День защиты детей
Сцены из жизни в прозе и стихах
ред.2023г
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА, директор детского дома, миловидная женщина лет сорока, во втором действии в положении.
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ, воспитатель, простое открытое лицо.
ЯНА БОРИСОВНА, худощавая суетливая дама в мелких кудряшках, в больших очках, неопределённого возраста, воспитатель.
АНЕЧКА, секретарь, молоденькая, современно одетая и причёсанная.
АЛЁНА, ярко накрашенная девушка с грудным ребёнком, бывшая воспитанница детского дома.
ОЛЬКА, девочка лет 8-ми., рыженькая, пухлая.
ГОСТЬЯ, Людмила Васильевна, средних лет женщина, учительница.
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ, за пятьдесят, военная выправка.
Аэлита МАРСОВНА, около сорока, высокая, статная, пепельная блондинка.
МСТИСЛАВ, подросток.
ЮЛИЯ РОМАНОВНА, учительница, брюнетка, каре с чёлкой.
ЮРА, мальчик 15 лет, выглядит младше своих лет, обрит наголо.
МИША, 10 лет, обрит наголо.
МАША, 7 лет, коротко стриженная худенькая девочка, смотрит исподлобья.
ВЕРОЧКА НАЙДЁНОВА, девочка-подросток.
ДЕВОЧКА, лет 13-ти и МАЛЬЧИК лет 7-ми – артисты для сценки «Хочу гулять».
ДЕТИ – артисты для сценки «Золотая рыбка» все гладко причёсаны – прилизаны.
ПАЦАНЫ - двое (эпизод с пропажей куртки)
ДЕТИ и ВЗРОСЛЫЕ (массовая сцена «Генеральная репетиция» Украшение сцены.)
ЧТЕЦ №1, мальчик или девочка.
РАССКАЗЧИК, девочка или мальчик.
ОПЕРАТОР СКОРОЙ (голос)
ЧТЕЦ №2, взрослый голос из-за кулис, читающий стихи в первом действии.
ХОР МАЛЬЧИКОВ
Действие происходит в кабинете директора.
Действующие лица.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА
СЕКРЕТАРША АНЕЧКА
ЯННА БОРИСОВНА
ДМИТРТЙ ДМИТРИЕВИЧ
ЮРА
МИША
МАША
ЧТЕЦ
Действие 1.
Картина 1 «Пятиминутка»
Медленно включается свет
ЧТЕЦ.
К чему я отношусь серьёзно?
К мелочам –
К сверчку, стрекочущему по ночам,
К опавшему до срока лепестку,
К поделенному на двоих куску
Вкуснющему с нежнейшей вороняжкой,
С вослед мне увязавшейся дворняжкой.
Я у неё, серьёзно: "Как зовут
Ещё ты помнишь или позабыла?
Ведь имя у тебя конечно было."
Но мне ответить та сочтёт за труд.
Какие разговоры на желудок
Пустующий уже который день.
И потрусят, хромая, в переулок –
Дворняга и отца дворняги тень.
В комнате, посередине, стол директора, за ним на стене, портрет президента, к столу директора прилегает буквой "Т" стол для совещаний, справа окно (Вид из окна - зима), шкафчик, слева дверь в секретарскую, диванчик, на стенах кашпо с цветами. Алиса Витальевна сидит за столом, читает личные дела вновь прибывших. За столом для заседаний, друг против друга сидят Янна Борисовна и Дмитрий Дмитриевич.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Так, что у нас тут? (Читает вслух.) Отец – Сергей Викторович, отбывает срок в колонии строгого режима, по статье убийство. Мать... Свидетельство о смерти. (Задумывается. Смотрит в окно.)
ЯНА БОРИСОВНА. (Быстро шепчет.) Алисочка Витальевна, ужас какой! Говорят, убил на глазах у детей. Зарезал! Из-за ревности! Говорят, красивая была. Художник! Нож, не кисточка, поди. Говорят, страшно было взглянуть как разрисовал (Качает головой.) Старший-то заперся с младшими в ванной. Так и просидели там втроём, в темноте, до приезда милиции. Отец-то, когда опомнился сам на себя в полицию заявил. А в квартире, говорят, даже кроватей не было, дети спали прямо на полу, на матрасах. Ни простыней, ни наволочек – спали не раздеваясь. Вызов-то на ночь пришёлся. А свет-то за неуплату им отключили. Говорят, милиция с фонариками в квартиру заходила.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. (Резко) Достаточно, Яна Борисовна. Я в курсе того, что произошло с детьми (нажимает на селектор). Аня, пусть ребята зайдут ко мне.
( Секретарша заводит в кабинет детей. Все трое становятся в шеренгу вдоль стены, плечом к плечу, опустив головы)
Читает) Юрий, пятнадцать лет. (Просматривает личное дело и обращается к мальчику) Юра, ты в седьмом классе учился?
ЮРА. Нет.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Почему?
ЮРА. (Молчит.)
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Юра, я к тебе обращаюсь.
