Театральные мотивы. О режиссёрах

   В театре существует прерогатива режиссёра, единоначалие. Если оно не признаётся, наступает анархия. Особенно это чревато осложнениями во время выпуска спектакля. Режиссёра надо уважать, понимать, чего он хочет, беспрекословно выполнять его просьбы и приказы. Ещё лучше быть в него влюблённым хотя бы на репетиционный период, чтобы дело спорилось. Не все актёры хотят подчиняться своему режиссёру, особенно те, кто сам себе режиссёр. Таким актёрам и самим не легко, и режиссёру с ними не просто.

   Есть режиссёры, которые заранее продумывают план предстоящей репетиции. Актёрам с такими режиссёрами работается легко. Он точно скажет, куда в какой момент поставить домашние тапочки, кому и сколько раз хлебнуть из кружки и т.д., и т.п.. А есть режиссёры импровизаторы. Они приходят на репетицию, не зная, что будут делать сегодня. В течение одной репетиции за 3-4 часа могут по несколько раз менять мизансцены. Актёров это раздражает, они путаются, ошибаются, не могут запомнить, какой вариант нужен режиссёру, нервничают. Но потом в голове у актёров всё устаканивается, и к моменту генеральной репетиции - в лучшем случае, в худшем - после премьеры всё становится на свои места. Главное — результат.

   Если режиссёра-постановщика слушаться беспрекословно и не злить, тогда у него не будет надобности лишний раз бежать с объяснениями к актёрам, карабкаться на сцену, рискуя свалиться в оркестровую яму, если таковая имеется в театре, получить травму, не совместимую с жизнью, как случилось в одном их провинциальных театров России (см. фото зрительного зала).

   После того как спектакль выпущен, режиссёр должен пасти своё детище, то есть постоянно смотреть его из зала, иначе со временем спектакль разваливается. Актёры гонят отсебятину и начинают играть, как им хочется, а не как поставил режиссёр. За ними нужен глаз да глаз, как за малыми детьми. Недаром говорят, что актёры — это дети. Поэтому нужен родной папочка (или мамочка), чтобы приглядывать за своим спектаклем. Но в редком театре режиссёры пасут свои спектакли.

   В Ленинградском театре юных зрителей, где я работала одно время, в зале на каждом спектакле сидел дежурный режиссёр и по окончании собирал на пятиминутку по одному работнику от всех цехов: монтировщика сцены, осветителя, реквизитора, радиста, гримёра, костюмера (с актёрами разговор проходил индивидуально по необходимости). Режиссёр проводил разборку накладок на прошедшем спектакле, делал замечания, давал рекомендации. Такой разбор полётов помогал не повторять ошибок в следующий раз и давал возможность делать новые накладки, чтобы был повод собраться вновь в красном уголке для нового разбора полёта.

   О театральных режиссёрах можно рассказывать бесконечно. Но лучше всего о них говорят их постановки, не сходящие со сцены десятилетиями, полные зрительные залы и овации публики, а также цветы, цветы, цветы… актёрам.


2019 год


Рецензии