Драндулет отчаяния
Произведение: "Срочная поездка в никуда..." http://stihi.ru/2025/05/29/4821
Автор:Ноль Без Аллочки
Глубокий выдох усталости, переходящий в хрип сарказма – таково первое впечатление от стихотворения Ноля Без Аллочки "Срочная поездка в никуда...". Это не просто текст, это диагноз, поставленный эпохе с помощью образов, острых как скальпель и тяжёлых как "груз несбыточных надежд". Автор создаёт лаконичный, но невероятно ёмкий портрет национального разочарования.
Движение на дне: Образы крушения
Центральная метафора – "драндулет", тащащийся "со склона лет". Это не просто старая машина. Это транспортное средство самой жизни, общества, страны, окончательно потерявшее лоск и функциональность. Оно "везёт груз несбыточных надежд" – гениальная формула, где прошлое (надежды) превратилось в тяжкий, бесполезный балласт. Движение "в никуда" подчёркивает полную потерю ориентиров, бесцельность существования.
Звуковой фон распада:"Заезженные речи" по радио – голос системы, лишенный смысла, изношенный до дыр. И кто его источник? "Большие звёзды зажравшихся невежд". Поразительно точный и беспощадный образ элиты: сочетание безмерного чревоугодия ("зажравшихся") и вопиющей духовной пустоты ("невежд"). Их "звёздность" – лишь мерцание гнилого фосфора на фоне общего мрака.
Социальные контрасты и запах Родины: Автор мастерски сталкивает две реальности. Дети этих "звёзд" – "свалили за рубеж", спасая себя и нажитое (возможно, неправедно). А тем временем дома "иноагентам лампа в морду светит" – грубая, тюремно-канцелярская метафора государственной травли, подавления инакомыслия. На этом фоне финальная строка – "А запах Родины по-прежнему несвеж..." – звучит как приговор. "Запах Родины" – сложнейший синтез чувств: от ностальгии до отвращения. "Несвеж" – это не просто затхлость, это запах гниения, застоя, морального разложения, который не выветривается "немало лет".
Поэтика горькой правды:
1. Язык: Сознательно сниженный, разговорный, местами грубоватый ("драндулет", "свалили", "в морду светит", "несвеж"). Это язык улицы, язык боли и злости, отвергающий высокопарную ложь. Он усиливает ощущение подлинности, "снизу".
2. Ритм и строфика: Размер (пятистопный ямб с пиррихиями) создает ощущение тягучести, усталого движения. Парная рифмовка (ААББ) и строфика восьмистишия придают тексту жёсткую, почти отчетливую структуру, контрастирующую с хаосом описываемого.
3. Контрасты: "Склон лет" vs. "драндулет"; "большие звёзды" vs. "зажравшиеся невежды"; "дети за рубежом" vs. "иноагенты с лампой в морду"; долгая жизнь ("немало лет") vs. "несвежий" запах Родины. Эти антитезы – каркас авторской мысли.
4. Сарказм и Горечь: Само название "Срочная поездка в никуда..." – оксюморон, пропитанный сарказмом. Горечь – сквозное чувство, пронизывающее каждый образ, достигая апогея в финале.
Реквием в движении
"Срочная поездка в никуда..." Ноля Без Аллочки – это не просто стихотворение. Это поэтический реквием, исполняемый на ходу, в тряском кузове разбитого "драндулета" по имени Родина. Это крик боли и ярости, спрессованный в лаконичные, убийственно точные образы. Автор не предлагает решений, не зовёт на баррикады. Он констатирует: машина движется в пропасть, груз надежд тянет ко дну, руль не поворачивается, а из всех щелей несет несвежим духом разложения. Сила текста – в его беспощадной честности и художественной убедительности. Это голос поколения, загнанного в тупик "склона лет", где единственной "срочностью" стало бегство от реальности – даже если это бегство "в никуда". Это стихотворение – тяжёлый, но необходимый документ эпохи, где запах Родины действительно стал "несвеж".
Свидетельство о публикации №125053006106
Название для моего будущего опуса уже есть: «От трамвая Желание до драндулета Отчаяния». За откровенную и щедрую подсказку спасибо, но повторяю: статья на твою критику будет критической…
Александр Стрижевский 30.05.2025 23:13 Заявить о нарушении
Одна из лучших постановок Гончарова с великими Немоляевой и Джигарханяном.
Как вспоминал сам Гончаров, замысел спектакля
возник из его эмоционального детского потрясения, глубочайшей психологической травмы. Уже на закате своей жизни он признавался: “Когда-то в детстве я видел страшную картину: с горы на Трубной площади стремительно мчался трамвай. Отказали тормоза — и трамвай летел с угрожающей быстротой, люди на ходу прыгали из вагонов... Это детское воспоминание встало совершенно ясно в моей памяти, когда я только увидел название пьесы Т. Уильямса «Трамвай “Желание”», и потом оно стало образом спектакля.
Что такое «Трамвай “Желание”»? В человеке живет мечта, в нем есть духовное богатство или, во всяком случае, стремление к нему, есть тоска по прекрасному. Трамвай “Желание” давит, крушит человеческую мечту. Бланш и Митчел — два человека, которые хотят выскочить из трамвая, спрыгнуть с подножки, но поздно: трамвай набрал скорость — человеческая жизнь разбита.
Кошмарное детское воспоминание преследует меня всю жизнь, но точно так же всю жизнь не оставляет надежда, что те, кто сумел спрыгнуть с трамвая, остались живы. При постановке спектакля... я думал о желании человека спрыгнуть с подножки трамвая”.
Вот так у меня мои воспоминания о жизни в России, о крушении юношеских мечтаний, переплетаясь с современными реалиями, создают такой своеобычный взгляд на творчество Ноля Без Аллочки.
С нетерпением буду ждать твоей критической статьи!
С благодарной улыбкой, Саша.
Александр Рывин 31.05.2025 18:52 Заявить о нарушении