Театральные мотивы. Банкеты

   Ну, вот мы и добрались до самого интересного. Нет, зарубежные поездки, конечно, намного интересней, но они светят не каждому театральному коллективу. А вот без чего ни один (!) театр, берусь утверждать, не обходится, так это без банкетов. Потому что театр не бывает без премьер, а каждая премьера сопровождается банкетом после того, как утихнут бурные аплодисменты зрителей. Премьера сама по себе праздник, если спектакль удался. Ну а если не очень удался, всё равно банкет не отменяется, он заранее подготовлен и столы уже накрыты, независимо от того, как прошла премьера.

   В театре, где более-менее демократичная атмосфера, на банкет заявляются все, кому не лень. В не демократичных театрах обслугу не допускают за накрытые столы, к примеру, монтировщиков декораций. Они сами себе устраивают праздник по поводу премьеры, а без повода, так и вообще каждый день устраивают.

   Кроме банкетов по случаю премьеры, празднуют юбилеи как народных и заслуженных, так и юбилеи самого театра. Мне доводилось присутствовать на юбилеях всех видов. Особенно запомнился юбилей народного артиста России Станислава Ландграфа. После капустника всех гостей пригласили из зрительного зала в фойе, где накрыли поляну по типу фуршета. Толпа, в основном состоящая из артистов, стремглав кинулась к столу, окружила его плотным кольцом и набросилась на закуски, расхватывая стаканчики под спиртное. Создавалось впечатление, что актёры не принимали пищу довольно длительное время. Расталкивая друг друга, голодные творцы с жадностью поглощали халяву.

   Эта картина напомнила мне моих котов, когда я кормила их из одной тарелки. Наиболее смелые коты пожирали огромные куски, а робких оттесняли, и им ничего не доставалось. Поэтому я стараюсь кормить каждого из индивидуальной миски.

   На этом банкете я оказалась в роли объеденной кошки, которую оттеснили наглые коты. Видя, что прорвать оборону стола невозможно и я остаюсь без стаканчика, а выпить за здоровье юбиляра необходимо, я решаю сходить в свой кабинет и принести стакан и тарелку. Вернувшись через пару минут, я обнаружила, что столы на три четверти опустошены. А вокруг царило веселье и гомон… С тех пор я предпочитаю банкеты, где за столы усаживают.

   В театрах, где демократией не пахнет, на банкет допускаются, соответственно, избранные лица. В одном из театров, где я работала, обязанность фэйс-контроля исполняла зам. директора. Она возложила на себя полномочия завёртывать любое нежелательное лицо, пытающееся проскочить на банкет. Меня тоже фэйс-контролёрша часто отправляла «скорей домой», а потом её саму коллектив после долгих мучений и раздумий отправил домой вместе с трудовой книжкой. По-видимому, замша хорошо умела экономить на банкетах, и не только на банкетах: чем меньше народа явится, тем больше для дома останется. Ну, официанты её поймут. У заместителя директора была натура халдейки, за что и поплатилась. Актёры халдеев недолюбливают, хотя на сцене и в кино играют их с удовольствием.

   Нынче корпоративные вечеринки проводят во многих организациях, и не прийти на них считается неприличным. В театре не прийти на банкет не зазорно, твоё отсутствие никто не заметит и на тебя не обидятся. Просто будут знать, что ты не формат, выражаясь языком телевизионщиков.

   Однажды я не явилась на банкет, устроенный супругами Людмилой и Юлианом Паничами. На следующий день Людмила сама зашла ко мне, поздравила с премьерой «Шут Балакирев» и вручила подарок в знак благодарности за активное участие в подготовке спектакля. Мне было неловко, что я не пришла на банкет, но как объяснить нормальным людям, что в театре нездоровая атмосфера? Паничи были приглашёнными режиссёрами и не могли знать, какие у нас царят порядки. А может, как люди умные и интеллигентные и так всё поняли без слов.

   Банкеты банкетами, а попойки по разным другим поводам случаются чаще юбилеев и премьер: рядовые дни рождения, присвоение звания, круглая дата работы в театре, поминки — это святое дело. 100-й спектакль, 200-й, 300-й и т.д.. В общем, если активно принимать участие в общественной жизни театра, спиться можно с лёгкостью. Поэтому в дружных театральных коллективах так много пьяниц.

   За редчайшим исключением попадаются актёры трезвенники, ни капли в рот не берущие. Я не имею в виду тех, кто закодировался. Этот редкий, никогда не пьющий экземпляр, тем не менее, посещает все банкеты и рядовые пьянки и, как вы понимаете, когда народ назюзюкается, он своим ясным трезвым оком и чутким ухом запоминает всё, кто что сказал и кто с кем чего… Таким трезвенникам хорошо бы работать в разведке, хотя разведчикам лучше уметь пить, чем не пить вовсе. Но пути Господни неисповедимы, и каким-то ветром этого непьющего занесло в нашу Мельпомену.

   Что до меня лично, то я как раз и назюзюкаться могу, и всё хорошо запомнить, кто что сказал и что сама взболтнула по пьяни. Так что вполне могла бы работать в разведке, только бодливой корове бог рог не дал.


2019 год


Рецензии