Давайте погутарим
СТР. 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОНБАСС.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ. №1
Чтение книг помогает человеку избавиться от невежества и ведёт его к совершенству.
ДАВАЙТЕ ПОГУТАРИМ.
О ВОСПИТАНИИ.
Чурилов, педагог.
Объект и предмет педагогики
Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» — «дитя» и «аго» — «вести». Если перево-_
дить дословно, то «пайдоагос» означает «де- товодитель», то есть тот, кто ведет ребенка
по жизни. Отсюда логично вытекает объект
педагогики — ребенок, человек, личность.
Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изу-
чения свой особый предмет исследования. _
Закономерностями детского организма и протекания физиологических процессов занимаются анатомия и физиология. Педиат
рия изучает особенности и закономерности
состояния детского организма при различ- ных его заболеваниях. В центре изучения воз
растной и педагогической психологии — за-
кономерности становления и развития псмхи ческих функций у ребенка на разных возраст
ных этапах и под влиянием целенаправленно
го воздействия. Педагогика объединяет и син
тезирует в себе данные всех естественных и об- щественных наук о ребенке в целом, о зако нах развития воспитательных общественных отношений, которые влияютна социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в
системе общественных отношений, в процес- се воспитания.
Возникновение профессии педагога связано
с историей развития школ в Древнем Египте и Древней Греции. Первым профессиональ- ным педагогом считается Марк Фибий Квинтилиан(римлянин). Он говорил, что достичь гармонии можно за счет правильно организованного обучения. При этом он де- лал упор на общегуманитарное развитие де- тей. Квинтилиан первым предъявил требова- ния к личности учителя:
1) совершенствование знаний;
2) любовь к детям;
3) уважение к их личности;
4) необходимость организовать деятельность так, чтобы формировалась любовь и доверие к учителю у каждого уче-
ника.
Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономер рности успешной передачи социального опы та старшего поколения младшему. Она суще- ствует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагоги- ческих целей и задач, путей реализации зако- нов воспитания и методик обучения.
Конкретизируя данное определение педаго- гики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого само- развития человека.
Педагогика — это в широком смысле наука о воспитании
Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в
Зависимости от задач и направленности дан-
ной науки.
Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании чело- века раскрывает закономерности
Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом
их практическом применении модифициру-
ются. Конкретизируясь, теоретическое зна-
ние приспосабливается к неповторимо инди-
видуальной ситуации и (или)случаю. Оно пробразуется, пересматривается, видоизменя
ется. Поэтому для педагогики как науки раз-
работана своя методология, основанная на опыте работы с воспитанниками.
Изучение педагогической деятельности не-
обходимо для совершенствования всей сис-
темы воспитания и обучения подрастающего поколения.
Михайлов, методист.
«методология педагогической науки»
Успех развития любой науки во многом зависит от разработки методов исследования
Из истории развития педагогики видно, что
изначально педагогическая мысль базирова-
лась на философских умозрительных заклю чениях, выступая результатом творческой
деятельности выдающихся мыслителей. Динамика её развития была в то время менее
интенсивна в сравнении с периодом, когда теоретическая деятельность стала сочетаться с практикой. К таким педагогам прежде всего относятся Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. В XIX в. стало проводиться много экспериментов и исследований, способствовавших развитию теории обученияи воспитания. В настоящее время для осуществления этой задачи разработано много методов. Кроме того, появилось целое учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельнос-
ти называемое методологией..
Методология педагогической науки представ-
ляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической теории. Методология также разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы. Каждый педагог может заниматься любым видом деятельности, в том числе и всеми одновременно.
Под методологией понимают совокупность ис-
ходных философских идей, которые лежат в основе развития той или иной науки.
Основной идеей педагогики как науки является теория познания как отражения (рефлексии) реальной действительности в сознании человека. Педагогическая наука развивается, исходя из следующих методологических положений:
1)воспитание как общественное явление обусловливается потребностями общества и тенденциями его развития.
Важное значение в воспитании приобретает сама личность: ее устремления, задатки и способности;
2)решающее значение в получении воспитания играет активность самой личности. Личность должна стремиться к получению достойного воспитания, только при таком условии можно достигнуть наилучших результатов.
Без методологических знаний сложно грамотно провести педагогическое или какое-либо другое исследование. Ведь в содержание методологической культуры входят: методологическая рефлексия (анализ собственной научной деятельно- сти), способность к научному обоснованию критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.
Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспек- тах, таких как:
1) система знаний, т.е. методологические исследования. Их задача – выявление закономерностей и тенденций развития пе- дагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов;
2) система научно-исследовательской деятельности, т.е. методологическое обеспечение. Этот аспект предполагает использование методологические знания для обоснования программы исследования и оценки ее качества.