ЮРА. Не хотел, вот и не учился.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Понятно. (Обращается к Мише.) Миша, ты тоже не хотел в школу ходить?
МИША. Хотел. (Смотрит исподлобья, глаза блестят от слёз) Только на одежду денег не было.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Я поняла тебя, Миша. (Обращается к Дмитрию Дмитриевичу.) Мальчиков возьмёте к себе в группу. Юру определим в седьмой класс, Мишу в третий, Машу – в первый. Ну, всё – забирайте, располагайте, знакомьте с ребятами.
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ. (Встал, подошёл к мальчикам, похлопал их по плечам) Пойдёмте.
ЮРА. (Дёрнулся, девочка, скользнула вниз по стенке, из глаз полились слёзы) Маша с нами пойдёт.
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ. (Смотрит на Юру, потом на Мишу с Машей, оборачивается к Алисе Витальевне, качает головой) Давайте и Машу к нам.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. У вас места нет.
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ. У нас в кладовке есть раскладушка. Пока поспит на ней. Дальше что-нибудь придумаем. Пойдёмте, пойдёмте, ребята, скоро обед.
(Юра взял за руку Машу, Миша потянулся за ними. Все выходят . Дверь за ними закрывается и тут же снова открывается. Заглядывает Дмитрий Дмитриевич и обращается к Алисе Витальевне) Алиса Витальевна, совсем из головы вылетело… Вчера позвонили из детской больницы. Ваню через два дня выписывают.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Хорошо. ( Улыбается) Но чувствую, что ты не только этой новостью хотел поделиться.(Вопросительно смотрит на Дмитрия Дмитриевича)
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ. Там такое дело. Пока Ванька болел, мать его в нянечки подрядилась, не отходила от него – ночевала в палате, ухаживала за ним, во всём отделении полы мыла. Её там за это кормили, поили.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. (Прерывает Д. Д.) Да знаю я, знаю. Что случилось?
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ. Так из больницы сегодня утром перезванивают и говорят: «Эта, Ваша Валя, позавчера исчезла, да ещё утку с собой прихватила.» Зачем она ей... (Пожимает плечами)
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. (Устало) Ясно зачем. На бутылку выменяет. Выходит сорвалась Валентина. Не сдюжила. Эх!
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ. (Машет рукой и уходит)
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. (Остается одна, поднимается из-за стола. Держась за поясницу, прохаживается.) Что еще? Да, нужно собрать ночных воспитателей.
Медленно тушится свет.
ПАУЗА.
Картина 2 «Бывшая воспитанница»
Там же.
Действующие лица.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА
СЕКРЕТАРША АНЕЧКА
АЛЁНА, БЫВШАЯ ВОСПИТАННИЦА, С ГРУДНЫМ РЕБЁНКОМ
ЧТЕЦ
Медленно включается свет.
ЧТЕЦ.
Январь. Иеронимы
На тонких стебельках
Качаются ранимы.
Ах, нынче Зимы — швах!
Ни то ни сё. Мороза
И снега — ни на грош.
Лишь хмари передоз и
Солнышко - гаврош,
Мальчишечья ли песня,
Не то как-будто луч —
Пробьётся бестелесно
Из-за за слоновых туч.
2
Ах, девочка — не спичка,
А зажигалочка.
Рисованное личко
И ножки — палочки.
Что зеркальце-врунишка,
Пропой же ей, скажи:
Глупышка. О, глупышка,
Все маски — миражи.
Растают не успеешь
И слова проронить.
Без света не согреешь
Вольфрамовую нить.
В кабинете Алиса Витальевна работает за столом, заглядывает секретарша Анечка, растерянная и смущённая, из приёмной слышится детский плач.
АНЕЧКА. К Вам посетительница.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Пусть заходит. Что там у тебя происходит?
( Кивает в сторону приёмной)
АНЕЧКА. Так... Я не причём... Алиса Витальевна, сейчас сами всё поймёте. (Отступает назад и пропускает посетительницу. В кабинет входит ярко накрашенная девушка со свёртком в руках, свёрток что есть мочи орёт)
АЛЁНА. Здравствуйте, Алиса Витальевна!
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА (всматривается какое-то время в вошедшую) Здравствуй, Алёна. Проходи. Не ожидала тебя здесь увидеть, после всей этой газетной шумихи (ребёнок умолкает).
АЛЁНА. Да я... я...
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Зачем ты пришла?
АЛЁНА Мне негде жить.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. И ты решила вернуться в тюрьму к надзирателям?
(Алёна стоит молча, смотрит в пол, крепче прижала свёрток. Ребёнок начинает кричать. Алиса Витальевна подходит к Алёне, протягивает руки к свёртку, та беспрекословно отдаёт его.)
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Садись. (Алёна садится на стул, голову не поднимает.). Голодный? (Кивает на ребёнка)
АЛЁНА. Да.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Грудью кормишь?
