Неизбежная Индия. Глава 16

Глава. 16. Миротворец Суриндер Сингх Санни.

Суриндер Сингх Санни ворвался в нашу жизнь неожиданно и
мощно. Он был богат, образован, умен, дипломатичен, тактичен
и щедр. А еще он был настоящим человеком мира и истинным
миротворцем. Ему нравилось «сдруживать» людей из разных
стран, культур и политических систем.
Скорее всего это качество он взял из своей религии, ведь
Суриндер был сикхом, а сикхи проповедуют любовь и братские
отношения ко всем людям на земле, им предписано искать и
проявлять в себе данное Богом - веру и любовь, быть свободным
в своей воле и уважать свободу других.
Сикхизм отвергает политеизм, идолопоклонство, суеверия и
языческие ритуалы, а основные принципы веры Сикхов таковы:
- единый Творец является опорой для людей, относящихся к
любому вероисповеданию.
- каждый обладает равным статусом перед Богом и все позиции
власти в религиозной и политической жизни Сикхов открыты как
для мужчин, так и для женщин.
В повседневной жизни сикхи руководствуются принципами:
- помни Бога во всём, чтобы ты ни делал.
- будь трудолюбив и честен.
- всегда делись щедро с менее удачливым.
- не мни себя самым умным, ведь всегда найдется человек,
который в чем-то умнее тебя.
Посвященные (истинные) сикхи должны соблюдать «кеш» -
никогда не стричь волосы и не бриться, они обязаны постоянно
носить на голове «тюрбан» или «дастар», поддевать под верхнюю
одежду длинные трусы «каччера», носить на запястье стальной
браслет «кара», в кармане - небольшую расческу «кангха», а
на боку – похожий на меч нож «кирпан», им также нельзя
употреблять наркотики, алкоголь и табак.
Все сикхи-мужчины имеют второе имя «Сингх», что означает
«лев», а все сикхи-женщины - «Каур», что означает «львица».
Эта традиция уходит корнями в 17 век.
В эпоху войн с Великими Моголами у сикхов были короткие
имена: Биллу, Тиллу, Калу, Нила, Пила, тогда как у Моголов -
более впечатляющие и пугающие, например, Бахтавур Хан.
И тогда гуру Гобинд Рай, десятый и последний сикхский гуру,
сказал: «Как мы можем бороться с мусульманами, когда наши
имена такие маленькие? И у нас тоже должны быть громкие и
мощные имена”. И он стал первым «Львом», изменив свое имя с
Гобинд Рай на Гобинд Сингх. Последовав его совету и приняв
«Сингх» и «Каур» как части своих имен, сикхи таким образом
продемонстрировали равенство между мужчиной и женщиной
и избавились от каст и социальных классов.
После Первой мировой войны за храбрость и воинскую
доблесть сикхов стали называть «черными львами».
Знакомство с Суриндером Сингх Санни началось с его
приглашения руководству советских специалистов посетить
заседание местного «Ротари Клуба» (Rotary Club), в котором
Суриндер был не последний человек.
«Ротари Интернешенл» - это международная
неправительственная ассоциация с тысячами клубов и
миллионами членов. Два главных девиза клуба:
«Служение превыше себя» и «Больше всех получают те,
кто служит лучше всех».
Название «Ротари» произошло от практики чередования
(ротации) места проведения собраний членов клуба и
ежегодной смены его президента.
Чтобы стать «ротарианцем» надо пройти тест по этическим
стандартам предпринимательской деятельности, созданный
на основе притчи о «Трех ситах Сократа» с добавлением
четвертого требования, т. е. ответить на следующие вопросы:
- истина ли это (реален и жизнеспособен ли проект)?
- порядочно ли это для всех заинтересованных?
- будет ли это способствовать взаимопониманию и
установлению дружеских отношений?
- будет ли это полезно для всех заинтересованных?
Благодаря Суриндеру, руководство советских специалистов
на метзаводе в Бокаро и несколько переводчиков, включая меня,
стали почетными членами «Ротари», т. е. мы не платили взносы,
не имели права выбирать и выбираться на руководящие
должности, но могли участвовать в некоторых гуманитарных
проектах, самым необычным из которых стало шефство над
колонией для прокаженных, расположившейся по соседству с
металлургическим заводом.
О проказе или лепре человечеству известно с давних времен.
Ее родиной принято считать Индию, откуда болезнь
«экспортировали» сначала в Египет, а затем разнесли по всей
Европе.
Существует легенда, что Константин Великий, основатель
Византийской империи, будучи язычником, за гонения на
христиан был наказан проказой и исцелен Святым Сильвестром
только после того, как был им крещен.