Дж. Локк, как и Коменский, большое зна- чение уделял воспитанию нравственной личности. В своем педагогическом труде «Мысли о воспитании» Дж. Локк делает
акцент на психологических основах воспи- тания. Он считал, что решающее значение в формировании личности ребёнка имеет воспитание. Он отрицал влияние на ребён-ка биологического(генетического фактора),
по его мнению, ребенок рождается как «чистая доска» (tabula rasa), на которой можно писать что угодно.
Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воз-действие на духовное и физическое разви- тие личности в целях подготовки ее к про- изводственной, общественной и культур- ной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.
В широком социальном смысле воспи- тание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколе- ния к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического разви- тия (знания, навыки,
нравственные, этиче- ские, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.
В узком социальном понимании воспи- танием считается направленное воздейст- вие на человека общественных
институтов с целью формирования у него определён- ных знаний, взглядов и убеждений, нравст- венных ценностей, политической ориента- ции.
В современном обществе существует це- лый комплекс воспитательных институтов:
Воспитание стало определяться как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии.
Травушкин Н. Г. Воспитатель.
Понятие о приемах воспитания
Приемы воспитания – это составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные возможности воспитанника, и он начинает действовать определенным образом.
Существуют различные классификации приемов воспитания. В основу предполагаемого варианта положены способы, с помощью педагог добивается изменений в отношениях с учениками и окружающими.
Первая группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей в классе. Сюда можно отнести следующие приемы.
• «Эстафета». Педагог организует деятельность так, чтобы в ее ходе взаимодействовали учащиеся из разных групп.
«Взаимопощь». Деятельность организует
Ся таким образом, чтобы от помощи детей друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
• «Акцент на лучшее». Педагог в разгово ре с детьми старается подчеркнуть луч- шие черты каждого из них. При этом его оценка должна быть объективной и опи- раться на конкретные факты.
• «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится довести до сознания детей, что мнение большинства не всегда правильно. Начать такой разговор можно с анализа того, как часто ошибается зал, подсказывая ответ игроку во время телеигры «Кто хочет стать миллионером?».
«Истории о себе». Этот приём используется, когда педагог хочет, чтобы дети получили больше информации друг о друге и лучше понимали друг друга. Каждый может сочинить историю о себе и попросит друзей проиграть ее как маленький спектакль.
• «Общаться по правилам». На период выполнения творческого задания устанавливаются правила, регламентиру-
ющие общение и поведение учащихся и определяющие, в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение товарищей. Подобные предписания в значительной
тельной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
• «Общее мнение». Учащиеся высказыва
ются на тему отношений с различными
группами людей по цепочке: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие в обсуждении каждого ученика) переходят к аналитическим, а затем – к
проблемным высказывают им через
введение с ответствующих ограничений (требований).
• «Коррекция позиции». Этот прием предполагает тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и препят
ствующих негативного поведения (напоминание об аналогичных ситуа-
циях, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).
• «Справедливое распределение». Данный прием предполагает создаа-ние равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим к ситуации «задавленной» инициативы, когда агрессивные выс-тупления и атаки одних детей гасят инициативу и желание общаться у других.
Главное здесь – добиться сбалансиро-
ванного распределения инициативы между представителями всех групп учащихся.
• «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом на разных этапах выполнения задания педагога.
Вторая группа приемов связана с организацией диалога педагога и ребёнка, способствующего формиро- ванию отношения ученика в какой-либо значимой проблеме. В рамках
проведения такого диалога могут быть использованы следующие приёмы.
«Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.
• «Прогнозирование развития ситуа-
ции».
Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом косвенно ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
• «Импровизация на свободную тему».
Учащиеся выбирают тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые
условия, по-своему интерпритиру-
ют смысл происходящего и т. п.
• «Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкнове-
нием противоречивых суждений, точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначе-
ние главных линий по которым должно пройти обсуждение.
• «Встречные вопросы». Учащиеся, раделенные на группы, готовят друг другу опрделенное количество встречных вопросов.
Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективно
му обсуждению. При использовании педагогических приемов педагогу необходимо ориентироваться на личный пример, изменение обстанов-
ки, обращение к независимым экспе-
рементам и т. п. В ходе воспитатель-
ного процесса педагог может исполь
зовать бесконечное множество педа-
гогических приемов, поскольку но-
вые воспитательные ситуации рожда
ют новые приемы. Каждый педагог
вправе использовать те приемы, которые соответствуют его индивиду
уальному стилю профессиональной деятельности, характеру, темперамен
ту, жизненному и педагогическому опыту.
Правильное воспитание создаёт поле
Зного обществу и государству гражда
нина.Поэтому воспитанием ребёнка
надо заниматься, если не с дня рожде
ния, а хотя бы с 8-9 месяце.
Сегодня гутарили: А. П. Чурилов, педагог, В. Н. Михайленков, методист. Н. Г. Травушкин, воспитатель.
Желающие погутарить на интересующую тему, присылайте заявки вальманах
Свидетельство о публикации №125052601695