Неизбежная Индия. Глава 19
Учитель Садхгуру родился 3 сентября 1957 года в городе
Майсур, штат Карнатака, под именем Джагадиш Васудев.
23 сентября 1982 года он отправился на холмы Чамунди и,
сидя на вершине скалы с открытыми глазами, неожиданно
перестал чувствовать границы тела и ощутил божественное
единство со всем, что его окружало. В последующие дни это
состояние повторялось и каждый раз оставляло его в состоянии
непередаваемого блаженства. Это «просветление» полностью
изменило жизнь Джагги, он принял решение посвятить свою
жизнь тому, чтобы помочь людям приблизиться к их божественной
природе.
Так совпало, что в тот же день - 23 сентября 1982 года я тоже
был на холмах Чамунди, когда, как я рассказывал раньше,
путешествовал по югу Индии с двумя талантливыми советскими
специалистами.
С высот этих холмов, глядя на величественные просторы
индийской саванны, я тоже испытал чувство свободного полета
души и невыносимую легкость бытия, однако «просветление»
обошло меня стороной, и гуру я не стал ;.
Встреться я с Джагадишем Васудевом, в тот день или позже,
возможно, он стал бы моим учителем Садхгуру, и смог бы
многому научить, но история, в том числе и моя, не знает
сослагательного наклонения.
Тем не менее, спустя сорок три года, пусть и виртуально,
мне удалось встретиться с гуру на страницах моего
повествования. Ведь я, как автор, могу пофантазировать и
поделиться с вами мыслями моего воображаемого и, увы,
несостоявшегося учителя.
О молитве.
Когда человек сталкивается с трудностями, он молится
Всевышнему. Он умоляет Господа помочь ему преодолеть
трудную ситуацию, но что на самом деле означает эта молитва?
Люди молятся для того, чтобы избавиться от страха и волнений,
прося Всевышнего наилучшим способом решить все их
проблемы. Другими словами, вместо того, чтобы переживать и
беспокоиться о последствиях своих поступков, праведник, зная,
что все во власти Всевышнего, просто предается своей судьбе и
воле Бога. Разве не в этом смысл молитвы?
Но кто может знать планы Всевышнего?
Эти планы можно попытаться понять, изучая последствия наших
действий. Правда в том, что наша жизнь состоит из действий.
Настоящая молитва - это когда человек не привязан к плодам
своих действий, полагаясь на милость Всевышнего.
Если молитва мешает человеку действовать или сковывает его,
тогда что это? Молитва или поражение?
O дхармe.
О дхарме размышляют все. Одни обсуждают свои обязанности,
а другие любят обсуждать чужие. Люди часто обсуждают
поступки тех, кто не исполняет свои обязанности.
Нет никого, кто бы ни разу не размышлял о своем долге.
Но что же такое дхарма на самом деле?
Дхарма учит человека жить в мире и согласии со всеми живыми
существами в творении. Вот почему праведная жизнь дарит
покой и умиротворение! Там, где все следуют дхарме, нет ни
конфликтов, ни сражений. Но разве может человек никогда не
конфликтовать с другими?
Дхарма – то, что нас удерживает в этом мире, наши
нравственные устои, религиозный долг, универсальный закон
бытия. Любое нарушение дхармы всегда возникает по причине
страха людей.
Я не против проведения «пуджи» богу Индре, но люди
поклоняются ему исключительно из страха, а это значит, что они
поклоняются страху, который завладел их сердцами.
В этом мире нет врага более сильного чем страх.
Из страха человек соглашается терпеть любую
несправедливость. Именно так и рождается зло.
Страх наполняет ум человека беспокойствами и
противоречиями. Человек теряет способность мыслить.
Его ум и душа больше не в гармонии.
Из-за страха разум человека наполняется горечью. Вся его жизнь
наполняется скорбью. Он теряет радость жизни.
Природа Бога – Вечность, Знание, Блаженство, а из-за страха
человек теряет связь с Богом.
O любви.
Существуют ли борьба там, где есть любовь?
Вероятно, вы ответите «да»!
А не замечали ли вы, что, когда кто-то борется против другого,
он забывает о любви! И тогда его желания будут для него самым
главным! Эгоизм порождает высокомерие и гнев.
