Театральные мотивы. Зарубежные гастроли
До горбачёвской перестройки мало кто имел возможность поехать в командировку за границу. Чаще, чем кто-либо, за рубеж ездили деятели культуры, театральные и эстрадные коллективы. Наиболее удачливые бывали на зарубежных гастролях каждый год. Соцстраны — Польша, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия — уже как бы поднадоели. А вот за поездки в капстраны — Англию, Францию, Японию, Финляндию — шла борьба как на уровне Министерства культуры, так и внутри коллективов.
Ради таких поездок в театрах происходили пертурбации: жёны, родственники, друзья руководителей становились на период гастролей обслуживающим персоналом. Штатные сотрудники: костюмеры, осветители, радисты, монтировщики декораций оставались дома за ненадобностью. Поскольку в театрах процветают неформальные отношения, то в списки включались лица исключительно приятные для театральных авторитетов. Число выезжающих всегда было ограничено. Постоянно работающие на спектакле часто оказывались в пролёте, соответственно, качество спектакля снижалось. Но, как сказал мне один заведующий постановочной частью, неважно, как пройдут спектакли, главное, чтобы поехали свои люди, с которыми будет комфортно. В число своих также входили назначаемые сверху сотрудники КГБ, сексоты, дабы приглядывать за гастролёрами в чужой стране. Все выезжающие проходили собеседования в райкомах или горкомах партии. Задавались самые неожиданные вопросы. Политически неграмотных срезали и зарубали им поездку. Из списка исключались ненадёжные в моральном плане, например, кто имел развод со своей половиной. У нас не поехал в капстрану главный режиссёр, поскольку недавно развёлся с женой и считался нелояльным и невыездным.
Из-за границы гастролёры привозили всё, чего им не хватало на родине. Наиболее предприимчивые умудрялись вывозить валюту, несмотря на то, что валютные операции в СССР были вне закона. Одна наша бесстрашная народная артистка РСФСР упаковала в известное резиновое изделие свёрнутые в трубочку долларовые купюры и вставила себе куда полагается. Она без проблем пересекла границу СССР. По прибытии в капстрану оказалось, что извлечь резиновое изделие проблематично — оно там обосновалось надёжно. Пришлось прибегнуть к помощи другой актрисы, которая сумела вытащить презерватив, и таким образом тайна народной артистки выползла наружу вместе с долларами и потом передавалась из уст в уста уже как анекдот. Зато народная обратно везла домой редчайший сервиз, какого ни у кого не было.
Некоторые коллективы во время гастролей, кроме работы на спектаклях, хорошо отдыхают по несколько дней, купаются в море-океане, ездят на экскурсии, посещают банкеты, получают подарки и прочие проявления гостеприимства принимающей стороны. Ради такого отдыха и совершались пертурбации. Если вы надумаете идти работать в театр, чтобы тоже развлекаться в зарубежных поездках, сначала заручитесь мощной поддержкой, надёжной протекцией, ещё лучше иметь родственные или любовные связи с местными авторитетами, при этом необязательно быть профессионалом. Такова специфика работа в советских, а ныне в российских театрах.
Каждый коллектив привозит из поездок, кроме импортного барахла и сувениров, различные курьёзные истории. Я почти ничего не знаю, поскольку никогда никуда не ездила, ни в соц-, ни в капстраны. За 25 лет работы в различных театрах - только в бывшие союзные республики. Мои коллеги хорошо умели работать локтями и ещё кое-чем, поэтому я всегда оставалась дома. А дома, как известно, всегда лучше. А вообще, на любых гастролях очень весело!
2019 год
Свидетельство о публикации №125053005223