Неизбежная Индия. Глава 18
В сентябре 1982 года руководство Стальной компания Индии
«SAIL», в которую входил металлургический завод в Бокаро,
поощрило двух советских специалистов двухнедельной поездкой
по югу Индии за их удачное рациональное предложение,
позволившее фирме сэкономить миллионы рупий. В качестве
языкового сопровождения к ним добавили меня.
Прибавь к моей фамилии суффикс «кин», представление
нашего трио шпрехшталмейстером звучало бы так: «Сегодня на
арене цирка мастера оригинального жанра Булкин, Коровкин и
Бобковкин».
Мастерство моих попутчиков, помимо профессиональных
знаний и творческой мысли, заключался в их неистребимо
феноменальном умении пить все, что горит и в неограниченных
количествах, а оригинальность – в полном отсутствии синдрома
похмелья.
Наш цирк начался с первого километра железнодорожной
дороги Бокаро – Мадрас. Оказалось, мои попутчики хорошо
подготовились к поездке, прихватив с собой пятилитровую
канистру с этиловым спиртом.
На следующее утро выяснилось, что моим мастерством
является бег с препятствиями - сквозь плотный строй, стоящих
в проходе поезда пассажиров, до вагонного туалета с целью
очищения организма, а особая оригинальность в том, что не
только вид и запах, но даже слова, связанные с понятием
«алкоголь», вызывали у меня рвотные позывы и очередной забег
с препятствиями в ранее указанном направлении.
Хорошо, что от Бокаро до Мадраса ехать было два дня,
поэтому у меня было достаточно времени, чтобы, благодаря
абстиненции, медитации и водной диете, прийти в норму.
После чего, приняв обет трезвости, я разрушил классический
русский союз «На троих» и стал для бывших компаньонов просто
переводчиком.
А переводческой работы было достаточно: многочисленные
переговоры с представителями южноиндийских филиалов
компании «SAIL», а также интенсивный (по списку наших жен)
«шоппинг» и посещение местных достопримечательностей.
В 60 километрах к югу от Мадраса находится комплекс
Махабалипурам. Здесь, на берегу Индийского океана,
в монолитных скалах вырублены два храма (один из которых был
смыт в море во время цунами 2004 года), два огромных
барельефа на темы из индийской мифологии и пять
исполинских колесниц в честь пяти Пандавов – победителей в
битве при Курукшетре.
На одной из вырезанных в камне сцен, повествующей о
великой битве Пандавов и Кауравов, я увидел детальное
изображение ракетной установки и спросил экскурсовода,
правильно ли я понимаю, что ядерное оружие было известно
древним индийцам еще 13 тысяч лет назад, на что тот ответил:
«Безусловно, ведь звездное оружие Брахмы «Брахмастра» было
созданo богом-создателем задолго до Курукшетры с целью
защищать принципы «дхармы».
А затем зачитал отрывок из великого индийского эпоса
«Махабхарата»:
«В небе появилось нечто, что напоминало пламенеющее облако,
подобное языкам огня. Из него вынырнула огромная черная
«вимана» (летающая колесница), которая обрушила вниз
множество сверкающих снарядов. Грохот, издаваемый ими, был
подобен грому от тысяч барабанов. Затем последовали сотни
огненных вихрей. Войско обратилось в бегство, но страшная
«вимана» преследовала его, пoка не уничтожила всех.
Сжигаемый жаром оружия, мир шатался, как в лихорадке.
Вода стала горячей. Неистовство огня валило деревья рядами.
Потом глубокая тишина опустилась на море. Начали дуть ветры,
и земля осветилась. Трупы погибших были изувечены ужасным
зноем так, что они больше не походили на людей”.
После победы на поле Курукшетры Пандавы, совершив
омовение «абхишека» и смыв с себя радиационную пыль,
пошли на восток, в Хастинапур, столицу побежденных ими
Кауравов, где царствовали 36 лет.
Мы же, омыв наши бренные тела в штормовом Бенгальском
заливе, продолжили путь из Мадраса на запад, в Бангалор,
столицу штата Карнатака, где неожиданно для себя встретились
с выдающимся русско-индийским художником Святославом
Николаевичем Рерихом.