А что с любовью? Ее нет. Любви в сердце такого человека нет,
потому что там, где правит любовь, там все ссоры, конфликты и
борьба прекращаются. Но что, если кто-то испытывает любовь ко
всей вселенной? Если он любит не только всех людей, но также
все растения и животных? Если в сердце живет любовь, разве
может в нем появиться гнев? Конечно, нет.
Если бы любовь, которую один человек испытывает к другому,
если бы эта любовь распространилась на все мироздание,
тогда бы проявилось сострадание. А сострадать - значит: любить
всю вселенную, испытывать ко всем только любовь и ничего
более, ни с кем не спорить.
Воистину, природа дхармы - это сострадание. Если дхарма -
это дерево, то сострадание - его основание, его корни.
Когда человек забывает об этом, мир погружается в борьбу,
зависть, насилие, злобу и ненависть. Все это «адхарма»,
неправедность. И тогда Всевышнему необходимо прийти на
Землю, чтобы открыть людям истинные знания. Воистину достоин
похвалы тот, кто осознал, что не исполнение мирских желаний, а
отречение и аскезы дарят истинный покой.
О любви и привязанности к детям.
Любовь дарит человеку счастье, открывает человеку глаза на
ложь и истину. Если бы у вас была любовь, ни вы, ни ваши дети не
нарушали бы дхарму и не оказались бы в плену своих грехов.
На самом деле, у вас к детям не любовь, а только слепая
привязанность. Любовь и привязанность сильно отличаются.
Там, где живет любовь, там нет привязанности. Любовь
пробуждается из сострадания, а привязанность - из гордыни.
Любовь говорит: «Моим детям Всевышний подарит всё счастье
этого мира!» А привязанность говорит: «Только я могу дать моим
детям счастье». Любовь учит гордиться вашими детьми, а
привязанность требует, чтобы они гордились вами. Любовь дарует
освобождение, а привязанность - это оковы. Любовь – это
дхарма, а привязанность - «адхарма» (неправедность).
Не следует говорить своим детям, что они достойны лучшего,
но должно научить их обходиться тем, что они имеют, а вместо
зависти надо прививать им решительность и стремление
добиваться всего своим трудом.
О гордости, гордыне и страхе.
Многие люди относят гордость к своим добродетелям.
Они напряженно трудятся, чтобы еще больше гордиться собой.
Но какова природа такой гордости?
Если бы Вы задумывались об этом, Вы бы поняли, что человек,
ослепленный гордыней, жаждет почета. Он хочет, чтобы его
прославляли. Он обожает слушать восхваление своих подвигов.
Он ждет, когда же люди увидят и прославят его достоинства.
Это оттого, что у него никогда не было веры в себя!
Он всегда боялся, что люди увидят его недостатки.
Он никогда не обладал могуществом. Это значит, что тот,
в чьем сердце живет гордыня, всегда испытывает страх.
Гордыня - это родная сестра страха!
Страх сковал цепью Ваше сердце, а гордыня - главное звено
в этой цепи! Посмотрите на себя! Человек, зараженный
гордыней, теряет способность любить. Вы больше не верите
в дружбу и считаете своих друзей врагами.
Но если Вы довольны теми решениями, что приняли сегодня,
то будьте уверены - Вы будете благословлены счастливым
будущим.
Знание умиротворяет разум.
Терпение умиротворяет ум.
Любовь умиротворяет сердце.
Служение Богу усмиряет материальные потребности и
умиротворяет тело. А справедливость умиротворяет душу.
Когда ум, разум, сердце, тело и душа праведного человека
умиротворены, он испытывает сострадание.
Об отчаянии.
Каждому знакома ситуация, когда неожиданно разбиваются все
мечты и не сбываются надежды. И все планы, которые человек
строил на будущее, рушатся. Человек стремится исполнять свой
долг, но он также стремится к счастью. И он стоит на распутье:
поступая праведно, он столкнется с проблемами, тогда как
неправедность обещает ему легкое счастье. Кто-то обрадуется,
когда можно злословить о достойном человеке. А кто-то
радуется легкой возможности что-либо украсть.
Большинство людей не осознают, что они оказались в тупике.
Они не хотят ни труда, ни борьбы. Их привлекает все, что
обещает им счастье, подобно тому, как пчелу привлекает
аромат цветка.
На самом деле, жизненный тупик - зачастую это лучший шанс
для человека прийти к Богу. Если человек не боится бороться,
не гоняется за призрачным счастьем и исполняет свою дхарму,
то он уже не так далек от встречи с Богом.