Считалось, что единственным методом борьбы с болезнью
была полная изоляция больных, поэтому в 6 веке н. э. во Франции
обязали зараженных жить в специально отведенных для них
местах - лепрозориях. Им разрешалось изредка выходить на
улицу, но только в сером плаще и с колокольчиком на шее для
идентификации и предупреждения окружающих об опасности.
А если происходила вспышка заболевания, то прокаженных
изгоняли, хоронили живьем, топили в водоемах и сжигали на
кострах.
Во времена Крестовых походов проказу называли болезнью
Святого Лазаря из-за осевших на Кипре крестоносцев ордена
Святого Лазаря, ведь именно на Кипре в течение тридцати лет
после своего воскрешения Иисусом Христом проповедовал
Лазарь из Вифании, Четверодневный.
Эти крестоносцы, страдавшие лепрой, были самыми
бесстрашными, т. к. все равно уже считались мертвецами и
шли в бой с открытым забралом (отсюда и известное
выражение), пугая врага своей внешностью - «львиной мордой».
Помимо походов за освобождение Иерусалима с Гробом
Господним, у ордена Святого Лазаря было еще одно
благородное обязательство: заботиться о больных по всей
Европе, от них появилось слово «лазарет» - военное
медицинское учреждение.
Давно доказано, что проказа не передается через
рукопожатие, сидение рядом с инфицированным, половым
путем, а также во время беременности ребенку. Ею можно
заразиться только после длительного контакта с больным, как
правило, воздушно-капельным путем.
Уже тогда, в восьмидесятые годы двадцатого столетия
существовала эффективная мульти-лекарственная терапия,
пройдя которую, люди становились незаразными. Но, все равно,
когда мы приехали в бокаринскую колонию прокаженных для
передачи медикаментов и перевязочных материалов, я старался
ни к кому и ни к чему не прикасаться и, хоть мы и были только в
той ее части, где содержались уже выздоровевшие пациенты, по
возвращении я тщательно вымылся, обильно используя
антисептическое карболовое мыло.
А вот Мать Тереза, которая 60 лет служила бедным и больным
Индии и которая основала там десятки лепрозориев, оставалась
мужественной и не боялась изуродованных лиц, провалившихся
носов и гниющих пальцев рук и ног.
Она говорила, что самая большая болезнь сегодня – это не
проказа, а чувство «нежеланности» общества, что предрассудки
и дискриминация в отношении людей с проказой являются
нарушением прав человека.
ее монахинь - «сестер-миссионерок любви»
Мать Терезу и критиковали за получение и использование «грязных денег» от
диктаторов и бизнес-аферистов, за низкое качество
оказываемой медицинской помощи, за, якобы, насильственное
обращение в веру умирающих и даже за употребление
наркотиков, на что «ангел милосердия» отвечала:
«Если ты добр, люди будут обвинять тебя в том, что под маской
доброты ты скрываешь корысть. Но все равно, друг мой,
оставайся добрым. В конце концов, то, что ты делаешь, нужно не
людям, это нужно только тебе и Богу».
Борьба с проказой стала для блаженной Терезы Калькуттской
делом всей жизни, для «Ротари Клаб» - одним из благородных
гуманитарных проектов, для меня – всего лишь единичным
эпизодом, в котором я однозначно не был героем.
Но вернемся к Суриндеру Сингх Санни.
С его легкой руки мы, советские люди, объединенные одной
общей целью – построением коммунизма во всем мире и
отгороженные от этого мира «железным занавесом», смогли
встречаться и общаться с представителями «загнивающего
капиталистического Запада» - французами, западными
немцами и американцами.
Это было интересно, познавательно и полезно для всех сторон.
Мы, простые люди из разных социально-политических систем,
узнавали «потенциального врага номер» на житейском,
человеческом уровне, и, оказалось, что мы очень похожи и
мечтаем об одном и том же, как в песне любимого мною барда
Александра Дольского:
«Знаю я, что мне необходимо,
Мне не нужно долго вспоминать:
Я хочу любить и быть любимым,
Я хочу, чтоб не болела мать,
Чтоб на нашей горестной планете
Только звёзды падали с небес,
Были все доверчивы как дети
И любили дождь, цветы и лес…»
Просто и понятно. Без разномастных военных и
внешнеполитических доктрин.
Суриндер был всеяден и порой неразборчив в дружбе, но
он страстно хотел объединить весь мир и ужасно обожал
устраивать вечеринки у себя на вилле, куда приглашал самый
разношерстный народ.
Каждый его прием был радушным и щедрым. Если бы
«суриндеровские посиделки» посетил великий древнегреческий
драматург Эврипид, то наверняка сказал бы: «Напрасны труды
музыканта: уставленный яствами стол без музыки радует
сердце”.
Хоть сикхизм и запрещает употребления алкоголя, виски и
прочие крепкие напитки текли рекой на этих «вечерах дружбы».
