Жертва
- М. Цветаева
Каждый должен жить своим умом и для самого себя, не принося себя в жертву другим, и не делая других своими жертвами.
- Айн Рэнд, "Концепция эгоизма"
Во что-то нужно очень верить,
Чтобы за это кровь пролить.
Любимого быка отмерить -
Для Зевса на алтарь сводить.
Потом обидят Зевса мифом,
Но вам быка на возвратят.
И скажут, виноваты скифы, -
От них был жертвенный обряд.
Ещё трудней отправить сына
На поддержание рубежей.
Есть у политиков причины -
Вам жизнью рисковать своей.
Потом вам скажут: «Не напрасно…»
Потом вам скажут: «Отомстим…»
Когда и вам, и им всё ясно,
Что воевали без причин.
Чем безнадежнее затея,
Тем громче к жертвенности зов;
Но тем, кто жертвовал, труднее
Принять всю лживость бывших слов.
Им нужно верить - не напрасно
Пролита кровь на алтаре.
Им отомстить, конечно, важно.
Но, по привычке, мстят не тем.
Не тем, чей бред и жажда власти,
Послала на убой детей,
А тем, кто жертвенно со страстью,
Сопротивлялся злу властей.
Потеря веры тем сложнее,
Чем больше жертв она взяла.
И, с каждой жертвой, мы немеем,
Хоть знаем, кто - причина зла.
Уверен, что никто не скажет:
«Я был неправ, все жертвы зря»,
Но жертвы новые прикажет
Дать божеству у алтаря.
ПСИХОЛОГИЯ ЖЕРТВЫ
Послушай любого пророка и, если он говорит о жертвенности беги. Беги, как от чумы. Человек, вещающий о жертвенности, говорит о рабах и хозяевах. И полагает, что сам будет хозяином.
- Айн Рэнд, Источник
Неумение себя защитить не принимай за готовность собой пожертвовать.
- Григорий Ландау
Теплится чувство в нас порою
Что тех, кто ненавидят нас
Возможно как-то успокоить
Наивной кротостью подчас.
Та психология ягнёнка -
Смирением отвести оскал
Известна в христианстве только
Щеку врагу кто подставлял.
В реальной жизни и в природе
Лишь тот, кто борется за жизнь
Имеет шанс, да шанс не более,
Себя от смерти защитить.
Как вам не знаю, но заклания
Я никогда не понимал -
Могилы для себя копания...
Ведь враг лопату в руки дал.
Надеюсь жизнь продать дороже,
Не дрогнуть телом и душой,
Смиренность знаю - не поможет,
Пусть это - мой последний бой.
ПАЛАЧ ИЛИ ЖЕРТВА
Представь себя - ты гладиатор,
Ты раб по прихоти судьбы.
Ты на арене не за плату,
За жизнь свою дерешься ты.
Дерешься с братом по несчастью,
Разить мечем ты не спеши,
Арена воет, крови жаждет
Убить иль умереть реши.
Вопрос ставал пред нами часто:
Быть жертвой или палачом?
Писать донос, шепнуть начальству,
Иль дать понять - ты не при чем.
За правду не стоять горою,
На крик чужой не прибежать
Погром там где-то, что ж такое?
Ведь у тебя же благодать.
Примеры эти равносильны
Убей - умри, предай - спаси,
Спаси или толкни в могилу,
Палач иль жертва, ты реши.
СИНДРОМ СМЕЩЕНИЯ
Никакая чужая жертва во имя мира не может считаться слишком большой.
— Карел Чапек
Психологический приём,
Описанный когда-то Фрейдом -
И заключается он в том,
Свою вину излить на ком-то.
Сам никогда не виноват,
А тот кто ближе и слабее.
И с каждым разом во сто крат
То убеждение сильнее.
“Держи вора” - похож приём,
Но бессознательный по сути…
Мы никогда его не ждём
И удивляемся до жути.
“Смещение” - как приговор (1)
За совершённые ошибки...
А кто их сделал - прокурор!
Других винить его попытки!
Привычно “жертву наказать” -
“Она ж не шла своей дорогой?”
Должна же жертва понимать,
“Лишь притворялась недотрогой”
Конечно это форма лжи
Тех, кто умом немного сдвинут…
Но есть другие и грехи
Свои кому-то перекинут.
Они знакомы нам вполне
В политике и в личной жизни.
“Смещение” - и вам, и мне
Узнать о нём совсем не лишне.
(1) Смещение (Сдвиг) - Ранняя теория Смещения была предложена З. Фрейдом в его книге "По ту сторону принципа удовольствия"
Защитный механизм, выражающийся в том, что человек совершает замену первоначального объекта другим раздражения - другим, тем, кто слабее, доступнее.
ВЛИЯНИЕ АВТОРА
Убийство уж не в моде:
Убийц на площадях казнят.
Так!.. в образованном я родился народе;
Язык и золото… вот наш кинжал и яд!
