Благими намерениями вымощена дорога в ад

ПРОЛОГ

Подобно тому, как бывает иногда милосердие, которое наказывает, так бывает жестокость, которая щадит.
       - Августин Аврелий



Решение придёт нетрудно
На выбор меж добром и злом.
Сложнее сделать выбор нужный
Когда решаешь о другом:

Когда в тяжёлой ситуации
Одно из меньших зол найти,
И то, что ниже по градации,
Как выбрать? И кого спасти?

Вот этот выбор нужен чаще,
А делаешь его душой,
Решаешь не что горше-слаще,
И споришь лишь с самим собой.


БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ

Благими намерениями вымощена дорога в ад
        - Самуэль Джонсон

Как часто, делая добро,
Того не замечая сами,
Был результатом нам «во зло»,
Потом жалели со слезами.

Всё потому, что каждый акт
Имеет череду последствий,
И, неучтённый каждый факт,
Источник может быть и бедствий. 

Нам невозможно всё учесть,
Не просчитать все варианты.
Мешает спесь, мешает лесть,
Мешает дефицит таланта.

Все оправдания потом,
«Мол ведь хотели лишь, как лучше»,
Неважно - это блином ком
Или кого столкнули с кручи. 

Возможно ваш дарённый грош
Заплатит за наркотик смертный,
Ну а совет, что ты даёшь,
Кого-то разорит примерно. 



МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА

добро когда его в избытке
вас до добра не доведёт
    - В. Поляков


Христос сказал: "твори добро"
Добро сказал он - есть любовь.
Но знаем мы, что, как назло
Любовь слепа, хоть бейся в кровь.

Родители любвеобильны,
Любовь так часто безответна -
Над ними дети их всесильны,
Добро ли это неизвестно.

Добра желая мы друг другу,
Совет даем, того не зная,
Что вдруг медвежию услугу
Даем, и к худшему толкаем.

Так что ж он все ж имел в виду?
Две категории несхожи
И можно ли свести в одну,
Как плюс и минус непохожи.

Бывает так порой, что зло,
Как навредить нам ни старалось,
Добром вернулось нам назло
Хоть в зла костюм и наряжалось.
 
А может нету абсолюта
Что есть добро, а что есть зло?
И все зависит почему-то
Как, для чего оно пришло.



ЛЕКАРСТВО ЭТО ИЛИ ЯД

За малый грех не попрекай жестоко и смертный суд не выноси до срока.
         —  Алишер Навои

Лекарство это или яд -
Зависит только лишь от дозы.
"Не нова притча", говорят,
Но забываем мы угрозу.

Как яд змеи в ничтожной дозе,
И как вакцина от чумы,
Как мысль в стихе не то что в прозе,
Что кратко, мудро ценим  мы.

Когда то Ницше бросил фразу,
Он с философией знаком:
"Вот то что не убьет нас сразу,
Сильнее сделает потом. "

Всё абсолютно на земле
Для человека станет ядом,
Лишь увеличь его в еде -
И райский пир вдруг станет адом.

В большом количестве вода -
Угроза жизни, к смерти путь.
Любая вкусная еда -
Что больше номы - вред. Забудь.

Знать меру - это не легко,
А выполнять - ещё трудней....
Такое наше естество, -
На грани жить всегда милей.

Та "золотая середина",
О ней мечтал ещё Платон,
Она для нас недостижима -
То недобор, то перебор.

Но чаще мы не помним меры
И не желаем знать её.
Ограничения норм и веры
Мы отметаем - "не моё".

И отравляем тело, душу
Тем перебором вин и чувств.
То страсти, то бокал осушим...
А мера - это для медуз.





ЖЕСТОКОСТЬ БЕЗРАЗЛИЧИЯ

На этом свете нет жестокости,
Но есть глухое безразличие.   
     - М. Юдовский

Чувство безразличия больнее чувства ненависти.
     - Г Москвин


Нас убивает безразличие,
Нам неприятно невнимание,
В нас уязвимость чисто личная
И душу жжёт непонимание.

