Николай угодник

Июнь моёго детства

Лето – огромное пространство, каникульный омут – отвыкание от обыденной расфасовки дня. Лето – мечта!
Лето пахнет раскалённым, разморённым на солнышке сеном, крапивой( ух и достаётся нам от неё), огурцами и помидорной ботвой ( наш промысел- запретный плод),грибами пахнет, земляникой. Наклонись, загляни под свод земляничных листов- там чудо-земляничины. Теплые, спелые, сладкие - да в молоко.
Молоко парное – коровой пахнет, нашей коровой – Дочкой зовут. Доча, Доча – всегда одно имя, а бурёнки разные: то черная с белой чёлкой, то рыжая, а то разноцветная. Разноцветная у нас и кошка – Катька. Бабушка кошку кормит, но недолюбливает – сама Катя потому что. Соревнования у них что ли?  И мурлыка никогда на колени к бабушке не сядет, а только рыбу всежую попрошайничает. Рыбка - она бывает часто на обед – в разных видах – уха, жареная, тушёная с картошкой.
Рыбу ловит дедушка мой, Коля. Имя какое колючее, будто уколет сейчас, но он больше Николай-Угодник, а особенно летом в деревне. Всем детям ( буквально всем!) вырезает свистульки из ивовых веток. С начала поход за ивой на речку. Он выбирает: стучит по тоненьким стволам складным перочинным  ножичком – прислушивается, мурлычет себе  под нос так-так-так, так-так-так. Мы  дети стоим молча. Затем срезает сразу 5-6 штук длинных веток и мы шумно тащим их к дому, к скамейке. Дед садится важно, молча– мы крутимся около. От нетерпения переминаемся с ноги на ногу. Начинаем спорить: кому первому достанется «свисток». Тихо, тихо, сейчас, сейчас – говорит, будто напевает дед. Вот так, вот так – бормочет он и начинает освобождать самую стройную ивовую ветку от листвы. Листья вертятся вокруг своей оси и весело спускаются на землю.
Затем  режет её на равные небольшие палочки. Разглядывает их как-то странно с полуулыбкой и вырезает посередине кусочек похожий на маленькую половину луны.
Затем надрезает почти что посередине колечко:очень аккуратно ведёт нож и крутит палочку ( мы наблюдаем раскрыв рты, нам в среднем шесть лет) и, о чудо! Линия надреза попадает в начальную точку и они сливаются. Тут дед складывает ножичек и начинает постукивать им по более короткой части, поворачивая её – со всех сторон, через некоторое время  с восторгом и громким «оп!» ловко снимает кору и бережно откладывает в сторону на скамейку. Что-то ещё строгает, подрезает, подчищает, надевает кору обратно и тихонько дует, потом погромче, готово!
Это самому нетерпеливому. Но нет – дай-ка сюда, говорит. Делает ещё три красивых белых полоски, надрезая дудочку по кругу,снимая зелёную кожу ивы. Мы радуемся свистульке и ждём своей очереди.  Ах! У каждого есть теперь музакальный инструмент.
Но остаются ещё четыре ветки. Зачем они? Спрашивает нас дед. Наверное для удочек? Нет не угадали – для игры. Старинной французской игры- Серсо называется. Мы свистим на разные голоса, ведь у каждой дудочки- свистульки свой голос.
 А Коля,наш Николай Угодник – Чародей, делает две длинные красивые узорчатые тросточки, а из тонких веточек свивает  два довольно больших кольца. Мы замолкаем, когда видим, как он, просунув  палочку немного наискосок в кольцо и другой рукой придерживая его, вдруг бросает ивовый круг. И он летит, летит, а мы летим наперегонки его ловить и  несём обратно к деду- брось! Но он бьясняет, что должно взять другую тросточку и на неё ловить. Но отойти надо подальше – шагов на десять.
 Игра начинается,нас много и мы ссоримся. Уже никому не хочется свистеть – все желают играть в серсо( одно название завораживает). Между тем дед делает ещё пару палочек и колечек. Отдаёт нам и уходит в дом.
Я уже знаю каждолетнюю игру в чародея и обожаю лето, дедушку, сестрёнку и брата, весь мир!
Лето-лето! Пролетает над нами , а над летом  пролетают  лета, ныряя и бесследно исчезая в Лете.


 


Рецензии