- М. Ю. Лермонтов, "Маскарад"
Отелло, как же как и Арбенин
Был ужасающе ревнив.
Жену убить, как зовом чести,
Всё остальное заслонив.
Здесь ум не властен! Чувство только.
Ему давай один ответ!
Потом пройдёт и станет больно...
Но поздно. Не исправить. Нет.
Здесь патология из жизни -
"Ревнует, значит любит он"
Не нужен повод, нужны мысли,
Нужен намёк иль страшный сон.
Здесь речь идёт - невинна жертва!
Синдром виновен - он есть мавр!
Как важно вам заметить перым,
А это очень редкий дар.
Со стороны всегда виднее -
Кричим из зала - "не она!"
Влияние автора - сильнее
И жертва есть и не одна.
КРОВЬ ВОЗБУЖДАЕТ
Человек опасней тигра
- Китайская пословица
Кровь возбуждала, это знали
Владыки всех эпох и стран.
И те, кто зрелищ в прошлом ждали,
Все ждали смерть, а не обман.
На эшафоте, на арене,
На гильотине иль в костре,
Гримасы, судороги в теле,
Не лицедейство, не в игре.
Чтоб возбуждение было дольше, -
На кол, распятие на кресте,
Снять кожу или, даже больше, -
Семью замучить при тебе.
Итак, что зверя хуже нет,
Чем человек для всех, всегда.
И Древний Рим пролил нам свет
Как там считалось в те года.
Те, кто сражался на арене,
Со львом иль с тигром, иль слоном
Не гладиатор был не деле,
Был рангом ниже и звеном.
Ему платили меньше много,
И ореол - палач примерно,
Охотник на арене, строго,
А зверь был - мученик и жертва.
Венатор - звался тот убийца,
Тореадор тех древних лет.
Платили меньше, пусть столица…
Страшнейший зверь всё ж - человек!
Венаторы не относились к гладиаторам.
Они стояли на ступенечку ниже.
Дословно "венатор" переводится как "охотник", а "венацио" - это, собственно, и есть охота в ее древнеримском понимании.
В правление императора Августа прошло 26 венацио, на которых было убито... 3500 разных животных.
В среднем по 135 штук на каждом.
АЛЬТРУИЗМ
Я осуждаю альтруизм.
Альтруизм старается украсть у разума его достижения, утверждая, что моральный долг способных служить неспособным и жертвовать собой во имя чьих угодно нужд…
Предельные случаи альтруизма – нацистская Германия и Россия, где от каждого гражданина требуют, чтобы он пожертвовал собой ради государства. Все диктатуры основываются на альтруизме
- Айн Рэнд
Будь альтруистом, уважай эгоизм других!
- Станислав Ежи Лец
Определение альтруизма:
«Жить должен ты не для себя:
Ты служишь для других, как призма –
Иначе жизнь пропала зря.
Служить другим есть добродетель,
Моральный долг, что выше нет…»
Но с Ренессанса наши предки
Искали и другой ответ.
Мораль такая пусть приятна,
Но не реальна никогда;
А как же цели добиваться,
Куда ведёт твоя звезда?
Как личного добиться счастья,
Когда ты жертва до конца,
Не за других быть на заклание
Ягнёнком жертвенным Творца?
Твоя свобода и стремления
Для альтруизма – звук пустой.
«Жизнь посвяти другим со рвением,
И станешь ты тогда святой».
Пассивность, самоунижение
И жертвенность – вот идеал
У альтруизма, без сомнения.
Примеров я таких не знал.
Я верю в достижение цели,
Познать всё то, чего не знал
И, обходя все бури, мели,
Найти, достичь свой идеал.
Не палачом жить и не жертвой,
Идти с поднятой головой.
Цель для тебя должна быть первой,
И это – долг перед собой!
Решать все вам, всё для себя
И выбор лишь один возможен.
На стульях двух сидеть нельзя
И двум богам служить не сможешь.
Альтруизм - — понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.
СЕГОДНЯ Я ЗАЖГУ СВЕЧУ
Сегодня я зажгу свечу
И вспомню день, залитый кровью,
Минуту в грусти помолчу
И может быть другим напомню.
Был катастрофой этот день
Для тех, кто был рождён другими -
Они преступники теперь
От колыбели до могилы.
Не важно жили во грехе
Или всю жизнь были святыми -
Отметка есть у них в графе
И это им простить не в силе.
Не те погибли, кто под танк
С гранатой бросился в атаке,
А дети, старики все в ряд
И женщины не в форме. В платьe.
Зачем им суд и прокурор,
Нет заседателей присяжных,
Но есть палач и есть топор -
И есть приказ. Вот это важно.
Не оправдаться, не уйти
От приговора душегубов…
А мир привычно промолчит
О жертвах в этот день забудут.
ЖЕРТВЕННОСТЬ
Пойти на смерть во благо - подвиг главный,
Так стаю прикрывает старый волк.
Кто будет мешкать, не познает славы.
