Театральные мотивы. Актёром стать легко!
Поясню, рассмотрев случай, когда по большому блату актёром можно стать даже вопреки желанию. Все знают, как осаждаются театральные вузы желающими поступить на актёрский факультет, какие там большие конкурсы и отсевы на всех турах. Сколько трагедий, разочарований, несбывшихся надежд, поломанных судеб после провалов при поступлении. Некоторым везёт, как в лотереи, и не всегда приёмная комиссия может разглядеть талант у поступающего.
В актёрских династиях тропинка в театральный проложена надёжно и не вызывает удивления — мы привыкли к фамилиям, не сходящим с экранов и афиш десятилетиями. Понятно, что все дети талантливы, и если с раннего детства развивать способности, то результат не замедлит сказаться. Этим объясняется, почему у большинства актёров дети идут по стопам родителей. Ими занимаются.
Но я рассматриваю другой случай, не из актёрской династии, который поразил меня неслыханно. Я в Москве в гостях у знакомой. Элитный дом на Котельнической набережной, мать — режиссёр на ЦСДФ (Центральная студия документальных фильмов), отец известный режиссёр, пенсионер, дочь в возрасте 25 лет, закончила технический вуз, работает в Телефильме в Останкино, любит свою профессию. Мама жалуется мне на свою дочь: «Представляете, мои друзья Тамара Макарова и Сергей Герасимов предлагают сделать из дочери актрису. Говорят, приводи к нам на курс! МЫ ИЗ ЛЮБОГО СДЕЛАЕМ АКТЁРА! Уговаривают, а она, дура, не хочет!»
Вон оно как! Мастера кино, преподающие во ВГИКе, оказывается, из любого сделают! Есть дарование или нет, неважно. Боги, пигмалионы, франкенштейны — из любого материала слепят! Они не понимают, как можно не хотеть туда, куда все рвутся?
Помню, как в Ленинградском ТЮЗе студентам первого курса театральной студии при театре прививали понятия, что они исключительные, богоизбранные, возвышающиеся над остальными людьми, поскольку приобщаются к искусству сцены. Педагоги культивируют в студентах высокомерие, пренебрежение к другим профессиям, в частности, к тем, кто потом будет их обслуживать в театре — к обслуге, подобно тому, как хозяева относятся к домашней прислуге. Неудивительно, что с такими ложными ориентирами у будущих актёров самооценка становится завышенной, порой не соответствующей действительности. Тщеславие, амбиции, эгоцентризм - сопутствующие качества будущих артистов. Вопреки учению К.С. Станиславского, они любят себя в искусстве, а не искусство в себе.
В театрах с актёрами носятся, как с писаной торбой: «Они же, как дети! К ним нужно быть снисходительным, им ни в чём нельзя отказывать!» - говорил мне один сердобольный зам. директора, которого актёры ни во что не ставили.
Актёру всё прощается, даже если он воришка-клептоман и шарит по гримёркам, пока его партнёры играют на сцене. А если актёр совершит организованную кражу, например, дорогой театральной техники, руководство попросит следователя не беспокоить артиста и не допрашивать его, чтобы не нервировать, а дело о краже не возбуждать. Вскоре всё затихнет, как будто ничего и не было. И немудрено, ведь само руководство небезгрешно в деле присвоения госимущества и денежных средств. Так что какая-то аппаратура - это мелочь, актёр дороже, они же существа нежные, их психику нельзя травмировать.
Когда-то давным-давно, в царские времена, актёры были крепостными, шутами, знали своё место. Потом появился великий критик В.Г. Белинский и вознёс актёров на пьедестал, сделал объектом поклонения. С появлением кинематографа и телевидения актёрская братия обрела все привилегии шаманов. Крупные планы, массовые показы на экранах миллионам зрителей делают из малоизвестного актёра в один миг кино- или телезвезду. Такая немотивированная популярность особенно обидна для тех актёров, которые годами пашут на сцене, но их не снимают в сериалах и у них нет такой известности, как у молодых счастливчиков.
Вернусь к описываемому мною случаю, когда уже не юную девушку со средними внешними данными, не имеющую никакого желания и призвания учиться на актрису, уже имеющую любимую работу, на аркане тащат в актёрскую стаю исключительно из амбициозных соображений великих мастеров. Когда я слышу, что кто-то учился во ВГИКе на курсе у Тамары Макаровой и Сергея Герасимова, я вспоминаю этот случай и думаю, а не затащили ли они силком бедную молодёжь? Может, им было бы лучше заниматься другим общественно полезным делом? А то актёров развелось…
К чести моей приятельницы, она не пошла на поводу у мамы и осталась верна своему телефильму и профессии звукооператора.
Сегодня взобраться на сцену становится проще простого, даже не обучаясь актёрскому ремеслу. Достаточно обладать имиджем из ряда вон, и тебя пригласит какой-нибудь режиссёр эпатажа ради и, само собой, ради кассового сбора. Таким образом, с каждым годом актёром стать становится всё легче.
2019 год
Свидетельство о публикации №125053004530