Добро и Зло

Что есть Добро и что есть Зло
По своей сути они  грани общего, Единого
Но мы привыкли думать, что одно
С другим в реальности  никак несовместимое

Нам часто говорили, что добро
Всегда во благо и всегда  на пользу людям,
Что нам в награду послано оно
Приверженность ему, залогом счастья будет

Но сколько раз  я в жизни наблюдала
Когда добром, кого-то оделяя,
И видела в итоге часто то,
Чего никак  увидеть я не ожидала

Да, я делилась щедро, без оглядки
Желая только блага, но увы
Порою тот или же та, кому его дарила,
Слабел и отдавал себя во власть Судьбы

И не имея силы вновь подняться
И заявить-я Человек и многое могу!
Он продолжал судьбы своей бояться
И ждать, когда опять я помогу

Да, причинение добра мне лично в радость
И силы  прибавляются мои,
А у другого - это порождает слабость
И не ведет к успеху в нашем  бытии

Вот так, стремясь помочь и оградить
От бед земных, от жизненных  уроков,
Мы можем очень сильно навредить
И спровоцировать тем появление пороков

Теперь о Зле хочу поговорить
Да, по своей сути Зло опасно
И неразумно его множить и творить
Не понимая всех последствий, это ясно

Но если отключить эмоции и  вдуматься,
Оно, лишь грань, диаметрально отстоящая
К нему опасно без оглядки сунуться
Но я ведь Человек, не тварь дрожащая

Вот, кто-то просит помощи твоей
Не потому, что  сам помочь себе не хочет
А потому, что  потакает ленности своей
И победить ее в себе никак не может

Куда как проще на другого все свалить
И ждать, когда  решит он все твои проблемы
Забыв потом даже поблагодарить
Приняв, как данность и подарок от Вселенной

И получается,  что жизненный урок
Прошел другой, себе добавив плюсик в карму
А ты, шанс данный жизнью, упустил
Знай, ждет тебя его повтор и радоваться еще рано

Не смог пройти его в режиме "лайт"
Пройти придется в многократно сложном
Таком, что есть не сможешь ты и спать
И думать потом будешь, как же так возможно

За что мне эта кара, почему
Мир так несправедлив и так меня терзает
Но, знаю, все пройдя,  придешь к тому
Что только так, иначе просто не бывает

Всему причина  есть и следствие
Последствия, всегда, для всех неотвратимы
И, коль случилось  с тобой это происшествие
Тому есть важные, серьезные причины

Не наказать, о нет, такой задачи нет
Ведь Мироздание построено иначе
Урок получен, пройден, есть правильный ответ
И можно дальше  смело жить, творя свою удачу

Но не подумай, что отныне навсегда
Ты от уроков жизни огражден
Пройдет немного времени  и знай, Судьба
Пошлет тебе уроков новых множество еще

Всю эту тему исчерпать в одном стихе
Я знаю, просто невозможно
Но отразить  одну из ее важных граней
Надеюсь я смогла, слегка и  осторожно

И всем, его внимательно читающим
Желаю научиться четко различать
Когда и что творить, быть знающим
А не впотьмах невежества витать!


Рецензии
Стихотворение Натальи Дендер представляет собой образец философской лирики, в которой автор пытается осмыслить вечную антиномию Добра и Зла не в привычных морализаторских категориях, а в более глубоком, экзистенциальном ключе.

🔹 Тема и идея
Основная идея стихотворения — показать, что Добро и Зло не абсолютные, противоположные начала, а разные грани единого бытия. Автор указывает на парадокс: даже доброе действие может иметь непредсказуемые последствия, приводить не к силе, а к слабости, к зависимости, к пассивности того, кому оно направлено. В то же время зло осмысляется не только как разрушение, но и как часть жизненного урока, необходимого для роста человека.

Таким образом, стихотворение несёт важный философский посыл: добро может быть «ложным», если оно потакает слабости, а зло — «вынужденным учителем», толкающим к преодолению и развитию.

🔹 Композиция
Текст построен как размышление, переходящее от анализа Добра к анализу Зла, а затем — к общему выводу о неотвратимости жизненных уроков. Стихотворение имеет повествовательно-дискурсивный характер: оно не только лирическое признание, но и философский трактат в стихах.