Когда листок падает с дерева, ветер может поднять его высоко
в небо, но очень скоро листок упадет. А траву у подножия дерева
ветер лишь сильнее прижимает к земле. Другим словами, если
человека привлекают лишь наслаждения в материальном мире,
он легко может выбрать путь, который ведет к бесчестию.
Разве это не омрачает душу? Разве это не отдаляет нас от Бога?
О женщинах.
В истории человечества женщины всегда страдали от
эксплуатации, несправедливости и унижения.
Посмотрите на всю историю. Мужская ревность, похоть,
гордость, вражда. От всех этих негативных эмоций страдают
женщины. Мужчины ведут войны, принося страдания прежде
всего женщинам побежденных государств. Мужчины лишаются
имущества, пропивая его и играя в азартные игры.
А женщины? Женщины обречены умирать от голода.
Мужчины-гордецы ограничивают свободу женщин и разрушают
их счастье. Мужчины-неудачники бросают свои семьи.
А женщины продолжают бороться, чтобы накормить своих
маленьких детей.
Очевидно, что женщины страдают больше, чем мужчины.
В каком обществе вы живете? В обществе, в котором одна
половина постоянно использует другую половину.
Женщин эксплуатируют, при этом они дают рождение
следующему поколению людей. Посмотрите на природу!
Семена, из которых вырастают новые растения, защищены
лепестками. Это самая яркая и ароматная часть цветка.
То место, где зарождается будущее, должно быть окружено
красотой, счастьем, удовлетворением и уважением.
Разве не так?
Но, заставляя женщин страдать, общество заставляет страдать
будущее поколение. Испытав муки, может ли женщина дать
рождение счастливому и здоровому ребенку?
Следовательно, всякий раз, когда любая женщина подвергается
унижению и эксплуатации, когда женщину тащат за волосы, на
земле начинает прорастать семя войны.
В том или ином виде начинается Махабхарата и ее великая
битва при Курукшетре! В этом мире нет такой силы, которую
нельзя было бы сокрушить. И любое беззаконие, включая
насилие над женщиной, лучше пресекать сразу, дабы оно не
привело к вселенской катастрофе.
О традициях.
Традиции подобны манго. Когда плод манго только появляется,
он еще горький. Пройдет время и его вкус станет кислым.
И только тот, кто любит кислое, будет радоваться ему.
Лишь в положенный срок манго созреет и станет сладким.
Такие плоды понравятся всем! Но через какое-то время, плод
начнёт портиться. Он начнет источать гнилой запах. Человек,
съевший гнилое манго, заболеет. И в конце от манго остаются
лишь сухие косточки, которые никто не захочет есть.
Я не имею ничего против традиций, но, когда они становятся
способом эксплуатации и вместо радости приносят людям
страдания, их, как сухие косточки, надо предать земле и принять
новые традиции!»
Здесь я остановлю свое воображаемое общение с Садхгуру
и расскажу о некоторых необычных традициях народов Индии:
- телесный контакт священен для индусов, именно поэтому
вместо рукопожатия они используют известный жест «намасте»;
- при входе в помещение принято снимать обувь, а если уж вам
разрешили оставаться в обуви, не стоит сидеть так, чтобы были
видны подошвы ваших ботинок или туфель, ибо это считается
оскорбительным;
- индийцы обращаются друг к другу «бхай» (брат) или «бахан»
(сестра) - это подчёркивает особое уважение и близость;
- жена не должна произносить имени мужа вслух, так как это
укорачивает его жизнь;
- по негласному закону первым в семье должен жениться
старший брат, если младший нашел свою любовь раньше,
для старшего устраивается бракосочетание с деревом;
- индианки носят обручальные кольца «бичия» на вторых пальцах
ног, а не на безымянном пальце руки, как принято у европейцев;
- считается, что вдова приносит семье несчастье, поэтому от нее
отрекаются. Так как выйти замуж во второй раз ей, как правило,
не удается, вдова вынуждена жить в специальных общинах и
просить милостыню на улицах городов;
- в западно-индийском храме Гришнешвор, посвященном богу
Шиве, вот уже пятьсот лет отцы сбрасывают «на удачу» своих
маленьких детей с пятнадцатиметровой башни. Внизу натянута
простыня, в которую и приземляется младенец, после чего его
передают матери. По непроверенным данным за пятьсот лет
ни один младенец не пострадал. Возможно, в этом и была их
удача.
Свидетельство о публикации №125053004306