АЛЁНА. Нет.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Понятно. (Подходит к столу, нажимает кнопку на селекторе) Аня, зайдите ко мне. (Рассматривает ребёнка. Улыбается. В кабинет заглядывает секретарша) Анечка, сходи на кухню, пусть найдут бутылочку и... В общем, объясни Юль Тольне ситуацию, она поймёт, что нужно сделать.
АНЕЧКА. Хорошо. (Уходит)
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. (Кладёт свёрток на диванчик, присаживается рядышком, начинает с ним говорить) И где же наш папка, с которым у твоей мамки случилась бооольшая любовь, когда ей не было ещё и шестнадцати. (Поворачивается к Алёне) Что-то случилось? Кирилл и его родители знают где ты?
АЛЁНА. Нет, не знают. И я не хочу, чтобы они знали, где мы. Я ушла от них. Там невозможно жить. Они пьют, пьют и пьют. (Плачет) Они только и делают, что пьют. Нет, ещё они спят. Они пьют и спят. Спят и пьют.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. А раньше, раньше ты этого не замечала? Ты же рвалась, туда к ним. А что же Кирилл, он тоже пьёт? На что же вы все живёте?
АЛЁНА. На детские.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Разве на это можно прожить? (Алёна плачет.) Алёнушка, ты уже совершеннолетняя, Ты вышла замуж. Переехала жить к родителям мужа. Вспомни, как мы все отговаривали тебя от этого шага. (Входит секретарша с бутылочкой)
А вот и кашка!
Алиса Витальевна берёт малыша на руки и начинает кормить из бутылочки... ходит по кабинету, сюсюкает, напевает... Подходит к окну, останавливается спиной к Алёне. Алёна закрывает рот ладонью и тихонько выходит из кабинета.
Медленно тушится свет.
ЧТЕЦ.
У тебя метражи, чертежи.
У меня миражи, миражи...
Луи Армстронг, Дассен, Кенни Джи.
Я лечу над гнездом... Я во ржи...
Ты мобилен, практичен, умён.
У меня в голове сто имён.
Сто неродственных именин.
Двести глаз, ни один не любим.
Кем-то близким, родным. Родных
Не случилось пока у них.
Их в угаре, в чаду, на бегу,
Словно яблоки на снегу.
Отсекли с пуповиной кров.
Сто сердечек и сто вихров.
Сотни сжатых в тоске кулачков.
Сотни спёкшихся мозжечков.
У тебя метражи, чертежи...
У меня миражи... миражи...
В голове сиротливо молчат
Сотни пёстреньких кукушат.
ПАУЗА.
Картина 3 «Куртка»
Там же.
Действующие лица
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ
ЮЛИЯ РОМАНОВНА
ДВА ПАЦАНА – лет двенадцати
АНЕЧКА
ЧТЕЦ
За столом рядом сидят Алиса Витальевна и Дмитрий Дмитриевич, напротив на диванчике два мальчика и заплаканная молодая учительница.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Ну, что будем с вами делать, соловьи-разбойники?! Да, что это я... Вы же наверняка даже не знаете, кто такой соловей-разбойник. В школе-то, учебный год у вас длится, в общей сложности, месяца три, не больше, а всё остальное время мы же в бегах! Нет, ну вот вроде и жизнь видели, а новенькую куртку по дешёвке спустили. Такое дело провернули! Дежурного учителя вокруг пальца обвели! Куртку у одноклассницы украли. (Учительница всхлипывает) А весь навар прогулять успели за один вечер. Транжиры и моты, вы, однако!
(Мальчишки поднимают глаза на Алису Витальевну, смотрят друг на друга недоумевая)
ААА! Снова незнакомые слова?!
В школу надо ходить, господа крутые бизнесмены. Хотя по вам колония плачет. Дмитрий Дмитриевич, забирайте их, побеседуйте и загрузите работой в группе, чтоб не одной свободной минутки у этих дельцов не было. (Дмитрий Дмитриевич и мальчики уходят) Юлия Романовна, (Алиса Витальевна подсаживается к всхлипывающей учительнице) глаз да глаз за ними нужен. Круглых сирот у нас мало, сами знаете. Больше, ребят, родители которых лишены родительских прав. Это дети привыкшие болтаться на улице, практически живущие там, потому что их родителям, наркоманам и пьяницам не до них. Чего только эти девочки и мальчики уже не видели. Наверное, всё. Всё, что есть плохого и страшного в этой жизни. Голод, холод, насилие, предательство – всё это их хорошие знакомые. Двадцать первый век на дворе, а некоторые из них в подростковом возрасте читают по слогам и не знают, что такое яичница или оладьи. Но! (Поднимает указательный палец вверх), почти все эти мальчишки и девчонки, попадая к нам, спят и видят, как отсюда удрать. Натуральные Гекльберри Финны, во всей своей красе. Хотя, нет. Не совсем (Улыбается) Они бегут к родителям, к тем самым горе-родителям, которые по большому счёту их предали. Бегут, чтобы попрошайничеством или мелкими кражами заработать папкам и мамкам на бутылку. А если не бегут, то ждут, что те придут и навестят их. Случается, что те, кого ждут приходят. Приходят, пахнущие перегаром, неопрятно одетые, одной рукой, размазывающие сопли и слёзы, по опухшему лицу, а другой протягивающие сыну или дочери коробочку цветных карандашей, дешёвую игрушку или распечатанную, на закусь, по дороге в детский дом, пачку печенья. И дети счастливы. Безмерно счастливы. Это необъяснимо. Но это так.