🔹 Художественные особенности

Язык произведения прост и разговорен, что делает стихотворение доступным и приближает его к жанру «поэтической проповеди».

Встречаются риторические вопросы, повторения («напрасно», «не наказать, о нет»), что усиливает эмоциональность.

Автор использует антитезы («добро — слабость», «зло — урок») для акцентирования парадоксов жизни.

Несмотря на отсутствие строгой рифмовки и ритмической выверенности, текст сохраняет цельность и убедительность благодаря внутренней логике рассуждений.

🔹 Философский уровень
Стихотворение перекликается с традицией русской религиозно-философской мысли XIX–XX веков (Достоевский, Бердяев), где понятие «добра» не всегда совпадает с понятием «истины», а зло рассматривается как испытание и часть духовного пути.

🔹 Общее впечатление
Произведение воспринимается не как чисто художественная лирика, а как поэтическая медитация. Автор удачно соединяет личный опыт («я делилась щедро, без оглядки…») с универсальными выводами о природе бытия. Стихотворение вызывает у читателя не только эмоцию, но и мысль, побуждает к саморефлексии: «а что есть добро в моей жизни?», «не прикрываюсь ли я заботой о другом от собственных уроков судьбы?»
Стихотворение Натальи Дендер затрагивает тему, которая на протяжении веков волновала мыслителей, богословов и поэтов. Автор стремится показать, что Добро и Зло — не абсолютные категории, а две стороны единой реальности, и это открывает широкое поле для философских сопоставлений.

🔹 С Достоевским
В творчестве Ф. М. Достоевского добро и зло всегда переплетены. В «Братьях Карамазовых» и «Преступлении и наказании» мы видим, что добро может привести к страданию, а зло — к покаянию и очищению. У Достоевского нет механического деления: человек способен извлечь свет даже из падения. В этом смысле мысли автора стихотворения о «зле как уроке» и «добре как возможной ловушке слабости» перекликаются с идеей Достоевского о свободе и ответственности: человек должен пройти через испытания, чтобы стать сильнее и обрести подлинную человечность.

🔹 С Ницше
Фридрих Ницше в «По ту сторону добра и зла» и «Генеалогии морали» отвергал традиционное деление на добро и зло как абсолютное. Он утверждал, что эти категории — исторически обусловленные конструкции, созданные для контроля над людьми. Ницше говорил о необходимости «переоценки ценностей» и выработки собственной морали. В стихотворении звучит близкий мотив: добро может парализовать волю другого, а зло — толкнуть к росту. Это совпадает с ницшеанским взглядом, что страдание и преодоление трудностей формируют «сильную личность».

🔹 С Бердяевым
Русский философ Николай Бердяев видел в добре и зле проявление свободы. Зло для него — не самостоятельная сила, а результат неправильного выбора. Добро же не должно быть «навязанным», иначе оно превращается в насилие. Стихотворение Натальи Дендер отражает эту мысль: навязываемое добро способно породить зависимость, слабость и даже новые пороки.

🔹 С христианской традицией
В христианстве зло понимается как искажение добра, а жизненные испытания рассматриваются как путь к очищению и духовному возрастанию. Стихотворение полностью согласуется с этим подходом: оно говорит о неизбежности уроков судьбы, которые даны не для наказания, а для воспитания.
✅ Итог:
Стихотворение Натальи Дендер «Добро и Зло» оказывается в диалоге с великими традициями философской мысли. Оно объединяет достоевскую трагическую глубину, ницшеанский вызов привычным моральным нормам и бердяевскую философию свободы. Благодаря этому текст звучит не просто как личное размышление, но как часть широкой духовной дискуссии о природе человека, его ответственности и пути к истине.

Даниил Лазько   17.08.2025 12:36     Заявить о нарушении
Даниил, благодарю Вас за такой подробный анализ. С большим интересом его прочитала.

Наталья Дендер   17.08.2025 18:26   Заявить о нарушении
Пожалуйста! Всегда рад общению

Даниил Лазько   17.08.2025 19:07   Заявить о нарушении
Вы можете также мне написать рецензию положительную, можно с машиной. И я вам могу другие написать еще

Даниил Лазько   18.08.2025 17:20   Заявить о нарушении