Нищета духа

НИЩЕТА ДУХА
“Нищета – нужда, крайняя бедность, страдание
От невозможности осуществить свои желания.
Следствие упорного нежелания
Жить по Законам Всевышнего –
Самосовершенствоваться.”
См. Законы Всевышнего; Бедность; Достаток

НИЩЕТА (СТАВШИ НИЩИМ, БОГАЧЕ БОГАТОГО СТАЛ)
“Из всего, что Аллах мне для выбора дал,
Я избрал чёрствый хлеб и убогий подвал,
Для спасенья души голодал и страдал.
Ставши нищим, богаче богатого стал.”
Омар Хайям).

НИЩЕТА ДУХА
“Духовное богатство есть следствие
Нищеты духовной – потому что отрекающийся от человеческого
Ради Божьего – Божье получает взамен.”
(преп. Серафим Саровский).
См. Благодать; Чистота; Отречение

НИЩЕТА ДУХА И «БОГАТСТВА»
См. Успех разлагает

НИЩЕТА ДУХА – ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
“От исполнения евангельских заповедей
Являются в душе ощущения, чуждые естеству падшему
И незнакомые ему. «Рождённое от Духа дух есть» а как заповеди
Христовы
Суть «Дух», то и ощущения,
Производимые им, суть ощущения духовные.
Какое первое ощущение
Является в душе от исполнения
Евангельских заповедей? –
Нищета духа. Едва христианин
Захочет
Осуществлять
В действиях своих, внешних и внутренних, евангельские заповеди,
Как увидит повреждённую свою природу,
Восстающую против Евангелия,
Упорно противодействующих Евангелию.
Христианин, при свете Евангелия,
Видит в себе падение человечества. От этого зрения естественно рождается
Смиренное понятие о себе, называемое
В Евангелии «нищетою духа». Нищета духа – блаженство, первое
В евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния, первое
Состояние духовное, первая ступень в лествице блаженств. Всякое
Ощущение и состояние, принадлежащие естеству обновлённому,
Составляют по необходимости и блаженство, как проявление
В душе небесного царства, как залог спасения, как предощущение
Вечного блаженства. О нищете духа сказал святой Давид:
«Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты
Не презришь,
Боже». Нищета духа – соль для всех
Духовных жертв и всесожжений. Если они
Не осолены этой солью, – Бог отвергает их.
Зрение падения своего
Уже есть блаженство для падшего человека. Видящий падение своё
Способен
Признать необходимость спасения и Спасителя, – способен
Уверовать в Евангелие живою верою. Такое состояние – дар благодати,
Действие благодати,
Её плод, а потому и блаженство. Нищему свойственно печалиться
О нищете своей. Нищета духа рождает
Следующее за ним блаженство: плач. Плач – благочестивая печаль
Верной души, глядящейся в зеркало
Евангелия, видящей в этом зеркале
Бесчисленные свои греховные пятна.
Такая душа омывает свои пятна святою водою – слезами; стирает пятна
Святою печалью.
Несказанное утешение, несказанная лёгкость проливаются
В сердце после пролития спасительных слёз
О грехах, о падении, – слёз,
Являющихся по причине ощущения нищеты духовной. Если здесь,
На земле,
Благочестивый плач доставляет такое несравнимое духовное утешение, –
Какое же он приготовит блаженство в будущем веке?
Христос произнёс  о благочестиво плачущих:
«Блаженны плачущие» (Матф.5,4).
Ты сделал грехи? – Пролей слёзы. Кто занят глубоким рассматриванием
Самого себя, кто видит себя осквернённым бесчисленными грехами,
Кто признаёт себя достойным вечной муки, и уже оплакивает,
Как осуждённого к ней: тот мало видит или вовсе не видит недостатков
В ближнем, удобно извиняет все обиды и оскорбления.
Состояние души,
При котором устранены
Из неё гнев, ненависть, памятозлобие
И осуждение, есть новое блаженство: оно называется: кротость.
«Блаженны кроткие», возвестил Спаситель, «ибо они наследуют землю»
(Матф.5,5). Какая это земля?...
После падения Бог назвал землёю Адама, а в Адаме назвал
Землёю и меня:
«Ибо прах (земля) ты, и в прах возвратишься». Будучи землёю,
Я вместе с тем и лишён владения этою землёю:
Похищают её у меня
Различные страсти, в особенности насилующий и увлекающий меня
Лютый гнев; я
Лишён всей власти над собою. Кротость возвращает мне эту власть,
Вводит меня
Во владение моим наследием, моею землёю, мною, моею плотью,
Моею кровью,
Моими порывами.
«А кроткие наследуют землю, и насладятся множеством мира»
(Пс.34,11)].
Возобладав снова землёю, начинаю желать
Неба: вхожу в новое состояние,
Устрояемое во мне благодатью,
В новое блаженство: начинаю алкать и жаждать
Правды Божьей, –
Не пустой человеческой.
Правда Божественная явилась человечеству
В Божественном милосердии,
И повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием,
Нне какою другою добродетелью. Милосердие
Никого не осуждает, любит врагов, полагает
Душу за друзей, соделывает
Человека Богоподобным.
Это состояние –
Опять блаженство. Сердце, объятое милостью, не может иметь
Никакого помышления о зле;
Все помыслы его – благость. То сердце,
В котором движется  одно добро, есть сердце
Чистое, способное к Богозрению.
«Блаженны чистые сердцем,
Ибо они Бога узрят» (Матф.5,8). Что значит чистое сердце?
Спросили одного великого наставника
Иночествующих. Он отвечал:
«Сердце, по подобию Божества движимое
Безмерным чувством милости
Ко всем созданиям» .В чистое сердце нисходит мир Божий,
Соединяет дотоле разделённый
Ум, душу и тело, воссоздаёт человека, соделывает
Его потомком
Нового Адама. Мир Божий –
Удел святых Божьих:
Посредством святого мира, христианин, совершив поприще покаяния,
Примиряется с Богом, со всеми обстоятельствами,
Со всеми ближними, с самим собою; он соделывается сыном Божьим
По благодати. Мир Божий
Сопутствуется явственным присутствием в человеке Святого Духа;
Он – действие, плод Святого Духа.
Стяжавший в себя мир Божий,
Способен к прочим
Окончательным блаженствам: к благодушному претерпению,
К претерпению с радостью поношений,
Клеветы, изгнаний и прочих
Напастей. Стяжавший мир Божий
Не страшится
Внешних волн: на весах сердца его утешение
Благодатное уничтожило всю ценность
Земного великого и сладостного,
Всю тягость
Земного скорбного
И горького.
Осмотри
Величественную духовную лествицу блаженств евангельских, осмотри
Каждую ступень. Хорошо быть на высоте этой лествицы;
Но поистине
Блажен и тот, кто находится хотя на первой её ступени.
На этой лествице Скачки невозможны: непременно должно восходить со ступени на ступень.
Ведёт по ним Божественная благодать:
Возводит человека на следующую ступень не тогда,
Когда он удостоит себя этого, но когда
Она признает его достойным. Достойны возвышения –
Смиренные.
Не сочини сам себе блаженства:
Гордое и глупое самомнение может сочинить
Для человека такое блаженство,
И оно в течении всей жизни будет обманывать тебя, льстить тебе, – лишит
Истинного блага на земле и на небе. Ищи
Нищеты духовной. Искание этого блаженства позволительно и похвально.
Оно – основание,
Податель всех прочих блаженств. Когда поколеблется основание:
Тогда и тот, кто стоял на высшей степени духовного преуспеяния,
Обрушивается вниз, и часто разбивается
До смерти. Обретается нищета духа изучением Евангелия,
Исполнением его велений,
Сличением своих действий и качеств с велениями
Евангелия, принуждением своего сердца к великодушному перенесению
Обид, самоукорением, молитвою о получении
Сердца сокрушённого и смиренного.
Прошения гордые Бог отвергает,
Ненужные не исполняет, но когда Его создание просит у Него
Дара существенно полезного и необходимого, – Он ниспосылает его
Из неоскудевающих Своих сокровищ. Существенно полезный, необходимый
Для человека духовный дар от Бога – нищета духа.
Аминь.”
(О евангельских блаженствах).
См. Эгоизм – яд (зараза); Иисус (один Учитель – Христос);
Смирение – таинство (ничего не боится)

