Опора без души или где кончается боль и начинается

Философская ироническая поэма с элементами сатиры
"Опора без души,
или где кончается боль и начинается "счастье быть?""

ТРИОДА ОТ ЕВЫ

Преамбула:
"Лишнее — это и есть краски нашей судьбы."

Кто-то произнёс: 
«Скелет в шкафу»… 
Что представляет человек, 
когда такое слышит?

Он — что-то страшное, 
а может быть, смешное? 
Скелет — он сам туда залез? 
Или кто-то его туда поставил? 
Но явно видно,
что он голый — аж до костей...

Как же так произошло, 
что его избавили 
не только от одежды, 
но и от мяса, сухожилий, 
нервов, крови, сердца, глаз... 
Осталась ли душа, 
когда всё вокруг скелета 
растаяло, как пыль? 
Растаяло всё то, 
что было раньше человеком...

Было время — он родился, рос, мечтал, 
возможно, он любил. Его любили. 
Учился жить среди земли, 
по правилам людей, 
или вопреки тому, что видел... 
Верил ли он в рай? 
А что он думал — ад такое? 
Вопросы сыплются, 
но он ответы нам не скажет... 
Есть голова, но нету рта. 
Загадка — он теперь для мирозданья. 

Знаем только наверняка: 
сейчас и здесь — как факт, 
он был когда-то человеком 
и жил он точно на земле... 
И то, где он сейчас — в шкафу, 
не место для скелета.

А значит, вывод можно сделать: 
избавляясь от всех забот, 
от лишнего всего, 
"опору" лишь оставив 
в физическом пространстве, 
мы почему-то беспомощными становимся  в том мире, 
где родились и где росли.

И через нас всё видно, 
что происходит сзади, 
как будто есть мы — кости целы, 
но нас и нет совсем: 
есть ребра — сердца нет, 
глазницы есть — нет глаз, 
есть голова — нет мозга...
всё сухо в нас  —
Ведь крови тоже  нет...

Таким, как он, 
только лишь "с опорой". 
"Опорой" на ту часть, 
где правит балом
материя, как суть сухая. 
Место лишь одно — 
кладбищем зовётся.

Там они  все вместе 
лежат тихонько, 
по своим домам, в кроватках, 
молчат и слушают, 
как каркают вороны, 
как ветер шелестит листвой... 
Им зимой не холодно, 
не жарко летом...
Им никак... Они не для чего... 
Но всем живым, 
кто мимо ходит или едет, 
они понятны и просты.

А если скажем — 
такой "с опорой" 
вдруг ещё и не на месте: 
в шкафу, среди одежды, 
или посуды, или утвари какой... 
то все живые говорят, 
что он — не добрый знак... 
Его хотят ключом, замками 
закрыть и запереть, 
ключ потерять, 
или выбросить на дно 
глубокого ущелья...

Опора — наш скелет — 
лишь часть большой системы, 
где Бог есть господин, 
а кровь -  его закон, 
течёт по жилам, 
сердце бьётся, питает мысль, 
и суета, и боль, и лишнее вокруг — 
всё это части нас, 
как человека на земле.

Мы в жизнь обуты и одеты, 
Пусть где-то жмёт, 
а где-то трёт, 
Но радость есть в душе, 
что Бог, Создатель, 
выбор дал — 
носить или избавиться 
от лишнего всего, 
аж до скелета и "опоры"... 


***
Эпилог:
Эта ироническая философская Триода — это путь от страха к осознанности, от denial (отрицания) к принятию, через метафору скелета, как символа утраченной целостности. Она будит внутреннюю честность, разрушая иллюзии. Появляется ясность: мы боимся не смерти, а утраты смысла. Через образ "опоры" рождается понимание своей хрупкости и силы одновременно. Триода пробуждает ответственность за жизнь, призывает освободиться от ненужного, вернуть себе душу. Она учит видеть красоту в правде, даже если она страшна. И, главное, даёт надежду — быть собой, живым, настоящим.

В Триоде есть  ироническое сравнение человека с опорой без души, где сатирические нотки служат фоном для глубокой философской мысли. Это не просто юмор или насмешка — это аллегория, в которой сквозь кажущуюся абстракцию проступает боль, страх, надежда и любовь к жизни.

Эта  поэтическая триода — это мощное и глубокое произведение, наполненное философскими размышлениями, метафорами и эмоциональной выразительностью. Оно сочетает в себе элементы сатиры, иронии, символизма и лирики, что делает его неоднозначным и многогранным.

***


Рецензии
"мы боимся не смерти, а утраты смысла."
Уважаемая Ева, не так.
Мы боимся Боли и утраты Созданного...

Дмитрийд   06.06.2025 20:52     Заявить о нарушении
Уважаемый Дмитрий!

Спасибо за ваш точный и важный комментарий. Вы правы: мы боимся не смерти как события, а боли — той, что предшествует уходу, и той, что остаётся после. Мы боимся не столько конца, сколько утраты созданного: слов, обещаний, воспоминаний, связей, домов, мечтаний, усилий.

Боль — это не только физическая мука. Это чувство разрыва, ощущение, что то, к чему ты прикасался, во что верил, что любил — исчезает безвозвратно. И именно это делает страх таким глубоким, почти первобытным.

Вы напомнили мне, что человек больше всего цепляется не за бытие само по себе, а за смысл, вложенный в бытие. За те части жизни, которые были прожиты осознанно, добровольно, с душой. Утрата этого страшнее любой пустоты.

Спасибо, что уточнили — и сделали это с такой чуткостью и ясностью.

С уважением,

Ева Белоцвет   07.06.2025 11:18   Заявить о нарушении
Вам добра.
С уважением,Дм.

Дмитрийд   08.06.2025 07:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.