О Гришке Ветре и Сундуке с Сорняком

Жил когда-то в славном селе Казацком, что раскинулось у широкой степи, Гришка-Ветер. Не потому он Ветром звался, что ветреный был, а потому, что ловкий и быстрый, как степной ветер. Мог он коня обогнать, зайца перехитрить, да и горилку с казаками так выпить, что те, как бурями сбитые, падали на землю, а Гришка – только ус покрутит да засмеется.

Но славился Гришка не только силой и ловкостью. Было у него сердце искреннее, как небо над степью, и ненависть лютая к всякой неправде. И случилось ему раз услышать о беде великой, что обрушилась на их село.

Приехал в Казацкое пан Молодик, с глазами, как у гадюки, и с языком, как у змеи. И привез он с собой сундук, здоровенный, кованый, за замком крепким. Расставил панских прихвостней вокруг, да и объявил, что в сундуке том – сила великая, что сделает Казацкое самым богатым во всей округе. Но, говорит, сила та требует подпитки – по горсти земли из каждого дома.

Селяне, удивленные, почесали затылки. Земли жалко, да и интересно – что же это за сила такая в сундуке? Понесли по горсти земли, кто с тревогой, кто с надеждой. А Молодик, глядя на них, только ухмылялся хитро.

Видел все это Гришка Ветер, и нутром чувствовал неладное. Подошел он к сундуку, обошел его вокруг, понюхал. И чувствует – воняет от него не землей плодородной, а гнилью и ложью.

Собрал Гришка казаков верных, рассказал о своих подозрениях. Сначала казаки сомневались, пан – это же сила! Но Гришка так им зажег душу, так рассказал об их родах, о земле родной, что согласились казаки посмотреть, что же это такое в сундуке прячется.

Решили ночью, когда Молодик с прихвостнями крепко спать будут, сундук тот открыть. Долго они замок ковыряли, но в конце концов справились. И что же они там увидели?

А в сундуке том, вместо силы великой, лежал… сорняк. Обычный сорняк, что заполонил бы их нивы, высушил бы их колодцы, и голодом бы их изморил.

Поняли казаки, что обманул их пан Молодик, хотел земли их лишить да и село разорить. Разозлился Гришка Ветер.

Не стал он прихвостней ночью будить, а пошел прямо к Молодику. Сорвал его с кровати, да и бросил в сундук с сорняком. Закрыл сундук на замок, да и сказал:

- Пусть сорняк твой тебе силу дает, панич! Пусть тебе степь будет домом, а ветер – колыбельной!

И вывез Гришка сундук тот подальше в степь, да и закопал его там, где даже вороны не летают. А сорняк, что из сундука высыпался, казаки сожгли дотла.

С тех пор снова зазеленели нивы в Казацком, снова зашумели колоски под ветром. А про пана Молодика, про его сундук с сорняком, никто и не вспоминал. Только старые казаки, сидя вечерами у костра, рассказывали своим внукам про Гришку Ветра, про его ловкость и искреннее сердце, про то, как он село от беды спас. И учили их любить землю свою, как любил ее Гришка Ветер, и никогда не верить словам лживым. Потому что правда, как ветер степной, рано или поздно все на свои места расставит.


Рецензии