Моя история 17

                17.
     Наверное,  реально есть что-то необъяснимое где-то там. В 40 лет я почувствовала  желание учиться. Нашла рядом с домом университет, хотела поступить  «на английский язык», но мне предложили «психологию». На психолога я идти не хотела, потому что к тому времени 15 лет занималась астрологией. Для меня до сих пор астрология и психология чем-то похожи. Да и лезть в жизнь других людей, вернее, лезть в их душу, мне было совсем не интересно.  Уверена, что на психологов идут учиться люди, которые, прежде всего,  хотят разобраться в себе. В себе я разобралась давно, хотела что-то для души.

    Увидела рекламу, что МГОУ приглашает на многие специальности, в том числе на учительские. Вначале думала, что это шутка. Уже ноябрь, а они приглашают учиться. Позвонила, девушка  пригласила прийти и написать заявление, совсем не спросив о возрасте. У меня в мозгах сидело, что учиться надо до 35 лет.

    Я была под впечатлением от выбора специальностей, не знала,  на какой факультет идти. Поступать в вуз через 23  года после окончания средней школы забавно. Знаний школьной программы уже не осталось, да и программа поменялась. Поехала к матери, хотела спросить стоит ли и на какой факультет. Она одобрительно ответила: только на русский-литературу.
 
    Об этой моей авантюре знали мы с ней вдвоём. Я боялась насмешек, тупых советов. Я вообще до той пор не знала, что есть такой вуз, хотя это бывший педагогический институт имени Н.К. Крупской. Мне сказали, что территориально, это район  метро Курской , нашла, написала заявление, узнала, что через пару дней будут экзамены по специальности.

    Экзамен был самый настоящий, с экзаменационными билетами. Помню даже вопросы. Самое смешное,  что  такое  предлог я прилично знала из английской грамматики, об этом сообщила экзаменатору. Это был наш самый известный преподаватель Александр Александрович Козин (Сан Санович). Сказала честно, что  знаю о предлоге именно с точки зрения английской грамматики, а он знал с точки зрения немецкой. А вопрос по литературе касался деревенской прозы и авторов-деревенщиков (Валентин Распутин, Фёдор Абрамов, Виктор Астафьев).  Сан Саныч почему-то думал, что о них я ничего не знаю, но мне очень нравилась литература 1980-х годов, я читала в своё время все выпуски Роман-газеты. Да и сборники этих авторов я читала. Сейчас А.А.Козин мой коллега по литературной студии. К тому же он завкафедрой зарубежной литатуры.

    Получила я свою «четвёрку» и отправилась в приёмную комиссию. Там узнала, что факультет находится рядом с метро Бауманская. Вот думаю, если бы я поступила на географию, то ездила бы в Перловку.

   Когда я появилась в университете, то узнала, что группа давно учится, мне придётся учиться по индивидуальному плану, ни один предмет мне не перезачтут, а в институте при входе висит объявление, что приглашают на очное обучение  по специальности «Учитель истории и английского языка».

    Если бы я знала об этом раньше, то возможно пошла бы на очку, но опять повторяю это слово –  судьба.

   Я попала в компанию тех, кому за 20. Или чуть младше. Присмотрелась, всего несколько женщин были из моей возрастной категории. Наладила общение, сдружилась. У меня не было страха, что я буду хуже всех. Об этом не думала. Это было сборное сообщество: девочки-заочницы и тётеньки со вторым высшим.

   Учились мы по субботам. Приезжали в университет к 10, занятия заканчивались в 19. Мне очень нравились эти субботы. Особенностью нашего обучения было то, что мы могли сдавать зачёты и экзамены не в сессию, а раньше, потому что наше обучение было с осени 2005 года  и по конец января 2009  года. Нам надо было успеть  сдать все предметы  до конца 2008 года.

    Было несколько девушек и женщин, которые получали второе высшее. Вначале нас было человек десять, на выходе нас осталось трое – мы с подругой Леной Коломиец, с которой мы сдавали все экзамены и с которой потом стали соискателями, защитили диссертацию и стали кандидатами филологических наук по специальности Русский язык. Была ещё девушка Дарья, получающая 3 высшее в свои 30 лет. Опять этот отсев, он есть в любом возрасте, случается даже с опытными людьми.

   До соискательства ещё было добрых три года. Я поначалу думала, зачем я ввязалась в эту авантюру. Об этом задумалась, когда в деканате увидела лист, на котором были данные, что на 2 курс переходит только  половина от поступивших на 1 курс. Оканчивают – совсем небольшой процент. Меня эта информация вначале повергла в шок, потом заставила задуматься.

   Я оплатила обучение в ноябре за 1 семестр, в декабре получила студенческий билет, и нужно было оплачивать за 2 семестр. Я реально испугалась, что потеряю деньги. Взяла себя в руки и досрочно сдала сессию. Потом мы с Леной уже стали опытными, походили к преподавателям, представлялись, брали задания, готовились, сдавали. Вначале пачка   наших допусков, а нам дали их на весь срок обучения, была внушительной, потом она начала заметно таять.

