Шедевры Третьяковки Девочка и фарфор
Средь дорогих вещей...
Где показной уют
Душе её несносен...
И хочется сбежать,
Как можно поскорей!..
Но это целый век
Не удаётся Фросе!..
27.05.2025.
«Девочка и фарфор» («Фрося») — картина российского и советского художника Александра Головина.
Переселившись из шумного Петербурга в 1913 году в Царское село, во флигель Екатерининского дворца, художник в уютном, обставленном вазами и цветами доме, писал натюрморты. Художник указывает на то, что не ставил перед собой иной задачи, кроме как сочинение «цветовой картины». Красное. Белое. Зеленое. Яркой полосой лежит белая с заломами скатерть, на которой громоздится пестрый натюрморт. На фоне ткани с орнаментальной вышивкой динамичными всполохами красного взмывают стебли гладиолусов и маков, ютится голубой сервиз, на фарфоровых вазах улетают ангелы. Банкетка, съехавшая с полосатого ковра, пустые страницы лежащей на ней книги.
Головин вспоминал в своей книге «Встречи и впечатления. Воспоминания художника» о работе над картиной «Девочка и фарфор»:
«Я охотно писал натюрморты и цветы, привлекавшие меня сочетанием звонких и радостных красок. Меня увлекало иногда какое-нибудь яркое пятно и его сочетание с другими тонами, с окружающей средой. Однажды я написал портрет маленькой девочки, — была у меня такая приятельница, пятилетняя Фрося, дочь дворника, — посадив её за стол, на котором было много фарфора; девочка в красном платьице сидела на банкетке, обитой зелёным рипсом, и эти два пятна, в сочетании с пёстрыми красками фарфора, давали живую, радостную гамму. Портрет этот понравился Морозову, он приобрёл его; впоследствии, после национализации морозовского собрания, портрет поступил в Третьяковскую галерею»
Свидетельство о публикации №125052703528