3. Мавзолей Кожа Ахмед Яссауи

Переночевав в гостинице напротив мавзолея Арыстын баб, мы по холодку поехали в Туркестан с целью посещения жемчужины не только всего Казахстана, но и всей Центральной Азии мавзолея XII века Кожа Ахмеда Яссауи.

Мавзолей ХII века, разрушенный временем, был заново отстроен по приказу Эмира Тимура сразу же после постройки им мавзолея Арыстын баб в XIV веке. После смерти Тимура на некоторое время строительство приостановилось, но позднее с 1405 года возобновилось с новой силой. В течение столетия он расширился в площади. Тимур произвел революцию не только в архитектуре, но и в том, что объединил под крышей одного здания религиозные, общественные и административные учреждения, тем самым энергетически усилив значимость всех звеньев одной цепи управления государством.

Об этом написано много, а мне захотелось рассказать в первую очередь про Данияра - местного экскурсовода по Мавзолею, с которым как оказалось уважаемая Фарида М.находилась в доброжелательных отношениях. Имея за плечами высшее филологическое образование, Данияр искусно и увлекательно рассказал нам историю, касающуюся строительства мавзолея и рядом стоящих построек, учения суфизма и его проводника в Средней Азии Кожа Ахмеда Яссауи.
О строении здания отправлю вас, если нужно, к монографиям ученых, но доподлинно известно и это дошло до наших дней, что в мавзолее находилось 35 комнат. Пристраивались они постепенно. Поначалу в ней находилась суфийская обитель, в которой и прожил остаток жизни проповедник, Мавзолей и мечеть. В дальнейшем комплекс разрастался и к нему были добавлены трапезная, библиотека, дервишские кельи и другие сооружения. Мы же побывали в 5-ти помещениях: в зале для церемоний, где собирались на совет старейшины и ханы, в приемной, где сейчас находятся останки 26 перезахороненных здесь ханов и батыров, в кенеси - комнате для чтения намаза при входе в усыпальницу, в экспозиционном зале, где располагались экспонаты того времени, и в суфийской келье. Как в том году, так и в этом нас не допустили в саму усыпальницу в связи с проводимыми восстановительными работами и пришлось лицезреть ее издалека, остановившись у ее входа. При входе был установлен бунчук, украшенный восточными орнаментами, каллиграфией и конским хвостом – символом святости в Средней Азии, а над самой могилой возвышался мраморный саркофаг. Также мы не попали в центральный зал, в котором находился  двухметровый казан "тай казан", изготовленный в 1399 году в городе Карлак из сплава семи драгоценных металлов общим весом 2 тонны, снаружи и изнутри украшенный надписями из Священного Корана, написанными куфическим стилем. Казан в свое время являлся символом единения всех народов Азии.


В комнате для чтения намаза, несмотря на огромное количество постоянно сменяющихся посетителей, хаотическое движение, создающее  некоторую нервозность, царящую здесь, я смог ощутить при чтении молитвы служителя (шыракшы) удивительное воздействие на головной мозг. Вообще, при полном погружении в молитву, искренности своих чувств и намерений, когда ты отдаешься полностью духовному восприятию каждой из них (я заметил, кстати, что они каждая по своему воздействуют на определенные энергетические точки (другие называют их чакрами), начинают в первую очередь появляться болезненные ощущения в переносице и затем в затылочной части головы. Эти же ощущения я ощутил и здесь. Ладони рук налились энергией, которая плотно и ощутимо сильно давила на руки, которые при этом горели явно выше температуры тела. Сидя на специально отведенном для молитвы месте, я при этом ощущал, что верхняя половина туловища начала двигаться вперед и назад. Ощущения нереальности прервало быстрое окончание молитвы.  Будучи в христианском храме с сильной энергетикой, в стоячем положении во время службы, у меня обычно начинались вращательные движения против часовой стрелки, ноги становились легкими, они не чувствовались порою совсем и поэтому возможно было при этом и упасть, но стройные и плотные ряды молящихся особенно в праздничные дни церковной службы спасали от падения.