Мы не годны под усреднение,
Мы не как все, мы все особые.
Имеем личное мы мнение
И эти мнения все новые. 

Но с обострением своей личности
Другим то чувство не прощаем,
Есть невнимание в наличности
И мнения их не принимаем.

Мы не вникаем в их страдания,
Не видим глубину мышления.
Во всем мы ищем оправдания
И лишь своё лелеем мнение. 

Их убивает безразличие
И наше с вами невнимание,
И это чувство тоже личное
Взаимно недопонимание.. 



ФИЛОСОФИЯ ШКОЛЫ ЛЕГИЗМА - ЗАКОННИКОВ

Если жестоко карать за мелкие преступления, то большим неоткуда будет взяться.
           -  Шан Ян  (1)


Есть философия легизма,   (2)
Она понятна и близка,
Шан Ян в законах видел смыслы
И знал, где грань их и черта.

Легизм - политика в законе.
Закон всегда, во всём, везде.
Проступок меньший - больше стоит,
Пресечь росток плохих идей.

Единовластие было важно,
Бюрократия на местах -
Судить бесстрастно, непродажно -
Богач, бедняк или простак.

Ценились знания особо,
Способность мыслить самому.
Знать все истории подходы,
Не подражая никому.

Как и другие философии
Её утрировал тиран...
Идеи правильные вроде,
Вопрос: "А где случалось так"?

Сегодня, Сингапур, похоже,
Взял этот принцип "на ура".
И там порядок. Чисто тоже.
Гуляешь ночь всю до утра. 

Я это видел, подтверждаю -
Запреты, штрафы всем грозят.   (3)
Там спичку даже не бросают,
Нет безработных, нет бродяг.


(1) Шан Ян (390 – 338 до н. э.) — китайский мыслитель и политический деятель, один из основоположников легизма — философско-политического учения, противного учениям даосизма и конфуцианства.

(2) Легизм — философская школа, сформировавшаяся в IV—III вв. до н. э., известная также как "Школа законников".  Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба. Согласно идеям легизма любой простолюдин имел право дослужиться до любого чина, вплоть до первого министра.

(3) В Сингапуре: Штраф за плевок на землю — 500 долларов. Штраф за курение в общественных местах — 500 долларов. Выбрасывание мусора, типа обрывка бумаги — штраф 500 долларов. Штраф за оставление воды в блюдцах под горшками во время полива цветов — 500 долларов (вода привлекает комаров).



ПОНЯТИЕ ДОБРА И ЗЛА В СИНТОИЗМЕ

Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред.
      —  Микеланджело Буонарроти


Понятие добра и зла
Различны у народов разных -
Кому в скрижалях пример дан,
В Коране, в Библии прекрасно.

Но есть религия Востока,     (1)
Где относительность царит,
Где для себя один возможно
Добро от зла сам отличит.

Добро и Зло - не абсолютны,   (2)
И Зло приходит, как болезнь.
Когда ты слаб и мысли скудны
Иль недостойны мысли есть.

Добро - слияние с природой
С открытым сердцем и душой.
Не навредит себе и строго
Следит, чтоб путь не стал иной.

Способность в мире жить с другими,
Преклонный возраст уважать,
Не замарать семью и имя
Добром лишь нужно принимать.   (3)

Творение зла само обманно,
Когда несчастлив человек,
Когда всё видит он туманно,
Тогда петляет его след.

Вражда, война, даже убийство
Не значат непременно Зло.
Не делать так, чтоб было стыдно!
Не поступать другим назло.

Зло - эгоизм и нетерпимость,
Как гвоздь торчать среди людей.
Добро - с природой душа слилась,
“Один - для всех” - умри, убей.   (4)

Религия эта - синтоизм,
Японцев древняя основа.
Там в камни дух её проник
И поклоняются им снова.