АНЕЧКА. (По селектору.) Алиса Витальевна, к Вам посетители.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Анечка, пусть пять минут подождут. (Юлии Романовне) Юлия Романовна, сказать-то я Вам, вот что хотела - куртка нашлась, вычитать из вашей зарплаты её стоимость не придётся. Будьте бдительны. Всё будет хорошо (Улыбается)
ЮЛИЯ РОМАНОВНА. Спасибо. (Уходит, всхлипывая)
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. (Ей вслед) Всё будет хорошо. (В селектор) Пусть заходят.
Картина 4 «Пианист»
Там же.
Действующие лица:
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ
АЭЛИТА МАРСОВНА
МСТИСЛАВ
ЧТЕЦ
В кабинет входят возрастные родители, мужчина в военной форме, мама модно одетая стройная дама с сыном подростком. У отца в руках кожаный портфель. Мама в затемнённых очках. Сын в наушниках и бейсболке.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Здравствуйте, проходите, располагайтесь.
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ. Здравствуйте.
АЭЛИТА МАРСОВНА. Добрый день.
МСТИСЛАВ. Здравствуйте. (Садится на стул, наушников не снимает. Иван Николаевич сдёргивает с сына бейсболку, та падает на пол)
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ. (Сыну) Подними.
АЭЛИТА МАРСОВНА. (Вскакивает со стула, поднимает бейсболку. Обращается к Алисе Витальевне.) Извините.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Я вас слушаю.
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ. Мы хотели бы на время определить нашего сына, Иванова Мстислава (Переминается на стуле, меняется в лице.) Ивановича в ваш детский дом.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. То есть как это - временно определить?! (Смотрит на подростка, потом на мужчину и женщину) Я так понимаю, что вы родители Мстислава? Как к вам можно обращаться?
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ. Иван Николаевич – отец. (Кивает на подростка) А это (Кивает на женщину) моя жена, его мать (Закатывает глаза) – Аэлита Марсовна. Да, мы его родители, и мы хотим…
АЭЛИТА МАРСОВНА. (Тихо.) Ты хочешь.
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ. (Не поворачивая головы в сторону жены, настойчиво повторяет.) Мы хотим, чтобы наш сын, Мстислав (Ёрзает на стуле) какое-то время пожил в вашем детском доме, посмотрел и сравнил условия проживания здесь с условиями проживания у нас дома. Может быть станет ценить своего отца. Ценить то, что я для него делаю. (Достаёт из портфеля органайзер, ручку - выщёлкивает, приготовился записывать) Какие документы нужно для этого оформить?
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. (Всё это время молча слушает, опустив голову, перебирает что-то на столе, поднимает голову) Бумаг, которые нужны для оформления вашего сына к нам в детский дом у вас по определению быть не может. Хотя...(Обращается к Мстиславу) Мстислав, можно тебя попросить...
Мальчик из-за наушников не слышит обращённого к нему голоса. Иван Николаевич, встаёт и выдёргивает у подростка из ушей наушники. Звучит Ростропович. Женщины заслушиваются. Иван Николаевич вставляет наушники обратно в уши Мстислава. Жестами показывает сыну, чтобы он выключил музыку. Мстислав повинуется.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. (Обращаясь к Мстиславу.) Спасибо. Выйди, пожалуйста из кабинета, нам нужно поговорить с твоими родителями. (Мальчик вставляет наушники в уши, встаёт и выходит из кабинета.)
(Обращается к Ивану Николаевичу) Записывайте. (Диктует.)
Документы для определения моего сына, Иванова Мстислава Ивановича в детский дом.
Постановление суда о лишении меня и моей супруги родительских прав.
Или свидетельство о смерти моё и моей супруги.
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ. (Пробегает глазами по написанному. Поднимает глаза на Алису Витальевну.) Издеваетесь? (Защёлкивает ручку. Кладёт на стол.)
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Нет.
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ. Откуда же у нас возьмутся такие документы? (Убирает органайзер и ручку в портфель.)
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. А откуда же у меня возьмутся основания для определения Мстислава в детский дом, если его родители не лишены родительских прав и живы. Вы же не лишены родительских прав? И - живы?
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ. Что вы городите?
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. А Вы что городите? Это вам не санаторий. С таким же успехом Вы могли бы попросить определить Мстислава в колонию для малолетних преступников. Перевоспитывают там. Я так понимаю, что он у вас отпетый бандит. Чем он промышляет? Тырит кошельки у старушек? Обносит квартиры? Издевается над малолетками? А может быть над животными?
АЭЛИТА МАРСОВНА. (Со слезами на глазах) Да что вы такое говорите? Он воспитанный, музыкально одарённый, домашний мальчик. Просто он не хочет идти в военное училище, а наш папа...