И снова я возвращаюсь к Данияру… Вкрадчивый и спокойный голос его слышен был через шумную толпу паломников и с особым трепетом воспринимался мною. Можно было бы и пересказать все, но советую почитать соответствующую литературу, самим взять и приехать сюда, воочию все увидеть и услышать, прикоснуться Душой к Вечности и руками к Прошлому… Например, к мозаичной плитке на наружных стенах: она сохранилась с XIV века в превосходном состоянии и смотрится здесь в рядах с современной плиткой совсем не плохо. Современные специалисты так и не смогли раскрыть секреты ее производства и не смогли его повторить. Та плитка, что уложена сейчас, созданная современными специалистами, вряд ли продержится и полвека… к сожалению. Это касается и кирпичной кладки и самой технологии производства жженного кирпича, скрепленного в кладке с алебастровым раствором. Именно здесь явственно начинаешь ощущать, что время здесь остановилось... Если бы не толпы посетителей и виднеющиеся вдали современные сооружения. Проходя из комнаты в комнату, мы попали в залы, где располагалась экспозиция, состоящая из экспонатов и артефактов того времени, и смежной комнатой оказалась суфийская келья, где провел остаток своей Жизни Кожа Ахмед Яссауи.
Яссауи родился в XII веке в поселении Сайрам, который сейчас является одним из пригородов города Шымкент (бывший Чимкент). После получения образования он поселился в городе Яссы (ныне Туркестан). Здесь он долгие годы занимался наставлением простого народа. От учителя своего Арыстын Баба он перенял любовь к семейству Пророка (Мир Ему и благословление Аллаха) и знания о тасаввуфе - освобождения сердца для Всевышнего. Обучая людей религиозным предписаниям, основам и правилам тариката, проповедник прежде всего старался прививать любовь к исламу и семейству Пророка (Мир Ему и благословление Аллаха). Каждый день свое время Яссауи делил на три части: одну часть проводил в молитвах и поклонении Всевышнему, вторую – обучал своих учеников, а третью – мастерил и продавал деревянные ложки и половники, таким образом зарабатывая себе на жизнь. Примечательно, что, будучи учеником Арыстын Баба, Кожа Ахмед Яссауи, дожив до возраста Пророка Мухаммеда (Мир Ему и Благословление Аллаха), посчитал, что не заслуживает жить на земле дольше Пророка  (мир Ему) и после 62 года своего рождения оставшуюся долгую свою Жизнь (а умер он в 1166 году) он провел в чтении молитв, Священного Писания, написании своего труда "Диван-и Хикмат" (Собрание мудростей) в подземной суфийской келье на глубине 2 метра, которая и находилась когда-то на месте сегодняшнего мавзолея и которую соорудили по его просьбе его ученики.


«Диван-и хикмат» – это сборник стихов Кожа Ахмеда Яссауи, который является одним из первых примеров суфийской поэзии. Эти стихи были написаны на чагатайском тюрки и основывались на принципах, установленных Священным Кораном и сунной Пророка (Мир Ему и благословления Аллаха). Они получили широкое распространение среди местного тюркского населения и способствовали распространению среди них знаний об основах веры, исламской этики. С особым замиранием сердца каждый из нас рассматривал реальную келью проповедника через стекло и мысленно соизмеряя свои размеры тела с размерами кельи. Шириною 1,3 метра, она практически не давала старцу возможности хотя бы немного размять свои чресла, что говорить о других прелестях, которые присутствовали в той жизни наверху. При этом он обладал способностью общаться телепатически со своим близким другом батыром Ак-бура ата. По преданию в келью Яссауи попадала по подземным переходам из своего дома его дочь Гаухар Ана, обладающая даром целителя. Но нам пришла в голову мысль, что она также могла спокойно общаться с отцом на расстоянии, прибегая к телепатии.
После мавзолея мы побывали с Данияром в бане XII века, которая функционировала аж до 1995 года. По его словам его отец еще купался в ней. Если в средние века в бане имели право мыться только мужчины, то в советское время в ней попеременно через день могли мыться уже и мужчины, и женщины. В данной бане поразила ее продуманность до мелочей: это и сама планировка, и знание тогдашними зодчими законов физики, и ее фактически полная сохранность до наших дней. Каждый камень нам мог бы рассказать историю любого периода жизнедеятельности проживавших здесь жителей. Не зря Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи стал первым историческим объектом Казахстана, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рядом уже несколько лет производятся раскопки других городских построек и Данияр сообщил нам, что полностью историко-культурный музей - заповедник "Хазрет Султан" будет восстановлен и открыт для посетителей в 2027 году. Мы будем ждать этого и, если Всевышнему будет угодно, то вернемся сюда, открывая для себя очередную порцию таинств и загадок Востока… (02.06.2025)


Рецензии