Театральные мотивы. Откуда гниёт рыба

   Театр можно любить, можно оставаться к нему равнодушным. В театр можно ходить смотреть спектакли, но в нём лучше НЕ работать. Только фанатики, отравленные магией сцены, могут посвятить себя служению театру. Для актёров и режиссёров это наркотик. Для остальных — крепостничество. Театр это скопище тщеславия, амбиций, лицемерия, самолюбования, духовного насилия над собой, ярмарка, на которой нужно продавать себя регулярно, чтобы не стать «залежалым товаром», даже при наличии дарования.

   Всем известно, откуда гниёт рыба. Театр живой организм, поэтому тоже гниёт с головы, хотя начинается с вешалки. И в этом он похож на любую организацию: либо там здоровая атмосфера, либо с душком - в зависимости от того, кто и как руководит. Если порасспросить старожилов, которые работают на одном месте десятилетиями, они с удовольствием расскажут, что когда-то было намного больше порядка: бывший директор не воровал, а нынешний худрук непонятно, что делает в театре, поскольку спектакли не ставит, только пьёт и артистов спаивает, а главный режиссёр вообще гомик.

   Театром, как в лучших традициях, руководит тройка: директор, художественный руководитель и главный режиссёр. Две последние должности часто совмещает одно лицо. Тогда театром руководят двое. Бывает, между собой конкурируют, тайно или явно. Это может сказаться на атмосфере в коллективе. Лучше, если один доминирует. Тогда всё ясно и всем спокойнее - меньше распрей, противостояний и переворотов. Мне не доводилось работать при руководителях, между которыми царило бы взаимопонимание и разделение сфер влияния и деятельности. Поэтому рано или поздно один и них вынужден «сойти с дистанции»: его либо смещают, либо он сбегает в другой театр от греха подальше, а то, упаси Господи, уходит в мир иной.

   На практике руководителей намного больше, если сюда включить всех желающих покомандовать, как то: многочисленные замы, заведующий труппой, заведующий постановочной частью, помощники режиссёров, а также те, у кого должность начинается с приставки "гл." - главный инженер, главный энергетик, главный художник, и с приставки "зав." - заведующий музыкальной частью и т.д. Начальников цехов я сюда не причисляю, поскольку их сфера влияния ограничена своим цехом. Но и внутри цеха не всегда удаётся покомандовать. Это я себя имею в виду. Не люблю командовать. Я скорее исполнитель. Хотя организатор тоже неплохой.

   Тем не менее, на самом деле правят в театре не начальники, а авторитеты, как на зоне. Для этого не обязательно занимать высокую должность или иметь звания (народный, заслуженный). Неформальные отношения играют важную роль!
И всё-таки в театре главные, как это ни странно, актёры. Без них не сыграть спектакль. Но ещё главней зритель, потому что без него играть будет некому.

   Даже если в театре уже чувствуется душок гниения, то влюблённый в театр зритель это не почувствует, поскольку любовь слепа, глуха и лишена обоняния. Поэтому идите, идите в театр - и умрите в нём!


2019 год


Рецензии