нарушении
Благодарю. Но им не меньше повезло, потому что это я записывала им альбомы в своей студии и способствовала открытию первого в стране рок-клуба.
Теплотой веет сейчас, по истечении времени. Тогда приходилось не просто.

Алёна Соловей 2   02.06.2025 19:42   Заявить о нарушении