Неизбежная Индия. Глава 15
В индийской кулинарной культуре шесть вкусов:
сладкий, кислый, соленый, острый, горький и вяжущий.
Когда мы слышим словосочетание «индийская кухня», первое
что сразу приходит на ум – «специи». И это действительно так.
Благодаря Васко да Гама индийские специи попали в Европу и
быстро там прижились, однако, стоит отметить, что, шафран,
чили, как и сахар, широко применяемые в современной
индийской кухне, были заимствованы индийцами у европейцев и
арабов.
Индийская кухня сформирована под влиянием религиозного
культа и традиций - большая часть индийцев не ест мясо,
поэтому вегетарианство воспринимается здесь как целая
культура, образ жизни.
В соответствии с индуистской философией «санкхья»
(отвлечения материального от духовного) пища, как и вся
материальная природа, подразделяется на три группы:
1. Саттвическая (божественная) – пища благости
2. Раджастическая (королевская) - пища страсти
3. Тамасичная (дьявольская) – пища невежества
Саттвическая еда готовится из овощей, круп, фруктов, соков,
орехов, из свежей молочной продукции. Это легко усваиваемые
продукты, с богатой «праной» (жизненной энергией). Такую пищу
потребляют люди с более высоким уровнем сознания.
Считается, что саттвическая еда способна очистить тело и
успокоить ум. Блюда отличаются нейтральным вкусом и
потребляются сразу после приготовления.
Раджастическая пища – это очень острая еда, включающая в
себя мясо, рыбу, печеные и жареные овощи и сладости.
Потребление такой еды может привести к гиперактивности,
раздражительности, может вызвать негативные чувства.
Раджастическая еда не только стимулирует тело, но и
способствует страсти и невежеству.
Тамасичная пища – это блюда, содержащие высокий процент
жира, сахара, это консервы и пастеризованные продукты,
мучные изделия и разогретая еда. Тамасичная еда делает
человека глупым и вялым.
Индийская повседневная кухня зиждется на четырех китах -
овощи, рис, бобовые и пшеница. К ним подают множество
соусов – «кари», «раита», «касунди», «махани». Но самый
известный – соус «чатни», состоящий из фруктов, овощей,
специй, орехов, а также уксуса и цитрусовых заправок, - короче,
гремучая, но очень вкусная смесь!
Моя приверженность индийской пище началась с «самос»,
пирамидок из жареного теста с картофельным пюре, зеленым
горошком и специями. Я их покупал себе на второй завтрак в
заводской столовой, именуемой «кантин» (от англ. «canteen»).
Питьевой режим в Индии требовал потребления как минимум
двух литров воды и трех стакана чая в день, вот я и повадился
в «кантин» попить индийского чая с кардамоном и молоком,
а заодно и перекусить парочкой огненно-перченых
вегетарианских самос.
Самая популярная национальная еда в Индии – «тхали», она
состоит из риса, овощей, чечевицы, йогурта и чапати (пресной
лепешки из муки).
Но моим любимым блюдом была и неизменно остается
«курица тикка масала». На хинди и урду «тикка» - означает
кусочек, а «масала» - смесь из кардамона, гвоздики, имбиря и
чёрного перца.
«Курица тикка масала» - это блюдо из заранее
замаринованных и затем хорошо обжаренных или тушеных
небольших кусочков курицы, залитых густым острым соусом
оранжевого цвета, основу которого составляет натуральный
йогурт или нежирный кефир, с добавлением куркумы, паприки,
томатного пюре и собственно соуса «масала», а в качестве
гарнира подается рис. Вкуснотища – просто пальчики
оближешь, что индийцы и делают, ибо едят свою пищу руками.
Почему? Согласно аюрведе, древней традиционной
медицине Индии, все болезни являются результатом дисбаланса
циркулирующей в организме жизненной энергии «праны»,
которую можно регулировать здоровым образом мысли и
жизни, в том числе правильным питанием и способом принятия
пищи.
Аюрведа утверждает: все в этом мире состоит из пяти стихий -
воздуха, воды, огня, земли и эфира, и пять пальцев на руке
символизируют эти пять стихий. Поэтому, когда индус берет еду
руками, он соединяет все эти стихии воедино, обогащает пищу
и правильно насыщает свое тело, тем самым увеличивая в
своем организме энергию жизни «прану» и оздоравливая себя.