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ. (Перебивает. Язвительно...) Маменькин сыночек он.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Если ваш мальчик неспортивный и (Смотрит на Ивана Николаевича.) это не значит, что из него вырастит неудачник. Да он другой. Он не такой, каким Вы (Делает упор на слово) хотите его видеть. Скорее всего он не пойдёт по выбранному Вами ( Упор.) пути. И если он перечит Вам (Упор), возможно это говорит о силе его характера, упорстве и настойчивости. Об этом Вы (Упор) не задумывались?
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ. Он не понимает.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Понимает.
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ. Он упрямый.
АЭЛИТА МАРСОВНА. (Тихо.) Весь в тебя.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. А Вы, Иван Николаевич, разве Вы не обладатель этих достойнейших мужских качеств. Не от Вас ли он их унаследовал? (Улыбается.) Иван Николаевич, можно спросить? Просто интересно... Ваши родители были за то что Вы стали военным?
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ. Мои родители были категорически (Осекается. Ёрзает на стуле) Причём здесь это?!..
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. (Ивану Николаевичу) Вы любите сына?
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ. И это здесь не причём. Его будущее решается.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Как это при чём любовь? Да при всём.
Всё что Вы делаете, Вы делаете из любви к сыну. А что в итоге?
Несчастны и он и вы, и вон - мама, (Кивает на заплаканную
Аэлиту Марсовну) мама - тоже несчастна. Иван Николаевич, Вы же умный человек, неужели не понимаете, что что-то идёт не так.
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ. Знаю я, что пошло не так (Смотрит на Аэлиту Марсовну.). Вот у кого любви, как..... Избаловала сына по самое не могу. Всё приехали. Сел этот плод любви нам на шею и ножки свесил. Пианистом хочет стать. (По слогам) Пи-а-нис-том! (Машет рукой) Эх!... Что делать...
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Поговорить. Сесть втроём и поговорить.
Медленно тушится свет.
ЧТЕЦ.
Когда мы вырастаем из штанишек,
Темп жизни ускоряет метроном.
Мы превращаемся в героев детских книжек,
Что мама нам читала перед сном.
Бывает так. Бывает по-другому --
Одежда нам всегда великовата,
Тогда мы вырастаем, тупиково,
В воюющего, за новьё, солдата.
Мы вырастаем из обид и драмы
Семей неполных, плача до икоты.
Просиживанья у оконной рамы
С молитвой, в ожиданьи хоть кого-то.
Из страхов вырастаем, из болезней,
Из искренности, ясности мышленья.
Из классики и из дворовой песни.
По щучьему и не совсем веленью.
Мы ростом делаемся выше, стопудово,
На полюсах и просто по соседству.
Дрожащим веком и застрявшим комом,
Отходит детскость наша нам в наследство.
ПАУЗА.
Картина 5 «Новенькая»
Там же.
Действующие лица.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА
ОЛЬКА
ГОСТЬЯ, ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА
СЕКРЕТАРША АНЕЧКА
ЧТЕЦ
Кабинет директора. Алиса Витальевна сидит за столом. На столе чайник, две чашки, варенье, конфетница, печенье. Напротив неё сидит девочка лет 8-ми, ест варенье. Пьют чай.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Олька, а мы по тебе соскучились все! Надеялись, что тебя к твоему дню рождения выпишут. Ребята тебе в группе сюрприз приготовили. Даже я не знаю, какой! Ешь, ешь! К ёлке начали готовиться, Дмитрий Дмитриевич ждёт свою внучку Снегурочку, на другую не соглашается.
ОЛЬКА. Алиса Витальевна, я лопну щас уже! Конфеты вкуснющие, возьму девчонок угостить? (Не дожидаясь, разрешения, рассовывает конфеты по карманам) Ой, забыла совсем! У меня же для Вас подарок. (Вскакивает со стула, достаёт из рюкзачка медицинскую маску с вышитыми на ней цветочками и инициалами А.В.) Это я в больнице для Вас вышивала, делать же нечего было.
Из селектора раздаётся голос секретарши Анечки
АНЕЧКА. Алиса, Витальевна, к вам пришли, по поводу устройства на работу – Доброхотова Людмила Васильевна.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Да-да, я её жду, пусть заходит. (Ольке) Спасибо! (Берёт маску, рассматривает её)
В кабинет входит женщина средних лет, скромно одета и причёсана.
ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА. Здравствуйте!
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Здравствуйте, Людмила Васильевна! Проходите. А мы тут чаёвничаем, хотите с нами?!
Людмила Васильевна не успевает ничего ответить. Из селектора раздаётся голос Анечки
АНЕЧКА. Алиса Витальевна, в столовой какое-то недоразумение с поставщиками, Юлия Анатольевна просит Вас подойти.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Я поняла. (Обращается к Ольке) Оленька, похозяйничай тут. Угости гостью чаем с вареньем. (Гостье) Людмила
Васильевна, располагайтесь, пожалуйста. Я ненадолго отлучусь. (Выходит из кабинета)
ОЛЬКА (Вдогонку) Хорошо, Алиса Витальевна (Встаёт подходит к шкафу, достаёт чашку, кладёт в неё чайный пакетик, наливает кипяток, пододвигает поближе к гостье варенье и конфеты.) Пейте-пейте! Кушайте-кушайте! Абрикосовое!