Кто-то сказал, что дружба – это вино существования, так вот, на
вечеринках Суриндера я лично видел, как алкоголь «сдруживал»
разнополярных людей и помогал им, говорящим на разных
языках, общаться и понимать друг друга без переводчика.
Однако, культуру и ее традиции, в том числе потребления
алкоголя, нельзя отменить.
Однажды, после завершения сытной трапезы и сопутствующих
возлияний, после индийского десерта с конфетами-помадками
«бурфи» и сладкими молочными шариками «гулаб джамун»,
после кофе «масала», жена одного из наших боссов заметила
стоящую на полке нетронутую бутылку джина и предложила
незамедлительно ее опустошить, ссылаясь на исконно русскую
традицию не оставлять алкоголь на завтра, а следовать правилу:
«Пей все до дна – жизнь будет счастья полна!»
Ей возразил чопорно-нетрезвый джентльмен, представитель
туманного Альбиона и, вероятно, доморощенный тренер по
этикету: «Нет, увольте! Джин ведь пьется под оливки, сыр, рыбу и
мясо, а мы уже и кофе выпили!» На что женщина из «страны
березового ситца» резонно ответила: «Не хочешь - не надо,
а я выпью». И допила бутылку джина до дна в компании
таких же беспринципных и алкозависимых товарищей.
Находящийся под впечатлением увиденного, британец
спросил нашу железную леди: «Are you full?» - «Теперь все?»,
что на слух могло восприниматься и как: «Are you fool?” -
«Ты дура?».
Дабы разрулить двусмысленность этой фразы, один из
переводчиков ответил за нашу мадам: «Yes, complete», что могло
означать как: «Да, сполна!», так и «Да, она - полная дура».
Велика сила перевода! Не зря лозунг переводчиков гласит:
«Не допустим второго Вавилонского столпотворения!»
Помимо гуманитарных проектов, полезных международных
встреч, веселых попоек на вилле у Суриндера были и рутинные,
нудные заседания клуба, на одном из которых произошел
весьма забавный случай.
В тот день официальным переводчиком советской делегации
был, Андрей Рубальский, выпускник МГИМО, сын известного
на весь СССР Бориса Рубальского, переводчика-синхрониста
и одного из авторов популярного учебника разговорного
английского языка, по которому учились все переводчики
советской эпохи.
Не будь Андрей потрясающим разгильдяем, не оказался бы он
в захолустном Бокаро, а, при имеющихся образовании, знаниях,
таланте и поддержке, работал бы в ООН или Посольстве СССР в
Лондоне, Оттаве или Канберре, но, как скрупулезно подмечено,
люди – хозяева своей судьбы.
Переводчиком он был отменным, однако весьма рассеянным.
В тот злополучный день, после многочисленных речей,
завершавшихся традиционными аплодисментами, к
микрофону подошел неизвестный гражданин и произнес
короткую речь, которую Андрей банально пропустил мимо
ушей, провалившись в какие-то свои глубинные мысли, а когда
вынырнул из них, протокольно зааплодировал. За ним захлопала
в ладоши вся советская делегация. Зал напрягся и замер…
Возникла неловкая пауза, которую быстро и умело прервал
председатель собрания, объявив следующего спикера, и
заседание покатилось дальше по утвержденной повестке.
За последовавшим фуршетом к нашей делегации подошел
Суриндер и деликатно поинтересовался, чем была вызвана
такая неадекватная реакция на сообщение о кончине одного
из членов клуба «Ротари».
Пришлось Андрюше каяться. Но, как известно, инквизитор
охотно верит покаянию грешника, особенно если грешник
кается на костре.
После этого случая наши боссы перестали брать Андрея на
заседания клуба «Ротари», а перебросили с идеологического
фронта на творческий - синхронный перевод американских
фильмов, еженедельно демонстрировавшихся в нашем Доме
культуры, с чем он блестяще справлялся.
Я же, сменив Андрея на посту официального переводчика в
«Ротари», помимо дополнительной языковой практики, научился
заблаговременно и быстро есть.
После нескольких «несолоно хлебавши» сеансов, когда я
попеременно переводил говорящего жующему, оставаясь при
этом на водной диете, мне удалось выработать четкий план
действий.
Под разными предлогами я первым пробирался к индийскому
«шведскому столу», молниеносно проглатывал цыпленка
«тандури» (замаринованного в йогурте со специями и
запеченного в глиняной печи «тандури», подаваемого с рисом и
острым карри), а потом, уже вполне насытившийся и довольный,
с бокалом сока в руке, циркулировал по залу для оказания
посильной переводческой помощи.
По приглашению Суриндера я побывал и на сикхской
свадьбе. Она называется «Ананд Карадж», что в переводе с
языка сикхов «панджаби» означает «Блаженный союз». Этот обряд
проводится в сикхском храме «гурудвара» перед священной
книгой сикхов – «Гуру Грантх Сахиб» - «Изначальная книга».