(1) Синтоизм, синто ( «путь богов») — традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованияхдревних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

(2) Понятия синто о добре и зле существенно отличаются от европейских (христианских), прежде всего, своей относительностью и конкретностью. Так, вражда между антагонистичными по своей природной сути либо хранящими личные обиды ками считается естественной и не делает кого-то из противников безусловно «хорошим», другого — безусловно «плохим».

(3) Если человек действует с искренним, открытым сердцем, воспринимает мир таким, каков он есть, если его поведение уважительно и безупречно, то он, вероятнее всего, совершает добро, по крайней мере, по отношению к себе и своей социальной группе. Добродетелью признаётся сочувствие к окружающим, уважение к старшим по возрасту и положению, способность «жить среди людей» — поддерживать искренние и дружелюбные отношения со всеми, кто окружает человека и составляет его общество.

(4) Зло, в представлении синто — это своеобразная болезнь мира или человека. Творение зла (то есть нанесение вреда) для человека неестественно, человек творит зло, когда обманут или подвергся самообману, когда он не может или не умеет чувствовать себя счастливым, живя среди людей, когда жизнь его плоха и неправильна.

Порицается злоба, эгоизм, соперничество ради соперничества, нетерпимость. Злом считается всё, что нарушает социальный порядок, разрушает гармонию мира.




МАККИАВЕЛЛИ О ЧЕЗАРЕ БОРДЖИА

Чезаре Борджиа многие называли жестоким, но жестокостью этой он навел порядок в Риманье, объединил ее, умиротворил и привел к повиновению.
       - Маккиавелли, "Государь"


С кого списал Макиавелли
Портрет в романе "Государь"
Чезаре Борджиа сумели
Узнать? Ведь узнавали встарь.

Сын Папы Римского известный
Не только этим, а ещё
Италию обьединить стремлением
Под властью папы своего.

Решительный, безкомпромистный
Решал всё быстро, на лету.
Людей ценил, приблизив близко
Кто разделял его мечту.

Был благодарен тем, кто предан,
Ну а предавших мог убить…
Назначен кардиналом с детства,
Но полководцем мечтал быть.

Он был блистательным в турнирах
Мечом владел и кулаком,
Солдат своих не только имя,
А узнавал всегда в лицо.

Италия была в то время
Страной отдельных лоскутков:
В Милане герцог, а Флоренция
Республика и без оков.

Венеция была под доджем,
В Неаполе сидел король,
Был папа в Риме своём вождем
И для врагов найдется роль:

Французы также как испанцы
К Неаполю имели страсть...
И вот в такое время страстно
Чезаре вышел воевать.

Он побеждал во многих битвах
Всегда сражаясь впереди,
Ворота перед ним раскрыты
И горожане спасены.

Его солдаты не бузили
Им смертной казнью за разбой…
А Леонардо сам Давинчи
Был инженером у него.

Всегда был в черном и название
Носил тогда он "Черный принц",
Считал войну своим призванием
И он в постели не погиб.

Но был отравлен папа Римский
А вместе с ним пропал и сын.
Был предан и убит нечисто…
С него Макиавелли “Prince".




Я - ЗЛО, ТВОРЯЩЕЕ ДОБРО

«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.»
              - Фауст, Иоганн Вольфганг Гете


"Я зло, творящее добро"
Сказал у Гете Мефистофель.
И что считаете вы злом -
Добром окажется напротив.

Как знать, что ждёт нас впереди?
Как угадать, где будет лучше....
Гадалки, также как врачи,
Гадают на кофейной гуще.

Не потому ль заманчив нам
Тот выход, что и прост, и близок -
Не знаем, кем тот шанс нам дан
И нет гарантии от ошибок.

Желаем шанс не пропустить -
Где повезёт, где потеряем...
И очень часто в "быть - не быть"
Игру с нечистым мы играем.





