Время собирать камни
1
Камень преткновения
И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его
( Быт.28:18-19)
Господь когда – то в основанье мира
свой самый первый камень положил,
и из него Вселенную творил
не для того, чтоб мы себе кумира
когда-то из него же сотворили,
или тем паче применили в драке.
На этом камне, патриарх Иаков
ведущие на небо видел сны,
а Авраам решил когда – то сына
единственного в жертву принести.
Потомки их далёкие при Тите,
разрушившем однажды Божий храм
в притворе у Святой Святых убиты,
легионеры не увидят там
ни золота, которым славен храм,
ни утварь ту, что серебром обшита.
Бог весть зачем-то нужный дикарям
за ширмой найден был булыжник, ставший
бессмысленным трофеем, пролежавший
века сокрытым, ныне их глазам
открывшийся. Оставив этот хлам,
направились в глубоком изумленье
к другим уже пылающим местам
чтобы забрать, что обнаружат там:
за золотом ушли и серебром,
нашли, торжествовали с исступленьем,
а Божий дух уже покинул дом,
ковчег Завета прикрываю тенью.
В нём камни всех двенадцати колен,
и декалог на плитах из сапфира,
в нём вера и любовь - надежды мира,
и вечность, попирающая тлен.
***
Когда-то жил на белом свете Каин,
но нам он интересен только тем,
что первым в брата бросил острый камень
и по сей день блуждает его тень.
Не просто всё - был твёрдый Каиафы,
нетвёрдый от апостола Петра,
и я уже моей анкеты графы
заполнил , камни собирать пора.
Вдруг обнаружив, что не без греха,
мы наши камни тоже опускали,
но упуская, может быть, детали
до ныне поднимаем их пока.
2
Камень го- вана
Го- ван - соправитель войлочной империи , первый после Чингисхана - назначался лишь однажды за всё существование Золотой Орды её легендарным основателем .
В тот день по повеленью Чингисхана
сто тысяч спешились, затем, чтоб каждый взял
с сырой земли по камню, где стоял,
и чтоб сложили их у юрты хана,
потом их все го- ван пересчитал
и проследил затем чтоб каждый взял,
когда коней пригнали с водопоя,
один из них, вложив себе за пояс
на юг на миг один поворотясь.
И тьмы и тьмы, построив полукругом
отправил всех на встречу с их судьбой,
а всадники сновали друг за другом
и раз за разом вновь вступали в бой.
Те, кто вернётся, камни снова сложат,
вернувшись из поверженной страны,
и в юрту вступят с южной стороны,
а кости тех, кто пали звери сгложут,
И нет нигде в ему известном свете,
великолепней всадников, чем эти:
В степи они, как рыбы в их воде,
быстры, отважны и неприхотливы.
Законы Яса - строги и просты,
бескомпромиссны к слабым и трусливым.
И безупречно зорки их посты.
Нет на равнине конницы иной,
которая с их конницей сравнится,
нет стен таких за коими укрыться
от гнева хана смог бы враг любой,
и горе всем, кто им не покорится,
с ордою Темучина вступит в бой.
Нельзя от этих аспидов укрыться,
вернутся к запустению столицы
и мёртвым позавидует живой.
Шаман корпел над внутренностью дичи,
костры пылали, в пленных пальцем тыча,
и по камням подсчитывал людей
на коих нужно поделить добычу
с учётом рода их и должностей.
А доля становилась всё тучней,
и тем тучнее, чем поход удачней…
Го – ван мрачнел - он видел всё иначе:
редеет год за годом каждый род,
вернувшихся камней всё меньше, значит
погибнет этот войлочный народ:
он может быть в пяти шагах от краха,
ведь, зыбко всё, что соткано из страха.
Куда же Темучин их всех ведёт?
Всю ночь провёл он в юрте Темучина
наедине с вождём, кому по чину
ещё дозволено советовать вождю?
Хан хмурился и криво усмехался,
кивал на небо, видно быть дождю,
дымящуюся дичью наслаждался
и пил кумыс, подолгу в немоту,
задумавшись всё чаще погружался,
смотрел орлиным взором в пустоту…
Го-ван убит был утром не в бою...
Подстреленный отравленной стрелою,
он пал за точку зрения свою,
за то, что не сумел принять иную.
Последний первый после Чингисхана,
заснув навеки богатырским сном,
был удостоен славного кургана
и личный камень с ним был погребён.
Но с той поры не назначал го – вана -
ни хан, ни сыновья, ни внуки хана
до окончанья мрачных их времён.
