Уголок этимолога Фемида

ФЕМИДА С МЕЧОМ ИЛИ С РОГОМ ИЗОБИЛИЯ?
Изображение Фемиды с весами и мечом приходилось видеть не раз. Но кто решает
познакомиться с данной аллегорией, тот немедленно сталкивается с противоречивостью
атрибутики. Западные энциклопедии утверждают, что в одной руке у Фемиды должны
быть ВЕСЫ, а в другой - РОГ ИЗОБИЛИЯ.
Если обратиться к первоисточникам, то, по Гомеру, ФЕМИДА - это богиня
нравственности и порядка. Выполняет две функции: во - первых, она собирает и
распускает собрания богов, во - вторых, председательствует и контролирует
проведение их застолий. На ассамблеях, проходивших в виде пиров, наличие рога
изобилия вполне уместно. Идея, которую несёт в себе образ в древнегреческой
литературе, ясна - это стабильность и довольство. Фемида - это мировая
установительница, в смысле "делающая порядок". Имя богини связано с корнем "фем"
обозначавшим в древнегреческом языке "полагание, установление, закладывание
основы".
Позднее поэтическое творчество дополнилось вполне зримыми образами. Фемида
изображалась с весами и рогом изобилия не на дорогих украшениях, а на более
простых, утилитарных предметах, например, монетах, то есть образ Фемиды был
расхожим в прямом и переносном смысле.
В Древнем Риме Фемида уходит на второй план, уступая место истинно римской
богине - Юстиции. Последняя, однако, тоже не была склонна карать, Плебс, как,
впрочем, и простолюдины, особо чтил понятие справедливости, но никак не связывал
его с правосудием, юстицией. И даже противопоставлял их друг другу: в эпитафиях
покойнику часто ставилось в заслугу, что он никогда не обращался в суд.
В эпоху Возрождения европейцы выделили Правосудие среди прочих добродетелей и
всячески подчёркивали его первичность. Фигура Юстиции стала часто появляться на
общественных зданиях, где размещались органы, связанные с законодательной и
исполнительной властями.
Само слово пришло к нам через немецкий язык во времена Петра Первого.
Первоначально оно бытовало как ФЕМИС - "богиня судов". Образ Фемиды был лишён
функции мести, наказания, борьбы со злом, - подобная роль отводилась другим
божествам, например, Немезиде. Фемиду изображали с рогом изобилия и весами.
Наряду с этим существовала и другая версия - МЕЧЕНОСНОЙ ФЕМИДЫ: в мифологии был
Бахус и была слепая Фемида, богиня правосудия с весами в руках, на которых
невидимо для себя и видимо для всех взвешивала деяния и людские преступления.
Глаза у неё были завязаны, чтобы никакого подозрения в лицеприятии быть не могло"
А в московском Кремле, в нише вестибюля, она смотрела во все глаза! И когда она
сняла повязку - не известно. А может, её и совсем не было?
Первоначально Фемида как богиня, олицетворяющая общее право, описывалась с
такими атрибутами: повязка на глазах, дающая возможность вести принципиальный
диалог и проявлять объективность (отсюда выражения: "нелицеприятный разговор",
"не взирая на лица"); одна рука держала весы, обозначавшие необходимость
аналитичной, как сейчас говорят, взвешенной оценки явлений; в другой руке был рог
изобилия, недвусмысленно указывающий на конечную цель разработки и исполнения
всяких правовых норм. Позднейшие наслоения существенно изменили древнегреческую
символику и её направленность. Вместо рога изобилия у Фемиды появился меч,
имевший однозначный смысл, понятный и неискушённому человеку.
Историки, писатели, публицисты, наверное, ещё не раз будут размышлять о том, что
же должно быть в руках Фемиды: меч или рог изобилия?
(В. И. Фёдоров, кандидат экономических наук; журнал "Русская речь"; № 6 !993 год)


Рецензии