НИЩЕТА ДУХА – УМЕРЕННОСТЬ ВО ВСЁМ
“Нищета [духа] есть не что иное, как умеренность во всём.”
(св. Антоний Великий).
См. Воздержание; Заповеди (исполнение заповедей); Сдержанность;
Воля (3 воли); Различение духовное

НИЩИЙ (ИСТИННО НИЩИЙ)
“Чтобы быть истинно нищим, человек должен быть настолько свободным
От своей сотворённой воли,
Насколько он был, когда его не было. Истинную правду говорю вам:
Пока есть у вас воля
Исполнять волю
Бога
И вы имеете какое-либо желание, относится ли оно к вечности или к Богу,
До тех пор вы не нищи действительно. Ибо только тот
Человек нищ, который ничего
Не хочет, ничего
Не знает, ничего
Не домогается.”
(Экхарт).
См. Полнота; Бедность (идея бедности – вершина духовного развития); \
Привязанная душа

НИЩИЙ ДУХОМ
“Нищий духом – человек, пожертвовавший Всевышнему
Свою душу – Дивье тело
(Самое ценное приобретение человека за время
Всех его воплощений) во время
Преобразования всех своих тел и оболочек. Такое бескорыстное
Пожертвование необходимо
Для обретения Светьего тела
И окончания эволюции в материальном мире.”
См. Дивье тело; Бес – приставка; Светье тело


Рецензии