Знай: добродетель - воля, а не долг.
- Сенека Луций Анней
“Иуда”, что “Хвала” значение,
А женский вариант “Юдифь”!
Она с мечом в картинах гениев
И с головой - такой был миф. (1)
Для многих может быть открытие,
Для многих мужества урок.
Соблазн и жертвенность - событие
То не для всех, “хвала” не впрок.
В истории жертвенность есть часто,
Но важно, в честь чего она!
И чтобы не прошла напрасно,
И чтобы понята была!
Значение меняют властно,
Меняя сущность, как и суть.
И гнев народа, а он страшный,
Направят в службу, просто жуть.
Что повернут, а что забудут.
Что-то изменят, как всегда.
А поколения забудут
О жертвах праведных тогда.
Народ Иисуса и Иуды
В ответе лишь за одного.
Истории странные причуды -
В ней с целью вырвано звено.
(1) Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову.
КОЗЛЫ ОТПУЩЕНИЯ
Большинство начинают вопить о несправедливости, только когда это касается их лично.
— Чарльз Буковски
Есть отпущения козлы -
Они ни в чём не виноваты,
Но есть условия игры
И жизнь козла идёт в оплату.
За чей то грех ответ несёт
Тот, кто подставлен, как замена.
Несправедлив такой учёт,
Так в древности решалось дело.
С согласия жрецов, толпы
Кровь у невинных проливали.
Всё хорошо лишь до поры,
Пока тебя козлом не взяли.
Когда подставили тебя,
Как пешку просто для размена,
Спасая вроде бы ферзя,
Тебя продали. Вот измена.
Тогда, конечно, «караул»,
«Несправедливо» и «нечестно»,
Но смех вокруг и просто гул,
Убрали вас, кого-то вместо.
ЖЕРТВЫ ПО РАСЧЁТУ
В игре обидно прозевать
То пешку, иногда фигуру...
Их лучше было бы отдать
Хоть за позиции структуру.
Обидно нам, а жизнь идёт.
Нас подставляют очень часто.
Надеетесь - ума полёт?
Или ошибка чья-то? Страшно!
Мы в пешках ходим у других,
Порой мы жертва по расчёту.
Доску мы видим лучше их,
Но наше мнение ни к счёту.
На равных мы пожалуй тем,
Что их за пешки держать можем.
И если честно, то им всем
Стать жертвой очень светит тоже.
Что видит в шахматах студент,
Обычный шахматист без ранга?
- Фигуры, вилки, шах - момент
То озарения, то страха.
Что видит мастер на доске?
- Позицию, потенциалы...
Он знает тактики клише,
В стратегии он - генералом.
А что гроссмейстеру дано?
- Видны ему поля и силы,
И где водоворот, где дно...
И черных дыр без дна глубины.
Вселенная его доска,
Весь мир его в пол-сотне клеток,
Там страсти, там есть жизнь сама
И каждый ход от жизни жертва.
Пусть те, кто в шахматах успел
В обычной жизни то не очень,
Что в жизни гений не сумел
Известно им и всяким прочим.
ЭПИЛОГ
Нет в России палача, который бы не боялся стать однажды жертвой, нет такой жертвы, пусть самой несчастной, которая не призналась бы (хотя бы себе) в моральной способности стать палачом.
- Иосиф Бродский
Нам кажется нормальным то,
К чему привыкли, с чем родились.
Что окружает нас давно,
Чего казалось не отнимешь.
А появись в другой среде
И воспитание по иному,
Другие правила везде -
И норму видишь по другому.
И жертва ты или палач
Легко представить всё иначе,
Ползёшь или несёшься вскачь...
Так жизнь пошла - смеёшься, плачешь.
И мы себя - того, другого
Возненавидели б, наверно!
Поставили б клеймо и пробу
Своей привычке только верным.
В руках судьбы мы глина только
Она нас лепит, формирует,
И после жизнью обжигает -
Горшком, фарфоровой статуей.
Свидетельство о публикации №125052306601
ставит пред выбором тебя -
стать жертвой,
героем иль палачом,
иль ко всему безучастным прохожим,
а время и совесть-Судья,
судят строго потом
по жизни тебя...
Мила Алевзис 24.05.2025 05:38 Заявить о нарушении
Станислав Лем
.
То, что мы совестью зовём,
Ответ души на состояние
Процесс сравнения - приём
Морали нашей понимание.
Сравнение с нормой, что в душе
Переступаем ли границы,
А, если сделано уже,
Стыдиться нам или гордиться.
Укоры совести, терзание
И осознание вины
Порой уснёт она случайно
И беспокойно видит сны.
Заглушат совесть гимны, марши,
Патриотизма болтовня.
Взывания шамана к падшим
И обожание вождя.
Но, если уровень морали
Не выше плинтуса, тогда
Нет беспокойства, нет печали,
И все проблемы трын-трава.
Оскар Хуторянский 24.05.2025 14:52 Заявить о нарушении