***
А мне с востока камешки другие,
похожие, наверное, на те,
друзья несли , и к рук их теплоте
я прикасался в дни мои лихие.
3
Каменный цветок
(фарн)
1) мир, спокойствие
2) обилие
3) счастье; благополучие, благоденствие
( осет. ирон. сл.)
В селенье «Фарн» ( на осетинском «Счастье),
Жила одна девчонка, лет шести .
Сжимали камни детские ручонки,
которые на Тереке найти,
сумел отец в осеннее ненастье,
вернувшийся израненным с войны.
А рук в колхозе ох, как не хватало,
мешали раны трактор завести…
И чтоб не вызывать в соседях жалость,
(плуг удержать никак не получалось)
к доступному вернулся ремеслу:
конечно, не до красоты селу,
в котором хлеба не всегда хватало,
(крестьянам в ювелирке толку мало),
а всё-таки ваял в своём углу
без дорогих камней и драгметалла
изделия, в которых на балу
принцессам или даже королю
присутствовать, наверное, пристало.
Наш берег не богат на аметисты,
Не слишком часто попадался кварц,
рубинов не было, а всё-таки, как Марс
светились камни, жемчуг самый чистый
так не лучится, как порой слюда,
и ехали со всей страны сюда,
за тем, чтоб в уникальных украшеньях
узреть доярок, сгорбленных в лишеньях,
солдатских вдов, солдатских матерей,
войною обездоленных детей
в сокровищах от дяди Ахсарбека.
И не было в селенье человека
добрее, бескорыстнее его.
Наверное, на гуслях так Садко
играл… В поделках этих отражалась
сокрытое и к храму приближалось:
в кристаллах чуть дрожали небеса,
а в них лучи к забрезжившей надежде,
и открывались миру чудеса
другими не замеченные прежде;
сияющие пики вечных гор,
спрей над ручьём, струящимся в ущелье,
любовь, что злу всегда наперекор
приходит в мир с таинственною целью.
И девочка основы ремесла,
познавшая от деда и отца
к нам донесла, как эстафету смысла,
свидетельство от первого лица.
В её руках от каменных цветов
прохладой нежной веяло и негой,
а в сакле было шесть голодных ртов,
одна овца и кошка под телегой.
Не всё произошло о чём мечтала:
не вышла замуж и не родила,
но если бы сто раз начать сначала
иной судьбы , своей не предпочла б.
Ведь, вскоре умерла её сестра,
она усыновив её сынишку,
работала с утра и до утра,
а перед сном ему читала книжки,
о том как подковал блоху левша,
как каменные создал кружева
Данила мастер, и как нарт Ахсар
на дне морском нанизывал янтарь.
Он быстро рос и хлеб растил, как дед,
и лучшим был в селенье трактористом,
но час пробил и стал, как дед танкистом,
и в тридцать тоже поседел как дед.
Чуть позже в Фарн пришло письмо из части:
их командир и самый лучший друг
убит в бою за славный город «Счастье»,
пал смертью храбрых сын, отец, супруг…
Каких ещё не доставало мук?
Не верила тому, что прочитала,
а круглогубцы выпали из рук,
и леска, надорвавшись задрожала…
Но не кусала губ, не причитала,
перекрестилась тихо. С носа кровь
на белое сбежала одеяло,
струились слёзы, так водою талой
возможно, мироточила гора,
когда мальчишкам обелиском стала,
тем для которых не взойдёт заря:
заря окаменела и предстала
цветочком вечно юным, вечно алым,
сиявшим на апсиде алтаря.
***
О! Если вдруг нелепые записки
невольно причинили боль, молю,
меня оставить в вашем белом списке,
что мне в камнях? Не камни я люблю…
4
Камень ностальгии
Разве вы не читали , камень, которые отвергали строители, стал краеугольным»
( Евангелие от Марка – 12.10)
I
Бегущая от бога Диониса
однажды нимфа стала аметистом,
я здесь не о таких камнях пишу,
в которых щеголяют наши жёны,
не о камнях, венчающих короны,
а о других камнях вам расскажу ….
О тех, что подпирали стены башен,
когда к ним кто – то приходил с мечом,
о тех , что мать сирот над очагом
варила для детей, кодура чаще,
и слёзы с можжевеловым дымком
смешавшись капали в пустые чаши.
Там до сих пор бессмертный дух Коста,
когда-то нам поведавший об этом
витает между гор, а те места
озарены неизъяснимым светом.