Скандинавская фамилия «Рерих» означает – «богатый славой».
В Индии семья русских Рерихов – Николай Константинович, Елена
Ивановна, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич снискали
великую славу благодаря своим неподражаемым картинам,
литературному творчеству, археологическим, этнографическим,
лингвистическим и религиозно-философским экспедициям, в
том числе поиску Шамбалы – мифической страны в Тибете,
местонахождения великих учителей, продвигающих эволюцию
человечества.
Вот лишь несколько посланий семьи Рерихов будущим
поколениям:
- чем выше цель человека, тем лучше его деяния, тем лучше
человек, но главное – не стать лучше других, а стать лучше себя
вчерашнего;
- переделайте себя, если вы хотите переделать весь мир;
- вы должны воздержаться думать о тех, о ком вы не можете
думать хорошо;
- побеждай любя – и ты победишь все, ищи радостно – и все
ответит тебе;
- молчание – это великое искусство вести беседу;
- мы всегда окружены тем, о чем помышляем;
- всегда стремись к Прекрасному.
Одна из секретарш бангалорского офиса Стальной
компании Индии брала уроки рисования у знаменитого
художника, она то и сообщила Святославу Николаевичу,
что в городе русские, и он выразил желание встретиться с нами.
В родовом поместье Рерихов «Татагуни», расположенном в
20 километрах от столицы штата, на пороге утопающего в розах
дома нас встречали Святослав Николаевич и его грациозная
жена - легендарная индийская актриса и внучатая племянница
Рабиндраната Тагора - Девика Рани. После традиционного
«намасте» нас пригласили в прохладный и просторный холл.
Девика Рани отдала распоряжение прислуге подать чай и
деликатно удалилась, оставив нас на едине со Святославом
Николаевичем.
Мы представились ему, рассказали о нашей работе на
металлургическом заводе в Бокаро и о «бонусной» поездке
по югу Индии.
К сожалению, мы практически ничего не знали о творчестве
великого художника и не скрывали своего невежества.
Не придумав ничего лучшего, спросили: «Отчего Вы, русский,
живете в Индии?» На этот банальный, много раз задаваемый ему
вопрос, Святослав Николаевич ответил предельно искренне:
«Причин много. Мой отец, Николай Константинович, говорил, что
в Индии каждый найдет для себя сокровенное и близкое.
Для меня, как художника, Индия - это рай”.
На стенах просторного дома и в мастерской художника
висело много картин, из которых я запомнил только две -
«Портрет Девики Рани» и эскиз «Ангел вновь вострубит».
Потом Святослав Николаевич показал нам свою гордость -
плантацию эфироносной бурсеры.
Оказалось, в студенческие годы, помимо живописи и
архитектуры, он изучал ботанику и тогда же познакомился с
востребованной в парфюмерной промышленности лавандовой
бурсерой, произраставшей только в Мексике.
Приобретя усадьбу Татагуни, Святослав Николаевич решил
вырастить это дерево в Индии и оказался первым, кто смог
вырастить огромную плантацию этих деревьев вне Мексики, а
затем с небольшим штатом работников он сумел наладить
производство эфирного масла «линалое».
Ежегодный доход от продажи нескольких тонн этого масла
сделал Рерихов финансово независимыми и позволил им
полностью сконцентрироваться на творчестве.
Когда плантация разрослась, у властей штата Карнатака и
коррумпированных чиновников появился соблазн отобрать эту
плантацию или хотя бы ее часть. Святославу Николаевичу
пришлось выдержать непростые столкновения с местной
администрацией.
Только благодаря его близкому знакомству с
Джавахарлалом Неру, а позднее с Индирой Ганди усадьбу
оставили в покое.
После фотографии на память на фоне лавандовой бурсеры
Святослав Николаевич напутствовал нас такими словами:
«Никто не может ни дать нам счастья, ни лишить его, если мы
не сделаем этого сами. Будьте счастливы”.
Мудрые слова умудренного жизнью человека. Однако, даже
самые мудрые и талантливые, но старые и бездетные люди,
особенно если они богаты, часто становятся жертвами
аферистов и негодяев. Не избежала этой участи и семья
Рерихов.