ГОСТЬЯ. (Улыбается) Спасибо.
ОЛЬКА. А вы к нам на работу, значит, устраиваться пришли?
ГОСТЬЯ Да.
ОЛЬКА. (Оценивающе смотрит на гостью) Техничкой?
ГОСТЬЯ. Отчего же техничкой?
ОЛЬКА. Да так...
ГОСТЬЯ. Учителем начальных классов.
ОЛЬКА. (Отхлёбывая чай, многозначительно) ААА, понятно!
ГОСТЬЯ. (Берёт со стола конфету, разворачивает её) Ваша учительница – Елена Георгиевна, ушла в декретный отпуск, меня берут на её место.
ОЛЬКА. ААА, понятно (Отпивает чай) А Вы знаете, что у нас тут острая нехватка канцелярских товаров?
ГОСТЬЯ. Нет, не знаю (Улыбается) И насколько острая? (Заворачивает конфетку в фантик)
ОЛЬКА. (Хрустя печеньем) Ну, как... Вот, например, у вас в классе двадцать человек, а значит вам выдадут двадцать ручек, двадцать простых карандашей, линеек, альбомов, ластиков, дневников и по сорок тетрадок. А Мишка с Егором на второй же день сгрызут или потеряют простые карандаши, Катька изведёт все цветные карандаши и альбом на дурацкие рисунки, Артём сломает линейку в драке (Вздыхает) Вот вам и нехватка.
ГОСТЬЯ. (Разворачивает конфету) и как же быть? Непонятно. (Пожимает плечами)
ОЛЬКА. Как-как! Чего непонятного-то?! (Разводит руками) Вы покупать будете.
ГОСТЬЯ. (Заворачивая конфету) Почему, я буду покупать?!
ОЛЬКА. (Удивлённо) Как это почему! Потому что обменять на новое, у директора школы, вам нечего. У нас такой порядок. Закончилась паста в ручке – неси сдавай, выдадут новую. Альбом изрисовал, покажи, тетрадку исписал – предъяви. Отчётность. (Вздыхает, откусывает печенье, запивает чаем)
ГОСТЬЯ. (Разворачивает конфету, тоже вздыхает) Теперь понятно.
ОЛЬКА. (Продолжает) Так, что если потеряют ваши ученики чего-то или уничтожат, вы тоже самое будете из дома нести. Елена Георгиевна и ручки, и ластики, и карандаши, и бумагу цветную несла.
ГОСТЬЯ. И учебники?! (Заворачивает конфету)
ОЛЬКА. И учебники. Или вот ещё! Ремонт в классе – своими силами. Что побелить там, подкрасить, отмыть. Стенды красиво и интересно оформить – тоже Вы.
ГОСТЬЯ. (Разворачивает конфету) - Лихо! Мастерица, Ваша Елена Георгиевна, на все руки!
ОЛЬКА. (Увлечённо) Вот ещё, костюмы к праздникам и концертам, тоже Вы с воспитателями будете шить.
ГОСТЬЯ. (Заворачивая конфету) И костюмы, значит я!
(Улыбается.)
ОЛЬКА. (Забывая про печенье) А ещё воспитатели и учителя нас с днём рождения поздравляют и подарки дарят. Да... (Мечтательно) подарки – это обязательно. Елена Георгиевна нам всегда подарки дарила. Вот сегодня у меня день рождения. Вон видите, пакетик красный? Это она мне подарок передала. Там зеркальце и расчёсочка.
ГОСТЬЯ. С днём рождения! Только у меня подарка для тебя сейчас нет, извини.
ОЛЬКА. Ничего страшного. Вы же не знали.
Возвращается Алиса Витальевна, смотрит на загадочно улыбающуюся Людмилу Васильевну и раскрасневшуюся Ольку
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Не передумали, с устройством?! (Улыбается.)
ГОСТЬЯ. Нет, не передумала. (Серьёзно.)
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Вот и хорошо. Вы нам подходите.
Притушивается свет.
ЧТЕЦ.
Девочка в тоненькой паутинке.
Девочка выросла.
Детство лишь льдинка.
Белое личико,
Рыжая чёлка -
Милая... странная... чудная пчёлка!
Слёзы медовые.
Сладкие сны.
Щёки румяные
Тёплой весны.
Девочка выросла,
Скинула шальку.
Девочка выросла.
Девочку жалко.
Занавес. Конец первого действия.
Действие второе.