МЫ РОДИЛИСЬ В ЖЕСТОКОМ МИРЕ

Мне выпало в мире жестоком родиться,
что разуму непостижим,
где нет милосердья, но есть любопытство
к смертям и страданьям чужим.
        - Зиновий Вальшонок


Сейчас, как и раньше, во все времена
Жестокость толпу привлекала.
Бои гладиаторов знала она,
И зрелищ острее желала.

Тогда режиссеры прошедших эпох,
Сценарий меняли согласно,
Со львами и тиграми дрался кто мог
Ах, как это было прекрасно.

Но в этих боях позволялось иметь
Оружие своё и доспехи.
Ценилась у римлян и доблесть и честь
И храбрые знали успехи. 

Толпы увлечения менялись в веках,
Для ведьм и других иноверцев:
Возник интерес ко сжиганию в кострах
Ведь крики их брали за сердце. 

Их мучали зверски, но в руки не дал
Никто им меча для защиты. 
Был крест, гильотина и лесоповал,
Где руки верёвками свиты. 

Прибиты запястья гвоздями к кресту,
На кол был посажен неверный,
Четвертование - слава ему -
Толпа обожает стон смертный. 

Трагедии греков нам душу свербят,
Печальны и строки Шекспира,
Но, слышите как на корриде вопят,
Такого не слышала лира. 

Теперь есть и фильмы и игры о том,
Как можно убить красивее.
В жестоком мы мире сегодня живём?
Не жестче чем раньше, есть мнение.



В ЖЕСТОКОМ МИРЕ БЫТЬ НАИВНЫМ

Легкомыслие – это хорошее самочувствие на свой страх и риск.
               - Автор неизвестен


Скользить по волнам бурной жизни,
Не заплывая далеко,
И не ныряя, ища смысла,
Воспринимая всё легко.

Жить беззаботно и бездумно,
Беспечно мнения не иметь.
Слыть ветреным весьма не трудно,
Но можно жизнь так просвистеть.

Дурашливость и балагурство,
Прожить ребёнком до седин,
Кому - легко, кому-то - трудно.
Как клоун - он всегда один. 

Воспринимать легко невзгоды,
И несерьёзно солнца ждать
В разгар штормов и непогоды,
И верить в то, что надо знать. 

В жестоком мире быть наивным,
И верить в мир в разгар войны.
Примером быть чужим и близким…
Глубокий смысл найдёте вы. 

Средь них мудрейшие из мудрых,
Пророки вышли из таких.
В костёр, на крест шагнуть не трудно,
Он мыслит легче нас других. 



ЭПИЛОГ

В историю трудно войти, но легко вляпаться.
     - М. Жванецкий


Кого история хранит:
Того, как нужно жить и править -
Добра, морали монолит?
Иль кто мораль и в грош не ставит?

Мне кажется, что перевесит
Злодеев чаша и намного,
Чем тех, кто жили своей верой
Морально от горшка до гроба.

История ведь оценила тех,
Создавших мощные империи,
Кто покорил и чей успех
В крови, в проклятиях, в неверии.

Им ставит памятник страна
И благодарные потомки
Их вспоминают имена,
Простив им жизней прошлых ломку.

Забыты кровь и крик, и стон,
И убиенные напрасно...
Пусть результат добился он
Оставив миллион несчастных.

История ценит результат -
Кто развернул истории дышло...
Её не повернуть назад,
Святых не много. Так уж вышло.


Рецензии
"Не делай добра -
не получишь зла"...
Как эта пословица права!
Добро и зло по жизни
перебивают друг друга,
от этого все беды мира,
и в баланс они
не придут никогда...

Мила Алевзис   25.05.2025 19:54     Заявить о нарушении
Добро и зло так неразлучны
И познаются лишь в сравнении,
Нам не узнать что хуже-лучше
Пока не встретятся два мнения.

Контрасты в творчестве и жизни -
Союз бумаги и чернил,
И добродетель лучше видна,
Там, где подлец уж наследил.

Оскар Хуторянский   25.05.2025 20:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.