Для сикхов акт бракосочетания - не просто физический и
юридический контракт, это – таинство. В день свадьбы
молодожены дают клятву помогать друг другу слиться своей
душой «атма» с Высшей духовной сущностью - «Параматмой».
Брак у сикхов, как правило, заключается по договоренности и
ответственность за его крепость несут все члены обеих семей,
поэтому сикхские семьи практически никогда не распадаются.
Традиционным свадебным нарядом сикхской невесты
является «сальвар камиз» (брюки и рубашка) или «лехенга чоли»
(юбка, блуза, накидка) с изящно расшитой шалью «дупатта»,
покрывающей её голову.
Жених, как правило, одет в традиционный сюртук «ачкан» и
узкие штаны «чуридары», голову украшает тёмно-розовый
тюрбан, называемый «пагди», на плечи накинут длинный яркий
шарф «пулла». Обязательным дополнением служит длинный
сикхский меч «кирпан», который вручает жениху его дядя,
которым в тот день и был Суриндер.
Вход в гурудвару и женщинам, и мужчинам разрешен только с
покрытий головой. В отсутствии тюрбана мне пришлось
использовать популярный в те времена и всегда имеющийся
в кармане носовой платок и повязать его на свою несикхскую
стриженую голову, уподобившись герою Анатолия Папанова
в гениальном советском фильме «Берегись автомобиля».
После гурудвары все поехали на светскую церемонию в
местный парк, где в заранее установленных разноцветных
шатрах, разместились многочисленные (не менее тысячи) гости.
Молодоженам вручали подарки, играла музыка, люди пели и
танцевали, официанты разносили напитки и закуски.
Еда была, в основном, вегетарианская, но и для мясоедов
было что поесть, а в двух полевых барах наливали все - от соды
до виски, но пьяных я не видел. Сикхи, хоть и нарушали табу на
алкоголь, знали свою меру.
Сходил я с Суриндером и в индийскую баню, где, как
и в любой бане мира, существовал ряд традиционных процедур,
чрезвычайно необычных, но приятных для души и тела.
Сначала нам омыли ноги, как того требовали ведические
обычаи. Для этих целей существовали специальные сосуды,
наполненные водой и различными маслами. Сам процесс
омовения сопровождался массажем ног, ведь согласно
индийским представлениям, в ногах человека расположено
множество точек, отвечающих за взаимодействие
с окружающим миром.
Далее мы прошли процедуру нежного втирания в кожу
отваров и смесей из целебных трав, секрет приготовления
которых известен только мастерам ведической медицины.
После траволечения нас отвели в парную, которая
представляла из себя деревянный ящик с крышкой, типа кофра,
чтобы не сказать гроба, на одну персону. Под дно парного
ящика выкладывались разогретые камни, которые поливались
водой со смесью трав и масел. Чтобы поддерживать у камней
постоянную температуру, снаружи ставилась печь. Для головы
в такой парной было специальное отверстие в крышке, чтобы
исключить возможность перегрева.
Я согласился на 20-минутое испытание индийской парной,
ибо был молод, бесстрашен и безрассуден.
Следующий банный этап назывался «синхронный массаж».
Его проводили сразу два массажиста, усиленно втирающих в
тело масла из целебных трав. В Индии считается, что этот вид
массажа максимально благоприятно влияет на тело и душу
человека.
В завершении надо мной совершили церемонию
«Успокоение ума» - положили на спину, пометили пеплом
священный знак «тилака» и с небольшой высоты аккуратно
вылили кунжутное масло, разогретое до комфортной
температуры на область эзотерического третьего «глаза
разума».
Индийцы считают, что такой ритуал избавляет человека
от бессонницы и различных болезней, а также укрепляет
иммунитет и наделяет тело и душу чувством легкости
и блаженства, что я и испытал в полной мере.
С завершением моей командировки в Индию наши пути с
Суриндером разошлись. Поддерживать связь в отсутствии
интернета, электронной почты и мобильного телефона было
практически невозможно. Изредка от общих знакомых,
продолжавших работать в Индии, до меня долетали новости о
моем сикхском друге. Так я узнал, что в начале ноября 1984 года
в результате прошедших по всей Индии «сикхских погромов»,
вызванных убийством премьер-министра Индиры Ганди
сикхскими экстремистами, вилла Суриндера была сожжена,
а сам он, чудом избежав смерти, скрылся в неизвестном
направлении.
А в конце 2024 года пришла печальная весть, что Суриндер
Сингх Санни, наш замечательный «бокаринский лев» и
«международный друг», почетный президент клуба «Ротари
Интернешнл» скончался после продолжительной болезни -
цирроза печени.
Как говорят в Индии: «Сат шри акаал, вахегуру вичари аатма» -
«Да дарует Бог покой усопшей душе его».


Рецензии