Как я узнал много позже, с 1992 года их личный секретарь -
Мэри Пунача практически держала Рерихов под арестом и
никого к ним не допускала. Угрозами и пытками она получила
подписи Святослава Николаевича и Девики Рани для получения
незаконных доходов от их огромной частной собственности, как
движимой, так и недвижимой, включая всемирно известные
картины выдающегося русско-индийского художника.
Святослав Рерих умер в 1993 году возрасте 88 лет, а Девика
Рани в 1994 году в возрасте 85 лет. Их огромное и бесценное
наследство до сих пор является предметом судебных тяжб
между различными общественными, государственными и
частными структурами, а часть бесследно пропала.
Но тогда, в сентябре 1982 года, Святослав Николаевич был
полон сил и энергии и планировал посетить СССР с целью
создания Советского фонда Рерихов, что ему удалось
осуществить лишь в 1990 году.
Распрощавшись с великим художником, мы отправились в
деревню Хампа на севере штата Карнатака.
В древнеиндийском эпосе «Рамаяна» повествуется, что здесь
находилась столица царства «ванаров» - обезьяноподобных
гуманоидов, храбрых и сильных воинов, преданных и честных
друзей и союзников бога Рамы (аватара Вишну) под
предводительством их богоравного царя Хануман.
Но мы приехали туда, чтобы посмотреть на руины бывшей
столице Виджаянагарской империи, существовавшей в 14–17
веках н. э. и разрушенной Бахманидским султанатом.
Лучше Редьярда Киплинга это место описать нельзя, поэтому
предлагаю вам выдержку из его «Книги джунглей»:
«Можно было видеть остатки каменных дорог, которые вели к
разрушенным воротам, где последние обломки дощатых
створок еще висели на изношенных, заржавленных петлях.
В стены корнями вросли деревья; укрепления расшатались и
обвалились; из окон стенных башен косматыми прядями
свешивались густые лианы… Холм увенчивал большой,
лишенный крыши дворец; мрамор, выстилавший его дворы и
фонтаны, треснул, покрылся красными и зелеными пятнами;
даже гранитные плиты, устилавшие тот двор, где прежде жили
королевские слоны, раздвинулись и приподнялись благодаря
пробившейся между ними траве и там и сям выросшим
молодым деревьям… Из дворца можно было видеть ряды домов
без крыш, которые придавали городу вид опустошенных сотов,
полных черных теней… Посередине террасы стояла белая
беседка, стены ее были сделаны из мраморных плит,
прелестных молочно-белых резных панелей, в которые были
вкраплены куски агата, яшмы и лазурита; когда из-за холма
вставала луна, ее лучи светили сквозь кружевную резьбу, и на
землю ложились тени, похожие на черную бархатную вышивку…»
Наше путешествие по югу Индии завершилось в Майсуре,
древней столице штата Карнатака.
В своих путевых заметках «Хождении за три моря» мой земляк -
тверской купец Афанасий Никитин, путешествовавший в
средневековую Индию в 1468 -1475 годах так описывал штат
Карнатака: «А здесь люди все черные, все злодеи, а женки все
гулящие, да колдуны, да тати, да обман, да яд, господ ядом
морят».
Я напрягся, вспомнив эти слова знаменитого тверича, но
напрасно, «сандаловый город» Майсур, называемый так за
обилие сандаловых рощ вокруг него, встретил нас весьма
дружелюбно.
Слово «сандал» означает «блестящий». В Индии его
используют, как ароматическое средство для услаждения богов.
Так как большинство древних богов являются метафорами
астрономических объектов, то можно предположить связь между
словом «сандал» и блестящим богом луны Чандра.
Топоним «Майсур» является англизированной версией слова
«Махишуру», что на дравидском языке «каннада» означает
«обитель Махиша» - мифологического демона, которого,
согласно индуистской мифологии, убила грозная богиня
Чамунда, олицетворяющая разрушение заблуждений, духовного
невежества и негативных склонностей человека.
В честь нее на вершине живописной горы разместился
«мандир» - священное место для молитвы, медитации и прозрения.
Свидетельство о публикации №125053004259