    Первым  моим удивлением было то, что  на 2 курсе меня пригласили в аспирантуру. Диплом о высшем образовании у меня был, я была преподавателем товароведения. Предполагалось написание диссертации по педагогическим наукам. Я не согласилась по двум причинам: предполагалось, что я брошу обучение на филфаке и,  что Лена совсем не хочет идти работать в колледж. Я понимала, что одной мне будет невероятно сложно. Я уже привыкла, что вместе мы сила, Лена – очень красивая, нравится людям, а я – предполагаю как лучше сказать, подойти к человеку. Это приглашение я запомнила, хотя для меня это до сих пор удивление.

   Удивительно, что мне нравилось учиться на филфаке, но я не никогда не думала пойти работать преподавателем общеобразовательных дисциплин. Ещё один момент. Я подавала документы на учителя русского и литературы, а Лена –  на преподавателя.
 
    Я не обратила внимания на различие, хотя  и  была именно «преподавателем» специальных дисциплин. Чтобы перескочить с учителя на преподавателя, мне пришлось идти к проректору, писать заявление и досдавать 4 предмета: болгарский язык, чешский язык, польский язык и украинский язык. Всё благополучно разрешилось.

   В конце третьего курса мы стали подумывать о дипломе. Вначале хотели писать на тему: Художественное редактирование текста. Меня вообще интересует   практическая  составляющая темы.
 
    Нас активно зазывала к себе писать дипломную работу  Рупосова Лидия Петровна. Она была оригинальным человеком и профессиональным преподавателем: «Девки, идите ко мне писать диплом. Любая тема». Я сразу сказала, что по литературные темы меня не интересуют, стилистические и лексические особенности текстов тоже. А вообще  я сама не знала, что хочу.

    Лена как всегда была очень красиво накрашена, Рупосова, говорит, что вот тема: Парфюмерия и косметика. Я предлагала разделить: Лене – косметику, мне – парфюмерию. Тему эту я знала. Но тут  «нет»  сказала Лидия Петровна. Я вспомнила, что в детстве хотела стать минерологом, тогда в метро читала  книгу о камнях. Все срослось. Мы  втроём понимали друг друга  с полуслова. Собрались вместе три Змеи. Лидия Петровна была старше нас на 24 года.

    Диплом мой был посвящен культурологическому  аспекту драгоценных камней, по-простому: как камень воспринимают русскоязычные граждане.  На защите в комиссии сидел А.А. Козин, обративший внимание  на мой красивый бирюзовый комплект, но спросивший о том, что сама-то я верю во всю эту чушь? Культурология – это сказания, гороскопы о камнях, литотерапия, цвет камня, рисунок и прочее.

    Люди, которые слишком просто воспринимают камень, никогда не поймут женщин, сумевших собрать коллекции камней или ювелирки, потративших какое-то количество денег. Пока это был только диплом.

     Материала было  много, как его систематизировать мы не знали. Что-то нащупали уже тогда: цвет камня, название камня, форму камня, происхождение. Выстроили классификацию по определённым признакам.

    До получения диплома было ещё время. В ноябре я поехала на экскурсию по Греции. Было время, когда я активно ездила. Сейчас мне это уже не интересно, но именно там почему-то  тема  о камне меня часто посещала.

   Кроме защиты дипломной работы,  было ещё два серьёзных экзамена: литература и психология-педагогика-методика. Не знаю,  как сейчас обстоит дело, но было так. Пишешь диплом по русскому языку, сдаешь экзамен по литературе.
 
    Соответственно на экзамене  нас гоняют по  литературе с 18 века по 21 век. В огромном зале сидит  солидная комиссия и перед ней 6 парт, но в два ряда. Шпаргалку не вытащишь, да и вопросов никто не даёт предварительно. Каждая литературная кафедра готовит свои вопросы, а билеты составляют где-то  там.

     Мне попались вопросы по лейтенантской прозе, творчество  Шмелёва. Не знаю, что я уж там говорила, но я обычно испугаюсь, потом начинаю соображать. Поставили мне все преподы «четыре». Я получила кайф от этого экзамена по литературе. Была бы я тогда помоложе, писала бы диссертацию по критическому реализму.

     Но это отступление, потому написание диссертации,  и её защита, это и труд, и случай, и как Богу угодно! Как обычно случается в образовании – пишут многие, защищаются единицы.
 
    Сборный экзамен по Педагогике, психологии и методике преподавания русского языка и литературы  проходил иначе: брали билеты, приходили в сознание перед листом бумаги, а потом подходили к трём разным преподавателям по очереди. Они слушали, задавали вопросы, ставили свои оценки. Итоговая оценка была средним арифметическим. Я получила «отлично». После этого экзамена было очень много плача и возмущение, потому что итоговая оценка у большинства оказалась  «удовлетворительно».

     По методике преподавания был экзаменатор, которого мы видели впервые, он безбожно ставил «неуды». Я понимаю, что если по методике ничего не знает девочка после школы, а ведь скольким учителям он поставил двойки!  Методика – очень сложная наука, она будет моим третьим дипломом о высшем образовании. Но об этом позже.

       Благополучно  отстрелявшись, мы 12 февраля  2009 года получили свои дипломы, получив специальность – Филология, специализацию – Русский язык и литература. После обеденного перерыва в Отделе аспирантуры  написали заявление, в кассе оплатили за первый год обучения. Стали соискателями кафедры истории русского языка и общего языкознания. По секрету скажу, что это самая «страшная» (для студентов) кафедра, потому наибольшее количество хвостатых (студентов) ходит именно из-за долгов  преподавателям  этой кафедры. Может уже сейчас иначе, не знаю.


Рецензии