О коих говорил отец Давида,
а позже написал апостол Марк,
от них дрожали даже пирамиды,
и как туман рассеивался мрак…
И слышали , имеющие уши,
не камнепад, зов притчей простодушный,
и разбудил кого-то Божий страх,
но Слово вновь, застыло на устах,
а белый камень потемнел на суше…
II
Но я не об ушедших временах,
и не о легендарных персонажах…
Пишу о нами брошенных камнях,
о серых , что разбросаны повсюду.
И призывать вас ни к чему не буду,
из праха вышли и уйдём во прах.
И может быть разумней на местах
оставить их, и не таскать при жизни
от дня зачатья до последней тризны,
махнуть на них рукой, да будет так…
Приносят люди камни на могилы,
чтобы почтить умерших, как живых,
ушедших навсегда, но вечно милых,
и так непоправимо дорогих.
***
Но мнится мне , что «камни» ностальгии
кочуют с нами в наши дни лихие,
и может там, просящие за нас
услышат благосклонный Божий глас.
III
«Фамилия Розенштейн произошла от немецких слов «Rose» («роза») и «Stein» («камень») и переводится как «розовый камень». Эта фамилия — немецкого происхождения. На праздник Шавуот — праздник дарования Торы — есть обычай украшать свитки Торы розами» (Toldot.com)
Вот этот из Земли обетованной,
его мне передал старинный друг,
и этот камень тоже не случайный,
когда бы мог не выпустил из рук.
А вот ещё один, из дома Бога,
он был совсем недавно разорён,
в руинах опустевшей синагоги
друзьями обнаружен и спасён.
Про этот мне рассказывать нет мочи,
со среднерусских привезён равнин
погибшим другом, вот другой - из Сочи
его, задумавшись мне передал раввин.
Вот эти из села и из столицы,
их из церквей, мечетей привезли,
костёлов, кирх, родные сердцу лица,
из четырёх сторон одной Земли.
В день дарованья Торы облачил
мой пращур, улыбавшийся сквозь слёзы,
священный свиток в лепестки из розы,
его обычай этот пережил….
Фамильных я камней не заслужил,
в лучах заката розовых как свиток
с далёких Альп, с горы из доломита,
возле которой он когда-то жил.
Мне повезло, я тоже подарил
другие, запылённые, не эти,
иным, кто на земле со мною жил,
кто до сих пор живёт еще на свете,
с кем хлеб и соль когда-то разделил,
был рядом в горе или развлеченье...
Но будет, я и так вас утомил
рассказом о нелепом увлеченье.
;;;;; — это перевод «Камень» на идиш.
«В горах , обязанным ему своим названием, он создает удивительный эффект. На закате, когда солнце падает под определенным углом, доломитовые скалы вдруг окрашиваются в необыкновенный теплый розовый цвет, отбрасывающий оранжевые отблески...»
( с сайта ria.ru
5
Мозаика (послесловие)
Камни получали имена
от людей, что камни поднимали,
в те или в другие времена.
Первый безымянным был вначале…
Камни поднимали и бросали,
во врагов и попросту окрест.
Крепости камнями укрепляли,
В Новгороде сотворили крест…
В старого, бездомного кота,
молоко локавшего из миски
где-то камень запустил мальчишка,
угодивший мимо - во врата.
Камни преткновения, печали,
очага, разрушенного встарь,
были камни, что прочнее стали,
или украшавшие алтарь.
Этот не с истока Потомака,
где "белоголовые орлы",
или в бриллиантах до поры,
бродит, заплутавши черепаха…
Камень, возвратившийся до срока
в миг расправил множество морщин,
нам его доставил блудный сын
с русла речки, что неподалёку
дома нашего бежит к другим морям.
Расставляя камни по местам
я один с другим сопоставляю,
к скоротечной жизни прикипаю.
Почему? Не понимаю сам,
но друзей повсюду обретаю...
Может мозаичным будет Храм?
Загадочные закладные каменные кресты характерная черта средневековой новгородской архитектуры.
Орланы - птицы похожие на белоголовых "орлов" из семейства ястребиных, черепахи с бриллиантовой спинкой - фауна распространённая в Северной Америке, в том числе на берегах реки Потомак, внесены в красную книгу.
Свидетельство о публикации №125052502184
Елена Геннадьевна Воробьёва 26.05.2025 21:34 Заявить о нарушении
Юрий Розенштейн 28.05.2025 07:36 Заявить о нарушении