Действующие лица.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА
ЯНА БОРИСОВНА
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ
СЕКРЕТАРША АНЕЧКА
ВЕРОЧКА НАЙДЁНОВА
ХОР МАЛЬЧИКОВ
ДЕВОЧКА (15ЛЕТ)
МАЛЬЧИК (лет 7)
ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ
ЧТЕЦ (РЕБЁНОК)
РАССКАЗЧИК (РЕБЁНОК)
Картина 1 «Генеральная репетиция»
Действующие лица.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА
ЯНА БОРИСОВНА
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ
СЕКРЕТАРША АНЕЧКА
ВЕРОЧКА НАЙДЁНОВА
ХОР МАЛЬЧИКОВ
ДЕВОЧКА (15ЛЕТ- изображающая маму в сценке)
МАЛЬЧИК (лет 7 – изображающий сына в сценке)
ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ ( украшающие сцену)
ЧТЕЦ (РЕБЁНОК)
РАССКАЗЧИК (РЕБЁНОК)
Сцена. Взрослые и дети на заднем плане украшают сцену к концерту – надувают, развешивают шарики... Алиса Витальевна смотрит на всё, делает замечания, даёт указания. Заметен её округлившийся животик. Появляется Яна Борисовна.
ЯНА БОРИСОВНА. Алиса Витальевна, следующим номером, Верочка Найдёнова читает стихотворение собственного сочинения.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. (Кивает и спускается в зрительный зал. Садится в первый ряд.
На сцену выходит девочка. На заднем плане гаснет свет)
ВЕРОЧКА НАЙДЁНОВА.
Мне пять.
Мне на межгалактическом пляже лежать
Зимой -
Звездой
В шапке, шубке, тёплых колготах, ботах.
Я - сосуд, наполненный до краёв
Счастьем жизни. Я - чист, я - хрустален, нов.
Я - субстанция. Я - абсолют. Я - йо-йо,
На невидимой нити тело моё.
Мне искать в высоте отраженье своё.
Или я отражение чьё-то?!
(Смущённо) Всё.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Мне нравится! Молодец, Верочка, хорошее стихотворение. Берём. Беги в группу. (Девочка убегает)
ЯНА БОРИСОВНА. Сценка «Хочу гулять»
На сцену выходят девочка, одетая в халатик, передник и косынку и мальчик, рассказчик на сцене или за сценой. Разыгрывают сценку.
СЫН. Хочу гулять. Хочу гулять!
РАССКАЗЧИК. А маме некогда, опять.
МАМА. На мне, ведь, целый дом лежит.
РАССКАЗЧИК. Она сыночку говорит.
Её, погладив по спине. Спросил.
СЫН. Не тяжело тебе?
Ты, что сильней слона и папы?!
Ведь целый дом поднять смогла ты!
Хочу гулять. Хочу гулять!
РАССКАЗЧИК. А маме некогда, опять.
МАМА. Ведь улица не убежит.
РАССКАЗЧИК. Она сыночку говорит.
СЫН. А, что у улицы есть ножки,
Такие же , как и у кошки?!
А может у неё есть хвост,
Усы и мокрый круглый нос?!"
Хочу гулять. Хочу гулять!
РАССКАЗЧИК. А маме некогда, опять.
МАМА. Ну и колючий же ты, сын!
Ты успокойся и остынь."
СЫН. Ну, я же мальчик, а не ёж.
На ёжика я не похож...
Да я, свои колючки, мам,
Обратно ёжику отдам!
А остудить меня легко -
Подуем, как на молоко!"
Хочу гулять. Хочу гулять!"
РАССКАЗЧИК. А маме некогда, опять.
Ты просто взял меня в кольцо...
Не учит курицу яйцо!
СЫН. Яйцо умеет говорить?!
Умеет курицу учить?!
Колечко взял? Неправда это!
Оно на палец твой надето.
МАМА. Ты почему молчишь, сынок?!
Закрыл сердечко на замок?
Тихонько в уголке сидишь.
На маму, даже, не глядишь...
СЫН. Я, мамочка, тебя люблю!
Но ничего я не пойму...
РАССКАЗЧИК. Ладошку сын прижал к груди.
СЫН. Скорее ключик, мам, найди!
Кланяются. Убегают. Из-за кулис выглядывает Дмитрий Дмитриевич.
Дмитрий Дмитриевич. Алиса Витальевна, от нашей группы, заявленная сценка "Золотая рыбка", в роли рыбки Анечка. (Улыбается)
На заднем плане изображение моря, ДД тянет невод, в неводе, в костюме золотой рыбки Анечка.
ЧТЕЦ. Опять ты попалась, золотце, в чей-то невод.
На сцену выкатывается кресло качалка, Дмитрий Дмитриевич, плюхается в него, вальяжно развалившись.
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ. Что ж исполняй желания! Ваша милость, яхту, остров, машину, дворец!... горький вермут
На дижестив, чтобы лучше переварилось.
ЧТЕЦ. Это для Золотца - тьфу!
На заднем плане возникает изображение, всего вышеперечисленного и кланяющаяся рыбка.
ЧТЕЦ. Есть на свете детки
Гаснет свет в зале и на сцене высвечивается группа деток сидящих на коленках, кучкой, вытянув шейки, гладко причёсанные.
