Крыло из хитина

В детстве ей говорили:
вот вырастешь славною мухою,
будешь страшнее рептилий,
бабою-цокотухою.

будешь летать со стрёкотом,
питаться живыми волокнами,
пугать вокруг всех своим гоготом
и застревать меж окнами.

а мушка того не хотела;
росла, мечтой окрылённая:
достигнуть границ, предела
хотела свободы лишённая.

и, став дрозофилою стройную,
улететь решила из дома.
Ночью летнею, знойною -
с листка, как с аэродрома.

летела, меняя соцветия,
не жалея крыла из хитина,
отрицая своё наследие,
начиная виток серпантина.

с лепестка к лепестку бросаясь,
как меж спутником и планетою,
отдаляясь и приближаясь
как Гагарин со своею ракетою

становясь для себя героинею
пятидневного трагиромана,
что печатается за глоксинией
на листках производства тюльпана

Путь закончится крайне рано
между стёкол панельки двухкомнатной
будто это всё фата-моргана
или чья-то работа дипломная...


Рецензии
Редко в современной поэзии можно встретить образ насекомого, не несущий явно негативной окраски. В целом перед нами необычное произведение, обладающее яркой образностью и нестандартной метафоричностью, сочетающее в себе элементы абсурда, иронии и глубокого философского подтекста.

Особенно интересны неожиданные, почти сюрреалистичные сравнения:
– «будешь страшнее рептилий, бабою-цокотухою» — здесь явная отсылка к фольклорным мотивам (намёк на «Муху-Цокотуху», но в мрачном ключе);
– «как Гагарин со своею ракетою» — контраст между космическим масштабом и судьбой крошечной мушки (казалось бы, где Гагарин и где муха).
Такой подход создаёт эффект «странности» (в духе обэриутов или Хармса), что притягивает внимание.

Автор мастерски играет на контрастах между ожидаемым и реальным. Например, в первых строфах даётся гротескное описание «предназначения» мухи — страшной, шумной, — но героиня отказывается от этой роли. Её мечта о свободе («достигнуть границ, предела») сталкивается с трагикомичным финалом — гибелью в «панельке двухкомнатной».
Этот диссонанс подчёркивает абсурдность существования, тему бунта против судьбы.

Отдельного внимания заслуживает игра с языком и ритмом. Лексика сочетает научное («дрозофилою стройною», «крыла из хитина») и поэтическое («мечтой окрылённая», «виток серпантина»). Рифмы нетривиальные, порой почти пародийные («гоготом – меж окнами», «героинею – за глоксинией»), что усиливает ироничный тон. Ритм же, лёгкий и прерывистый, будто имитирует полёт мухи.

За, казалось бы, простой историей мухи-дрозофилы скрывается аллегория человеческой жизни:
– бунт против предопределённости («отрицая своё наследие»);
– стремление к свободе и её иллюзорность («будто это всё фата-моргана»);
– трагифарсовый финал — гибель в бытовой обстановке («панельки двухкомнатной»), словно насмешка над высокими устремлениями.

Финал особенно силён: сравнение с «дипломной работой» намекает на искусственность, запрограммированность судьбы.

Резюмируя, можно сказать, что перед нами — яркий, запоминающийся текст с мощным подтекстом. Браво!

Веселова Любовь   29.05.2025 16:46     Заявить о нарушении