Моя история 21
Сборник «Вологодские рассказы» как необходимый текстовый материал, о чём имею представление, написала быстро и неожиданно.
4 июня 2015 года (свой 50-летний день рождения) я проходила диспансеризацию в своей поликлинике, потому что другого дня не было, чтобы пройти всех специалистов сразу. Прямо мистика. А в средине июня я стала чувствовать себя странно – сердце стало барахлить. И вот тогда пригодились мне все эти результаты.
Кардиолог, мужчина моего возраста, сказал, что терапевт – паникёрша, а сердце у меня как у всех в соответствующем возрасте. Мне вообще нравится, когда мужчины-кардиологи не видят ничего страшного в моём сердце.
Я лежала дома, на улице июльская жара, лежать и бездельничать не люблю, поэтому попросила сына прикинуть для меня темы рассказов. Он мне предложил на выбор девять тем.
Я за неделю накидала семь рассказов, перечитала и поняла, что они чем-то очень уж похожи, поэтому отложила на несколько месяцев. Осенью два рассказа поправила и напечатала в издательстве Спутник +.
Многое напечатала именно в этом издательстве, я вообще достаточно консервативна. Если мне что-то нравится, не ищу лучшего, понимая, что вечного праздника, к сожалению, не случается.
Параллельно в то время я писала статьи и монографии. Вот для того, чтобы набрать материал для статьи, я ездила в Ленинскую библиотеку. Статью, страниц 7-10, пишешь неделю.
Как-то мне надоело работать со словарями, решила написать что-то типа эссе. Записала. Тема пришла на ум молниеносно, картинка нарисовалась в воображении мгновенно. Результат я выложила на суд в Одноклассниках. Удивилась, что прочитали, дали обратную связь.
Я с огромным трудом сочинила стих о камне. И поняла, что рифма мне не заходит. Прекрасно понимаю, как её пишут, но это не моё.
Потом увидела в группе филфака МГОУ, что выпускник факультета Юрий Поляков организовал студию творческого мастерства. Написала, узнала, напросилась и меня пригласили на собрание в Главном корпусе, на Курской.
На встрече с Ю. Поляковым и мастерами в октябре 2018 актовый зал был полон. Я, грешным делом, подумала, что куда я стремлюсь, тут молодых хватает.
Я попала на курс поэзии к Сергею Миграновичу Мнацаканяну и Любови Евгеньевне Красавиной. Это было счастье, я даже думала, что это будет долго-долго. Но нет. Во время пандемии мои мастера ушли.
На вечере памяти С. Мнацаканяна и Л.Красавиной родственники Любовь Евгеньевны – сестра, Надежда Кудицкая, и дочь, Алина Красавина, подарили присутствующим на память последнюю, шестую, книгу поэтессы.
Знаю точно, что Л.Е. работала над книгой долго, тщательно выбирала издательство, но так получилось, что дизайн обложки, печатание книги осуществили уже родственницы.
Книга вышла небольшим тиражом, но в качественном исполнении. На обложке книги есть фотография Любовь Евгеньевны. Она улыбается нам, может эта открытость, духовность, энергичность и запомнилась знавшим её. Ведь на Вечере памяти выступавшие говорили о Сергее Миграновиче и Любови Евгеньевне с любовью.
Вступительная статья «Кружево страсти и верность поэзии», которую написал Сергей Мигранович, начинается стихотворением, посвященным Любови Красавиной «Прости меня, моя хорошая…». Это стихотворение можно читать и перечитывать: только Мастер мог в шести четверостишиях рассказать о себе и о ней. Образы, которые рисуют картину, написаны совсем простыми словами и словосочетаниями, которые как кружево ложатся на бумагу.
Глядя на портрет Любови Евгеньевны (а мы запомнили ее именно такой!) в книге и годы жизни (1965-2021), Надежда сказала: «Вот не дожила она до 56 лет!». Почему-то тогда мне вспомнилось, что когда мы узнали о смерти нашего преподавателя, для нас это был шок, многие решили, что она умерла молодой, потому что не знали её истинный возраст.
Думаю, что Любовь Евгеньевна чувствовала себя молодой и счастливой, а когда я говорила о пенсии, она вздыхала: «О, да! Пенсия….»; до неё она, к сожалению, не дожила.
Раз я вспомнила о возрасте, то могу сказать точно, что и Сергей Мигранович, и Любовь Евгеньевна мечтали жить долго. Разбирая жизненный путь поэтов, всегда обращали внимание, сколько лет прожил тот или иной поэт, и обязательно отмечали, как сейчас, уже после смерти, относятся к творчеству поэта.