Есть пальцами я так и научился, но индийская кухня стала мне
родной и второй по значимости после русско-украинско-
еврейского симбиоза. Много позже к ним добавились арабская
и средиземноморская, в частности - итальянская.
Многие совграждане на метзаводе в Бокаро, как и я,
полюбили острую индийскую пищу, а вот подавляющее
большинство наших индийских коллег не принимали нашу
советскую кухню, ведь оливье, холодец, селедка под шубой,
не говоря уже о говяжьих котлетах, не соответствовали
стандартам убежденных приверженцев вегетарианства.
Зато индийцы очень любили посещать Дом индо-советской
дружбы, где мы радушно угощали их баранками, пряниками,
шоколадными конфетами и чаем из самовара, а заодно
активно распространяли советскую литературу того времени,
пропагандировавшую преимущества развитого социализма
над загнивающим капитализмом.
Дом дружбы представлял из себя часть двухэтажного коттеджа
с залом для приемов, на стене которого висели флаги наших
стран и огромные портреты лидеров обоих государств, а также
весьма солидную библиотеку на русском, английском, хинди,
урду и бенгали. Каждый из переводчиков обязан был нести вахту
в строгом соответствии с установленным графиком.
В очередной раз мне выпало «дружить» 11 ноября 1982 года,
т. е. через день после смерти Леонида Ильича Брежнева,
тогдашнего генерального секретаря КПСС и лидера мирового
коммунистического движения, период правления которого позже
стали называть «застоем» и «культом без личности», но в 1982 году
его кончина рассматривалась как большая и невосполнимая
утрата для всего прогрессивного человечества.
В тот скорбный день ко мне пришел представитель этого
прогрессивного человечества – товарищ Анкит Шарма, активист
местной ячейки Коммунистической партии Индии – истинной
КПИ (не путатп с КПИ(М), где М - марксистская, а по сути – маоистская
и в те времена нам недружественная).
С Анкитом мы встречались и раньше - как на заводе, так
и на различных совместных культурных мероприятиях, поэтому
его просьба одолжить портрет дорогого Леонид Ильича для
проведения официальной церемонии прощания не вызвала
у меня каких-либо подозрений или плохих предчувствий.
Все начальство в тот день было вызвано на срочное совещание
в Генеральное консульство в Калькутте, телефонной связи с ними
не было. Пришлось мне самому принимать решение.
С надлежащим уважением я снял портрет генсека со стены и
торжественно передал индийскому коммунисту, взяв с него
клятвенное заверение, что после церемонии прощания портрет
будет возвращен на исходную позицию.
Через два дня, не получив портрет назад, я забил тревогу и
отправился в сталелитейный цех, где товарищ Шарма работал
мастером.
На мой вопрос: «А где же портрет Брежнева?» закоперщик
местного индийского пролетариата с достоинством ответил:
«Кремирован со всеми почестями, а пепел развеян над водами
реки Дамодар, притока священного Ганга в соответствии с
индуистскими традициями”.
В тот день у меня появились первые седые волосы.
От отправки на Родину в течение 24 часов меня спасла
стремительная кадровая перетасовка в Кремле - к власти
пришел шеф КГБ Андропов и буквально через три дня из
Посольства в Дели нам прислали большой портрет нового
лидера СССР, а о старом никто даже и не вспомнил…
«Out of Kremlin – and you are a gremlin» («Вынесли из Кремля –
превратился в гнома») - так я переиначил английский вариант
«Out of sight - out of mind» русской народной пословицы
«С глаз долой - из сердца вон».
Как говорил мудрый Экклезиаст, он же, предположительно,
израильский царь Соломон: «Все - суета сует…. Нет памяти о
прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех,
которые будут после».
Как шутили в те серые времена советские диссиденты:
«Советский Союз вступил в фазу гонок на лафетах по Красной
площади».
Как показала дальнейшая история - это было начало
Величайшей Катастрофы двадцатого века.
Свидетельство о публикации №125053001548