Святой
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить... И глядь - как раз умрём.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.
Александр Сергеевич Пушкин
1834 год. За три года до смерти.
Посвящается отцу Геннадию Николаевичу...
Кто знает лучше нас самих
Себя во всех делах.
И кто ведёт в делах мирских -
Иисус или Аллах.
Но очень часто в горле ком
Мешает мне дышать -
Отца и мать, и отчий дом,
Стал чаще вспоминать.
Ушёл в свой путь совсем юнцом -
Хотел быть лучше всех.
И в том что жизнь прожил кольцом -
Мой самый тяжкий грех.
Лишь только в траурные дни
Встречал родной порог -
Поочерёдно схоронить
Родителей я смог.
Потом я жил в горячке дней -
Слепым, глухим, во сне.
Среди людей и площадей -
С собой наедине.
Святой к святому не пойдёт
Грехи свои молить.
Лишь грешник грешника найдёт,
Чтоб жажду утолить.
Святого грех - не краткий сон,
Не призрак, не мираж,
А постоянный в сердце стон -
Всё не прощенья страх.
Святому грех не отмолить.
Очиститься нельзя.
В грехе он был и будет быть -
И в том его стезя.
Он совести своей в огне -
Не ест, не пьёт, не спит.
С мольбой одной наедине -
Что может кто простит...
*** "Отец должен быть столько же отцом - сколько и другом своего сына." В.Г.Белинский
*** "...во всяком случае, сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда и ни в чём не стеснял моей свободы"
И.С.Тургенев
*** "Когда отец посвящает себя сыну - оба смеются. Когда сын посвящает себя отцу - оба плачут."
Уильям Шекспир.
*** "Счастливые глухи к добру"
Н.А.Некрасов
Свидетельство о публикации №125052803471
Стихотворение затрагивает сложные вопросы самопознания, вины, а также обращения к высшим силам (Богу, Иисусу, Аллаху) за пониманием и прощением. Говоря о родных, о потерях и грехах, лирический герой исследует свою душевную боль, навсегда связанную со своим прошлым.
Явления жизни, о которых говорит поэт
Поэт рассматривает явления утраты (смерть родителей), одиночества, ощущения вины и стремления к духовному очищению. Он акцентирует внимание на противоречиях между святостью и грехом, внутренней борьбе человека с самим собой, его страданиями и поиском смысла жизни.
Структура и размер произведения
Стихотворение состоит из нескольких строф, в каждой из которых сохраняется внутреннее единство мысли. Размер произведения — ямб (мужская рифма), который подходит для серьёзной темы размышления. Структура стихотворения отражает внутреннее движение героя от смятения к пониманию.
Фоника и рифмика
В стихотворении активно используется аллитерация и ассонанс, создающие музыкальность и ритмичность текста. Например, повторение звуков “г” и “р” в ряде строк акцентирует внимание на стальных ощущениях и внутренней борьбе.
Рифма: перекрестная, что создает гармонию и стройность.
Строфика: имеет четкую структуру, что способствует восприятию глубоких мыслей.
Изобразительные средства
В стихотворении используются:
Эпитеты: "горячие дни", "траурные".
Сравнения: жертва своего выбора.
Метафоры: "совести своей в огне" подчеркивают глубокую внутреннюю борьбу.
Также можно отметить использование архаизмов, что добавляет тексту торжественности и глубины (например, "схоронить").
Образность и символика
Образы святого и грешника показывают контраст между идеалом и реальностью. Произведение насыщено символами: родительский дом — олицетворение истоков, грех — неизбежная часть человеческой природы.
Контраст и конфликт
Конфликт "я" — внешний (грешность, страх перед осуждением) и внутренний (борьба с самим собой и страх перед вечным осуждением). Контраст между святостью и грехом создает мощное внутреннее напряжение.
Кульминация
Кульминацией является осознание того, что святости невозможно достичь через исповедь — эта мысль парадоксальна и горька.
Скрытый смысл
Скрытый смысл кроется в поиске прощения и примирения с самим собой. Ключевые слова: "грех", "страх", "надежда". Эти слова подчеркивают борьбу внутреннего мира героя с внешними обстоятельствами. Позиция автора — принятие себя и осознание, что греховность является частью человеческой природы, с чем нужно мириться.
Внутренняя матричная структура авторской мысли
Структура показана через резкий переход от осуждения к пониманию, от страха к смирению. Герой начинает с отсутствия веры в возможность прощения и заканчивает пониманием собственного несовершенства.
Настроение в финальной части
Финал преисполнен горечи и печали, но и признания. Настроение можно охарактеризовать как сложное — одновременно грустное и освобождающее.
Контекст творчества автора
Творчество поэта можно рассматривать в контексте гуманистических и символистских традиций. Например, поэты, такие как Блок, также исследовали человеческие страдания и внутренние конфликты, стремясь понять человеческую природу.
Сравнительные примеры
В поэзии различного времени, включая Романта и Модерна, часто поднимался вопрос о человеческом страдании. Например, у Рильке этот поиск высшего смысла тоже сопровождается скорбью и одиночеством, а у Тютчева — глубокой любовью к природе как отражению души.
Таким образом, рассматриваемое стихотворение становится важной вехой в осмыслении вопросов человеческого существования, страдания и поиска себя, переплетая личное с универсальным.
Сергей Пирогов 3 29.05.2025 15:12 Заявить о нарушении