О ныне живущих авторах старались говорить как-то очень деликатно, никогда не разбирали их творчество на занятиях.
Сергей Мигранович помнил, наверное, всех поэтов, многих хорошо знал, хранил и перечитывал их книги. Думаю, что для него было важным донести нам, не побоюсь этого слова – малограмотным в поэзии, особенности стиля поэта и то, что сделало поэта известным, ведь во все времена поэзией балуются многие, а поэтами становятся единицы.
Он вдохновлял меня на творчество. Я писала каждое утро. Писала свободные стихи о любви. Сергей Мигранович спокойно относился к. свободным стихам, но мои стихи ему нравились. Он видел в них внутреннюю рифму. Я ходила на занятия каждый понедельник. Даже не ходила, а бежала.
До этих занятий совсем не представляла как вести уроки литературы, но наблюдая за ним, поняла.
Любовь Евгеньевна, по образованию психолог, обычно делала акцент на личной жизни поэта, а мы выбирали для чтения вслух любовную лирику, такая была у всех авторов, творчество которых мы обсуждали на семинарах.
Когда мы чересчур закапывались в эту тему, Сергей Мигранович произносил: «Любовь Евгеньевна, не будь такой строгой…!» Наверное, интересно было нам наблюдать за этой, совсем необычной парой Мастеров-поэтов, которые мне напомнили Веронику Тушнову и Александра Яшина, о которых мы говорили на занятиях.
Я готовила выступления о творчестве Вероники Тушновой, Николая Рубцова и Иосифа Бродского. Что-то такое особенное есть у каждого поэта, близкое мне. У Вероники Тушновой мне близка любовная тема, Николай Рубцов – мой земляк, поэтому мне понятна его образность, мелодия, боль. У Иосифа Бродского мне нравится форма стиха.
С уважением я отношусь к моим Мастерам, у которых занималась три года и писала свободные стихи. Огромное спасибо им за знания, за опыт, за доброжелательность. Пусть земля им будет пухом. Я верю, что их души встретились там, в вечной обители.
Сергей Мигранович похоронен на Армянском кладбище.
При их жизни вышли три сборника моих свободных стихов, четвёртый – уже после их ухода. Четвёртый сборник назвала «Настроение», потому что стихи написаны во время, когда мы вынужденно работали из дома. Всего более 500 свободных стихов я написала. Я до сих пор пишу стихи, но уже редко.
Недавно мои бывшие студенты при помощи нейросети записали 5 песен. Получилось очень даже хорошо. Может, дойдут мои руки, будет у меня время, я запишу песни, немного поправив текст. Вспомню музыкальную школу, может быть, что-нибудь и выйдет из этой затеи.
С 2021 года стала ходить на занятия прозой к Андрею Венедиктовичу Воронцову. «Вологодские рассказы» он раскритиковал, понимаю, что они достаточно плоские. Но я не останавливаюсь, пишу рассказы.
Осенью 2024 года написала две повести, опять руки не доходят, сделать макет, окончательно отредактировать. Есть и сборник рассказов, по отдельности, они напечатаны в Москве, Вологде и Череповце.
Я достаточно слабый компьютерный пользователь, но все статьи, монографии, прозу, сборники составляю сама. Ночью это делается медленно, по чуть-чуть.
Литературе невозможно научиться по учебникам. Это ремесло, которое требует ежедневного чтения классики, чтения произведений современных авторов, обсуждения их творчества. Вот и смотрю, и анализирую, что пишут участники литстудии и более взрослые – участники ЛИТО «Чонгарский бульвар».
В моих стихах и прозе есть конкретные люди, конечно, всё собирательно, потому что я занимаюсь литературой, а не историей. Интересно наблюдать жизнь, ведь литература есть сама жизнь, к которой живёт любовь. Жизнь и смерть – вечные темы литературы.
Интересно пробовать себя в разных литературных жанрах. Сейчас пробую себя в мемуаристке. Что в результате получилось, решать Вам. Это моя жизнь, которая протекает параллельно с жизнью страны.
Я сдаю эту работу на суд читателей 4 июня 2025. Мне исполняется 60 лет. Много это или нет, пока не поняла. Будут силы, напишу еще. Материал написан (кроме воспоминаний о школе) в мае 2005 года. Я стараюсь ничего не откладывать на потом. Потом или будет, или будет что-то другое и интересное. Спасибо большое за прочтение. 2025, май
Свидетельство о публикации №125052802072