Константин Случевский Факты биографии
сановитого чиновника, сенатора. Готовился к военной карьере, с отличием окончил
кадетский корпус, потом после службы в лейб - гвардии Семёновском полку поступил
в академию Генерального штаба. Офицером начал писать стихи. В первом номере
журнала "Современник" за 1860 год появилась подборка стихотворений Случевского -
и его имя стало известно читающей публике. Эти стихи попали в "Современник" через
И. С. Тургенева от Аполлона Григорьева. "Появиться в "Современнике" значило сразу
стать знаменитостью", - вспоминал впоследствии о своём дебюте Случевский. Но над
головой молодого поэта собрались тучи. В сатирическом журнале "Искра", под пером
Добролюбова и Курочкина, стихи Случевского подверглись осмеянию. На них сочиняли
издевательские пародии. В стихах Случевского критиков отталкивал непривычный
стиль, алогичные образы, прозаические обороты, мотивы "загробного" мира, а также
отстранённость от злобы дня, от социально - общественных проблем. Язвительные
эпиграммы явились для молодого автора жестоким ударом. Он оставил военную службу
и уехал за границу. Изучал философию в университетах Парижа, Берлина, Лейпцига,
Гейдельберга и в этом последнем получил степень доктора философии. Вернувшись в
Россию в 1866 году, поступил на гражданскую службу - в Главное управление по
делам печати, а затем в министерство государственных имуществ. Он успешно делал
карьеру, к концу жизни стал членом совета министра внутренних дел, членом
учётного комитета при министерстве просвещения, гофмейстером двора. Много лет
редактировал "Правительственный вестник" - официальную газету. Вновь стал
печататься с 1871 года.
В старости Случевский дружил с Майковым и Полонским, пока они были живы.
На "пятницах" Случевского принимались все молодые символисты и литераторы -
несимволисты: и Бальмонт, и Брюсов, Бунин, Щепкин - Куперник. В одном из
стихотворений Случевский сравнивал себя с колючим и искривлённым кактусом -
столь шероховат, неровен, порой неуклюж, прозаичен был его поэтический почерк -
и вместе с тем, как часты в его стихах до дерзости неожиданные меткие
словосочетания и метафоры. Валерий Брюсов говорил, что в лучших стихах
Случевского всё звучало "пророчески сильно, огненно ярко".
По натуре скептик, Случевский говорил: "А теперь я что? Я - песня в подземелии..
Я ошибка жизни..." Но в то же время он верил, что когда - нибудь в будущем
читатель возьмёт в руки и его, Случевского книги.
Поэзия двадцатого века немало училась у Случевского. Ей было что черпать в его
интеллектуально насыщенном, богатом по художественному спектру творчестве.
Учились у него и Брюсов, и Иннокентий Анненский.
Случевского не раз называли в критике не только поэтом противоречий, но и
поэтом осени.
(Н. В. Банников; журнал "Русская речь"; № 3; 1993 год)
Свидетельство о публикации №125060102798