ЧТЕЦ. И детки мечтают ни много, ни мало,
Чтобы на лбу не стояло детдомовской метки
И сказку им на ночь рассказывала мама.
На заднем плане возникают сменяющие друг друга кадры, рассказывающих сказки мам. Звучит музыка. Включается свет, в кресле сидит Дмитрий Дмитриевич Рядом стоит рыбка.
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ. Анечка (Хором) Ну, как?!
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Дима, какой дижестив! это же детский концерт!
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ. Алиса Витальевна, если только дижестив не проходит цензуру, мы этот момент переделаем.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Ну хорошо. Что у там у нас дальше?
ЯНА БОРИСОВНА. Хор мальчиков-зайчиков.
Выстраивается хор. Забегает, секретарша, приносит документы на подпись. Алиса Витальевна просматривает, подписывает. Секретарша убегает. Хор запевает песню "Солнечный круг" или другую. На середине песни гаснет свет, в темноте, пока продолжает звучать песня, меняются декорации.
ПАУЗА
Картина 2 «Монолог»
Кабинет Алисы Витальевны.
Действующие лица.
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА
АНЕЧКА
ОПЕРАТОР СКОРОЙ (голос)
Кабинет Алисы Витальевны. Горит настольная лампа. Алиса Витальевна сидит за столом и работает с документами. В кабинет заглядывает секретарша Анечка
АНЕЧКА. Алиса Витальевна, рабочий день закончился, можно мне домой?
АЛИСА ВИТАЛЬЕВНА. Конечно-конечно, Анечка, идите. Я ещё поработаю.
Анечка уходит. Алиса Витальевна встаёт из-за стола, становится виден её округлившийся живот, берёт лейку и начинает поливать цветы. Вдруг, охая хватается за живот, поворачивается лицом к зрительному залу.
Нет-нет, малыш, ещё не время.
Ещё не время, погоди немножко.
На экране появляется изображение УЗИ плода… Звучит музыка.
Рождения, как чудного мгновения,
Я жду. (Гладит живот) Вот ручка, а вот ножка.
Твоя вселенная, пока лишь, мой животик,
Толкайся, кувыркайся. Пуповиной
Мы связаны, олешек мой, мой котик
Из плоти и из крови, не из глины. (Держится за живот)
Нет-нет, не торопись – настанут сроки.
Я жду тебя всем сердцем, всей душою.
И в ладушки сыграем, и в сороку,
И личико водичкою умоем.
Всё будет впереди – и смех, и слёзы.
Очарований, разочарований горки.
Мой маленький, мой принц, планеты, розы –
Всё будет. Если всё не будет горько… (Сгибается от боли)
Мой самый благородный, самый смелый.
Мой рыцарь, будет бой! Пока не время!..
Мир ни бочком, ни половинкой – целый,
Рассветом и закатом заалеет.
Твои босые ножки защекочут
Травинок щёточки и гравия дорожки.
Волна косую сажень плеч отточит, (Гладит живот)
Ты погоди чуть-чуть, совсем немножко.
Мы встанем рядом. Встанем вместе, счастью
Навстречу. Бедам - встанем и посмотрим
В глаза, бесстрашно. Дерзко скажем «Здрасте!»
Мы станем солнцем, станем небом, морем!..
Песчинками, росинками, лучами
Рассыплемся, развеемся, растаем.
Пред нами распахнёт объятья вечность.
Ну а пока – мы маленькая стая.
Мы – стая. Ты – мой птенчик, мой ребёнок, (Гладит живот)
Не нарушай природную программу.
Тебя ждёт ворох чепчиков, пелёнок.
Тебя ждёт мама.
Держится за поясницу. Садится на стул
Гоcподи, никогда ничего у тебя не просила. Ты ведь всё видишь, знаешь. Посмотри мне в душу и дай моему бедному человеческому сердцу то, что ему нужно сейчас больше всего.
Не осироти моё дитя. (Встаёт) Вот я пришла, вот стою и жду.
Берёт сотовый телефон набирает номер скорой. Слышны громкие гудки. Голос оператора скорой.
ОПЕРАТОР СКОРОЙ. Скорая. Говорите. Говорите! Скорая. Скорая, говорите! Говорите! Скорая. Говорите!..
ЗАНАВЕС.
ред.май 2023г.
чуть раньше)
Рецензии
Написать рецензию
Татьяна, здравствуйте. Очень содержательная, живая пьеса, столько положительных героев. Тронул диалог матери и еще не родившегося ребенка. Очень тронул. До слез. Спасибо автору. Но трагична концовка. Или я не так поняла? С теплом. Луана.
Людмила 36 23.03.2021 14:31 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Здравствуйте, Луана!
Да — сцены из жизни. Я одно время работала в этой системе и повидала немало хороших людей среди воспитателей и преподавателей. И столько же красивых, умных и талантливых детей.
Думаю, всё будет хорошо:)
Спасибо Вам большое за прочтение.
Татьяна Вебер 23.03.2021 20:22 Заявить о нарушении / Удалить
Свидетельство о публикации №125060104598